В Грузии остановились все транзитные нефтепроводы и газопроводы
"Информационные агентства, а также ВР, которая добывает нефть в Азербайджане, вчера сообщили о том, что все нефтепроводы и газопровод, проходящие транзитом через Грузию, прекратили свою работу из соображений безопасности. Эту информацию можно трактовать как появление огромных рисков в политике Вашингтона и Брюсселя по построению коридоров экспорта среднеазиатских энергоносителей в обход России.
"Мы приостановили прокачку в качестве меры предосторожности в связи с событиями в Грузии. Мы внимательно отслеживаем ситуацию, и в зависимости от ее нормализации будет принято решение о возобновлении прокачки", -- заявили вчера в ВР. При этом там указали, что в ходе военных действий нефтепроводы не повреждены (труба Баку -- Тбилиси -- Джейхан бездействует из-за взрыва и последующего пожара на турецком участке). Экспорт нефти ВР сейчас идет по альтернативным маршрутам: по нефтепроводу Баку -- Новороссийск (максимальная мощность 5 млн тонн в год) и по железной дороге до порта в Батуми. Но ни тот ни другой маршрут не в состоянии заменить нефтепроводы Баку -- Тбилиси -- Джейхан и Баку -- Супса, пропускная способность которых составляет 50 млн и 15 млн тонн в год соответственно.
В этой ситуации нефтяники вынуждены закачивать сырье в хранилища, увеличивать транспортировку по железной дороге и пытаться договориться с Россией о дополнительном объеме прокачки через нефтепровод Баку -- Новороссийск. Однако, как заявил вчера «Времени новостей» вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, ВР в его компанию по этому вопросу не обращалась. Хотя «Транснефть» готова увеличить объем прокачки в два раза, более чем на 80 тыс. тонн в месяц, а в дальнейшем -- еще минимум вдвое.
Между тем возможности хранилищ и железной дороги далеко не безграничны. А потому нефтяникам, работающим в Азербайджане, приходится снижать добычу. Россия, на первый взгляд, может радоваться -- маршруты в обход ее территории оказались более чем рискованными. Однако если дело дойдет до остановки добычи, полагает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, то иностранцы первым делом скажут, что риски возникли из-за военных действий России. Впрочем, отвечая на вопрос «Времени новостей», он не исключил, что работающие в Азербайджане и Казахстане нефтяные компании теоретически могут обратиться к России с просьбой либо расширить нефтепровод Баку -- Новороссийск, либо построить какой-либо новый. Но, по его мнению, на данном этапе этот сценарий маловероятен: труба Баку - Тбилиси -- Джейхан через неделю должна быть восстановлена после пожара, и все проблемы будут сняты.
Газ шел транзитом через Грузию в Турцию по Южно-Кавказскому газопроводу Баку -- Тбилиси -- Эрзерум. Мощность этой трубы составляет 30 млрд кубометров в год, однако она была загружен по минимуму. Теперь, когда газопровод не работает, Баку будет легче согласиться на предложение «Газпрома» продавать российскому концерну весь экспортный газ по мировым ценам. Как известно, два месяца назад глава «Газпрома» Алексей Миллер сделал такое предложение азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву. С одной стороны, оно открывает для Баку возможности для нового торга с покупателями газа -- Турцией, Грецией, Италией и Австрией. Контракты с фиксированными и достаточно скромными ценами заключены только на 6,6 млрд кубометров газа в год с турецкой Botas. При этом экспортный потенциал даже первой фазы месторождения «Шах-Дениз» оценивается в 12 млрд кубометров. А на втором этапе планируется увеличить его на 5--7 млрд кубометров. С учетом стоимости транспортировки газа до Турции и далее по еще не построенным трубам, сметная стоимость которых постоянно дорожает, конкурировать с «Газпромом» будет очень не просто. Однако, с другой стороны, до сих пор именно Азербайджан возглавляет группу поддержки маршрутов поставки каспийских нефти и газа в Европу в обход России. Поэтому пока можно говорить лишь о возрастании рисков поставок газа в обход России транзитом через Грузию, и не более того.
Зато, говорит г-н Нестеров из «Тройки Диалог», можно твердо сказать о бесперспективности маршрута «Белый поток», разработанного командой украинского премьера Юлии Тимошенко. Впервые она высказывала эту идею еще в 2005 году. Речь идет о строительстве газопровода из Туркменистана по дну Каспийского моря через Азербайджан в грузинский порт Супса, а затем по дну Черного моря через Крым в направлении стран Евросоюза. Предполагалось, что вначале газ "Белого потока" будет поступать с месторождения «Шах-Дениз» в объеме 8 млрд кубометров в год, с помощью чего Украина сможет снизить свою зависимость от транзита среднеазиатского сырья через Россию. А затем, когда будет построен подводный трубопровод на Каспии, мощность газопровода вырастет до 32 млрд кубометров в год. В более отдаленной перспективе украинский премьер не исключала строительство "Белого потока-2" и даже "Белого потока-3", в результате чего суммарная мощность трубопровода должна увеличиться до 100 млрд кубометров в год, а заполняться он будет топливом из Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и даже Ирана. В итоге среднеазиатский газ может потеснить в Европе российский, писали украинские СМИ. Но теперь, когда транзит через Грузию стал более рискованным, чем поставки через Россию, ни политического, ни экономического смысла строить «Белый поток» нет.
Таким образом, военный конфликт в Грузии показал, что проблема транзита энергоносителей является глобальным явлением на постсоветском пространстве, и нет никакой разницы в том, какое происхождение имеют нефть и газ -- российское или нероссийское. Готового решения этой проблемы нет -- экспортеры могут снижать риски путем диверсификации маршрутов лишь на небольшие объемы из-за ограниченной пропускной способности трубопроводов. "