Сколько чудных открытий готовят нам тяжбы создателей UC Rusal. Вместе с Сергеем Поповым работал начальником юротдела нынешний председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, бывший однокурсник Дмитрия Медведева
"Показания расходятся:
Сначала братья Черные вместе с группой TWG и с помощью Олега Дерипаски поставили под контроль российские алюминиевые заводы. Потом Дерипаска решил, что сам управится с ними лучше, а Михаил Черной его в этом поддержал. Вместе они почти задавили TWG, но та продала свои акции Борису Березовскому и Роману Абрамовичу, и дело кончилось мирно — созданием «Русского алюминия», половина которого была записана за Дерипаской, а половина — за Абрамовичем. Потом Дерипаска выкупил долю Абрамовича, объединился с меньшим конкурентом, СУАЛом, и теперь хочет вывести акции UC Rusal на биржу — вероятно, Лондонскую. Там к этому почти все готово.
В частности, иски в Высокий лондонский суд Черного и Березовского, соответственно, к Дерипаске и Абрамовичу. Для Дерипаски судебные разбирательства не то что не в новинку — они сопровождают его компании с тех пор, как его имя вообще стало известно широкой публике. Но, как правило, главный металлург и обладатель 1-го места в списке российских миллиардеров Forbes выходил из суда победителем. Например, претензии к нему Михаила Черного, считающего, что с ним не расплатились за 20% «Русала», в последний раз британский суд отверг в прошлом году. Так что в последней волне исков к создателям крупнейшего в мире производителя алюминия интересно не только то, как они закончатся, но и то, с чего начинаются. Документы к этим процессам, поданные и истцами, и ответчиками, пестрят непривычными для публики объяснениями.
Березовский утверждает, что ему причиталась четверть «Русала», но это право было оговорено на словах. По понятиям то есть. Абрамович отвечает в том смысле, что «понятия» имели место: Березовский, дескать, пролоббировал покупку «Сибнефти», а его давний партнер, ныне покойный Бадри Патаркацишвили, предоставлял некую «помощь в покупке алюминиевых активов и обеспечивал защиту». А Абрамович им за это платил, но не акциями, а деньгами.
Похожую роль, судя по объяснениям, отправленным Дерипаской в суд, играл Михаил Черной — вместе с Антоном Малевским (ныне покойным) от имени измайловской ОПГ «крышевал» его за долю в прибыли («законопослушным бизнесменам не оставалось иного выхода, как принять это покровительство»). Пока на горизонте не появились Абрамович с Березовским, которые, видимо, показались Дерипаске привлекательнее прежней «крыши».
Это произошло в начале 2000 г., когда о партнерстве Дерипаски и Черного еще не было широко известно. Уже в конце того же года Черной рассказал о нем «Ведомостям», а еще через несколько месяцев объявил, что продает свою часть «Русала» Дерипаске. Но тот год спустя заявляет, что Черной никогда не был акционером нового холдинга, а за долю в предыдущей компании ему уже заплачено $250 млн.
Теперь старый конфликт законопослушного Дерипаски с Черным пополнился еще одним персонажем, не менее ярким, чем известные до сих пор. Это Сергей Попов, которого когда-то обвиняли в вымогательстве, но оправдали. О его деловой карьере только что написал Forbes.
В 1993 г., когда набирал обороты импортер куриных окорочков «Союзконтракт», он стал совладельцем компании. «Познакомили, сказали, что полезный, грамотный и авторитетный человек», — вспоминает один из основателей СК Алексей Гольдштейн. Компания стала расти как на дрожжах, обзавелась кучей недвижимости в Питере, через который шел импорт, и пакетом акций «Северных верфей» и пользовалась при этом услугами лучших, как теперь известно, юристов страны. В частности, в ее питерском филиале в 1995 г.работал начальником юротдела нынешний председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, бывший однокурсник Дмитрия Медведева и его партнер по юридической фирме «Балфорт».
С Дерипаской его (как и брата Малевского) связывали 10% в компании Radom, через которую скупались алюминиевые активы, а позже «неформализованное» участие в «Базэле», которому он тоже помогал скупать активы. Платежи за это участие, говорит Попов, перестали поступать несколько месяцев назад. Но сильнее его удивляет то, что Дерипаска отказывается признавать в нем старого друга. Это и правда не по понятиям."