В Мосгорсуде завершился процесс по секретному делу о мошенничестве
"Роман Уколов, «Независимая газета»: В зале суда Чахмахчян заявил, что его дело сфабриковано.
Мосгорсуд приговорил бывшего члена Совета Федерации от Калмыкии Левона Чахмахчяна к девяти годам лишения свободы. Последнее заседание длилось всего 20 минут. Судье предстояло зачитать лишь финальную – резолютивную часть приговора. Основной текст приговора не оглашался ввиду наличия в нем секретных материалов. Суд признал экс-сенатора виновным по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Двое других фигурантов этого дела – Армен Оганесян и Игорь Арушанов – также обвинялись в мошенничестве и приговорены судом к 8 и 7 годам лишения свободы соответственно. По данным Генпрокуратуры РФ, сенатор Чахмахчян, инспектор Счетной палаты РФ Оганесян (зять Чахмахчяна), а также главный бухгалтер общественного объединения «Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества» Арушанов похитили у авиакомпании «Трансаэро» 1,5 млн. долл. путем мошенничества. По версии следствия, Левон Чахмахчян предлагал руководству «Трансаэро» за вознаграждение скрыть нарушения, которые были выявлены Счетной палатой в ходе проверки в апреле 2006 года. Большую часть этой суммы следовало перечислить на счета подставных фирм, а 300 тыс. долл. предполагалось передать наличными. При получении денег Чахмахчян, Арушанов и Оганесян были задержаны сотрудниками ФСБ России.
В ходе прений сторон прокурор просил приговорить Левона Чахмахчяна к 9,5 года заключения, а Оганесяна и Арушанова – к 8 и 7 годам соответственно. В своем последнем слове Чахмахчян заявил, что не признает своей вины. Он считает, что все доказательства были сфальсифицированы. «Нас судили не как граждан Российской Федерации, а как последних террористов, – заявил подсудимый перед оглашением приговора. – В материалах уголовного дела все сфальсифицировано».
Адвокаты Чахмахчяна намерены обжаловать решение суда. «Приговор считаем несправедливым и незаконным и будем его обжаловать», – заявила журналистам адвокат экс-сенатора Валентина Сизова после оглашения приговора. По словам защитника, в ходе процесса были нарушены основные принципы судопроизводства: гласность и презумпция невиновности.
В соответствии с законом при рассмотрении дела, содержащего материалы под грифом «секретно», в суде оглашается лишь окончательная часть приговора. По той же причине судебные заседания велись в закрытом режиме. С чего бы, казалось, закрывать процесс? Ни в Мосгорсуде, ни в Центре общественных связей ФСБ РФ ответа получить не удалось. Своей версией с «НГ» поделился адвокат Роберт Зиновьев, представляющий интересы первого защитника Чахмахчяна адвоката Бориса Кузнецова. Напомним, что в июле прошлого года, знакомясь с документами Генпрокуратуры в Верховном суде РФ, Кузнецов обнаружил справку с грифом «секретно», содержащую распечатку прослушивания телефонных переговоров его доверителя. Адвокат сфотографировал документ как доказательство вопиющего нарушения законодательства (сенатор обладал иммунитетом члена Совета Федерации) и направил фотографии в Конституционный суд РФ, откуда их переправили в прокуратуру Москвы, а та обвинила Бориса Кузнецова в разглашении государственной тайны.
По словам Роберта Зиновьева, в соответствии с законом процесс могут закрыть, если это сопряжено с возможностью разглашения гостайны. «Слушания, на мой взгляд, закрыли, формально руководствуясь этим поводом, но не для того чтобы сохранить гостайну, а чтобы скрыть от общественности факты нарушения закона спецслужбами», – заявил адвокат. По его данным, Борис Кузнецов нашел в материалах следствия множество других нестыковок, что грозило развалом дела. По мнению Зиновьева, случай с фотографированием секретного документа спецслужбы использовали для того, чтобы отстранить от дела дотошного защитника и закрыть процесс.
