Константинопольский патриарх не дал добро на церковную независимость Украины
"Торжества, посвященные 1020-летию крещения Руси, завершившиеся вчера в Киеве, прошли с размахом, но, похоже, не принесли того результата, на которые рассчитывали президент Украины Виктор Ющенко и его окружение. Константинопольский патриарх Варфоломей I, которого принимали на высшем уровне со всеми возможными почестями, так и не дал добро на создание украинской поместной церкви, независимой от Москвы. При этом действия г-на Ющенко явно не прибавили ему очков в глазах верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата, а таковых большинство среди украинских православных. Воскресная праздничная литургия, которую в «матери городов русских» отслужили два патриарха -- Константинопольский Варфоломей I и Московский и всея Руси Алексий II, не разрядила обстановку.
На рассвете на Владимирскую горку, где должно было состояться торжественное богослужение, были стянуты повышенные силы милиции и киевского ОМОНа, которые к 8 часам утра полностью перекрыли доступ верующих. Городские власти объясняют столь ревностную заботу о безопасности тем, что вокруг помоста, на котором проходила служба, и так уже собралось большое количество народа. И во избежание давки всех остальных желающих пришлось «отсечь». Однако, как свидетельствуют очевидцы, внутри оцепления оставалось достаточно места. Реакция большинства верующих была однозначной: «нас не хотят пустить к нашему патриарху». «То, что нас, канонических православных, не пустили на службу, говорит о том, что это заранее спланированная акция, -- заявила агентству Интерфакс одна из женщин, не допущенных на литургию. -- Мы хотим видеть своего патриарха. Он приехал сюда ради нас, ради нашего праздника. Мы здесь на своей намоленной земле, а не в гостях у кого-то!».
«Алексий, Алексий!» -- начала скандировать многотысячная толпа верующих, когда Константинопольский и Московский патриархи подходили к Владимирской горке. Во время самой литургии большей части присутствующих пришлось молиться прямо на проезжей части перед милицейскими и омоновскими кордонами. Многие верующие стояли на коленях, некоторые держали в руках плакаты «Автокефалии нет!». Под автокефалией (самоуправлением) имеется в виду поддерживаемый властями Украины проект создания национальной церкви под эгидой так называемого «Киевского патриархата», возглавляемого бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), которого РПЦ МП предала анафеме за раскольничество и «немонашеский образ жизни».
Показательно, что на Владимирской горке не было ни «киевского патриарха» Филарета, ни митрополита Мефодия, главы другой «альтернативной» церкви -- Украинской автокефальной (УАПЦ). Помимо Варфоломея I и Алексия II, в литургии приняли участие митрополит Киевский Владимир -- предстоятель канонической Украинской православной церкви, подчиняющейся Московскому патриархату.
«Мой призыв ко всем участникам противостояния -- искренне делайте все для укрепления мира и единства», -- после богослужения обратился с воззванием к верующим Варфоломей I. Глава Константинопольской церкви, имеющий также титул Вселенского патриарха, подчеркнул, что он глубоко переживает из-за нынешнего канонического кризиса на Украине, где одновременно действуют три православные церкви. «Константинопольская церковь-мать страдает вместе с дорогой дочерью, украинской церковью, как будто эти разделения были бы на ее собственном теле, и надеется на быстрое и полное достижение завещанного Богом единства», -- подчеркнул Вселенский патриарх. Правда, так же как и во время встречи со светским лидером Украины Виктором Ющенко, Варфоломей не уточнил, как именно, по его мнению, можно достичь искомого единства. При этом очевидно, что украинский президент ждал от Константинопольского патриарха четкого и вполне однозначного одобрения идеи «независимой церкви для независимого государства».
Очевидцы отмечали, что гостя из Стамбула встречали по-особому, чего нельзя сказать об Алексии II. Как и было заранее объявлено, г-н Ющенко и другие первые лица государства лично приветствовали Варфоломея в киевском аэропорту Борисполь, в то время как Алексию II такая честь оказана не была. Пресс-служба украинского президента пояснила, что в этот момент глава государства был занят гашением юбилейных марок, выпущенных по случаю 1020-летия крещения Руси. В дни праздничных торжеств по всему Киеву были установлены рекламные щиты с изображениями Ющенко и Константинопольского патриарха. Варфоломей I вместе с президентом Украины принял участие в открытии галереи портретов известных украинцев, среди которых, заметим, были изображения гетмана Ивана Мазепы (которому в церквях Московского патриархата до сих пор провозглашается анафема) и лидера Украинской повстанческой армии (УПА), гауптштурмфюрера СС Романа Шухевича.
«Я надеюсь, что наша мечта осуществится. Историческая справедливость восторжествует, и на Украине будет создана национальная церковь. Прошу вашего благословения ради нашей мечты, ради нашей надежды, ради нашей страны», -- обратился г-н Ющенко к Константинопольскому патриарху после субботнего праздничного молебна на Софийской площади Киева. В том же выступлении президент Украины несколько раз подчеркнул, что государство не вмешивалось и не вмешивается в межконфессиональные дела.
Но патриарх Варфоломей не дал искомого благословения. В его ответной речи прозвучал призыв к восстановлению церковного единства на Украине, но сделано это было весьма дипломатично. «Забота о защите и восстановлении церковного единства является нашей общей обязанностью, которая перевешивает какие бы то ни было политические или церковные цели, -- заявил Вселенский патриарх. -- Продолжение путаницы в целях, не соответствующих духовному характеру Церкви, забрало бы объединяющую силу Крещения и еще больше обострило бы опасное разделение церковного тела».
Как бы то ни было, и на следующий день украинские власти продолжали демонстрировать «особый подход». Так, прибыв к месту совершения воскресной праздничной литургии, г-н Ющенко приветствовал патриарха Варфоломея троекратным поцелуем, а Алексия II -- кратким рукопожатием.
Предстоятель РПЦ в отличие от своего константинопольского «коллеги», обращаясь к пастве на Владимирской горке, высказался более определенно. Сделав экскурс в историю, святейший патриарх Московский подчеркнул, что с благодарностью вспоминает патриарха Константинопольского Дионисия, который в 1686 году признал вхождение Киевской митрополии в состав Московской церкви, ибо благодаря этому произошло «воссоединение некогда единой, но затем по стечению исторических обстоятельств разделенной Русской церкви» в России и на Украине. «Единство русского православия не препятствует полноценной жизни суверенных государств, являющихся преемниками Киевской Руси», -- сказал Алексий II, дав, таким образом, отповедь сторонникам «самостийной церкви». Кроме того, глава РПЦ поблагодарил патриарха Константинопольского за «выраженную приверженность каноническим устоям Церкви» (заметим, что «Киевский патриархат» Филарета Денисенко канонически не признан ни одной из православных церквей). Когда в завершение речи предстоятель РПЦ поблагодарил православных, пришедших на литургию, его слова были встречены возгласами: «Алексий -- наш патриарх!» "