Еще на эту тему «Ведомости», Анастасия Корня:
9 ЛЕТ ЗА ВЗЯТКУ В $1,5 МЛН
«Мосгорсуд приговорил бывшего члена Совета федерации Левона Чахмахчана к 9 годам лишения свободы. Он признан виновным в мошенничестве. Оглашена только резолютивная часть приговора: в деле содержались секретные документы и процесс был закрытым.
Чахмахчана задержали в июне 2006 года, в офисе авиакомпании «Трансаэро». Вместе с ним был задержаны его зять, помощник аудитора Счетной палаты Армен Оганесян, и главный бухгалтер Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества Игорь Арушанов. При них был портфель, в нем нашли $300 000.
По данным следствия, это была часть взятки в $1,5 млн, которую задержанные вымогали у руководства компании за решение проблем, связанных с перечислением в бюджет налоговых платежей и таможенных пошлин.
Чахмахчян был лишен полномочий члена Совета федерации.
Гособвинитель требовал для экс-сенатора девяти с половиной лет лишения свободы, почти столько суд и назначил. Армен Оганесян и Игорь Арушанов приговорены к восьми и семи годам лишения свободы.
Сам Чахмахчан своей вины не признавал и утверждал, что стал жертвой провокации. Адвокат Чахмахчана Валентина Сазонова обещает обжаловать решение Мосгорсуда. «Приговор незаконный и необоснованный», цитирует Сазонову РИА «Новости».
Приговор не мягкий, хотя до сих пор в отношении высокопоставленных должностных лиц Фемида жесткостью не отличалась, констатирует адвокат Игорь Яртых: отношение к власти по умолчанию всегда рассматривалось как смягчающее обстоятельство, отмечает он. Бывшему министру юстиции Валентину Ковалеву дали 9 лет условно, 4 года условно получил экс-глава РФФИ Владимир Малин. Сравнительно мягким — 5,5 лет условно — был и приговор бывшему российскому министру по атомной энергии Евгению Адамову, напоминает адвокат. Решение Мосгорсуда — первая ласточка той антикоррупционной политики, которую провозгласил новый президент и что принадлежность к власти станет отягчающим обстоятельством при определении наказания, надеется Яртых.”
ЛЕВОНА ЧАХМАХЧЯНА И ДВУХ ЕГО ПОДЕЛЬНИКОВ ПРИЗНАЛИ ВИНОВНЫМИ В МОШЕННИЧЕСТВЕ
- Дело сфабриковано! У обвинения нет никаких доказательств! - выкрикивал во время оглашения приговора бывший член Совета Федерации и по совместительству президент Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества.
В апреле 2006 года Левон Чахмахчян, его зять, сотрудник Счетной палаты Армен Оганесян, и бухгалтер ассоциации Игорь Арушанов были задержаны в офисе крупнейшей авиакомпании. У подельников при себе был дипломат с $300 000, помеченными сотрудниками ФСБ и Генпрокуратуры.
Как показало следствие, сенатор со товарищи собирался стрясти с авиакомпании $1,5 миллиона за исключение из материалов проверки Счетной палаты информации о якобы недоплате авиакомпанией таможенных платежей за 17 самолетов в размере $300 миллионов. Большую часть денег преступники просили перечислить на счета подставных фирм, а 300 тысяч долларов затребовали «налом». Сотрудники компании предпочли обратиться в правоохранительные органы. Оганесян и Арушанов отправились в СИЗО сразу после задержания. Чахмахчян же, пользовавшийся парламентской неприкосновенностью, был арестован позже.
В декабре 2006 года вопрос о привлечении сенатора к уголовной ответственности Верховный суд решал... в больнице. Чахмахчян не появлялся в суде, ссылаясь на болезнь. В феврале 2007-го он был арестован.
Вчера же суд, который, к слову, проходил в СИЗО «Лефортово» (чтобы избежать проблем при транспортировке все время жалующегося на здоровье подсудимого), вынес свой вердикт: виновны по статье «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Левону Чахмахчяну дали 9 лет колонии общего режима, Армену Оганесяну и Игорю Арушанову - по 8 и 7 лет соответственно.» Александр ИГОРЕВ http://www.kp.ru/daily/24131/351516/