Савва Ямщиков: «Однако распорядитель денежных средств - все тот же Швыдкой - предпочитал тратить их на московские биеннале»
"Большой победой следует считать приостановление передачи Германии знаменитой «Бременской коллекции». Столь возмутительную сделку пытался провернуть бывший министр культуры господин Швыдкой
Покровская башня: что от нее осталось...
Как это ни странно, но… Решение самых болевых ситуаций, сложившихся в нашей культуре, никоим образом не зависит от скудной строки государственного бюджета, где обозначены средства на духовное развитие. Все упирается в министерских чиновников и отдельных руководителей на местах. В их нежелание понять необратимость последствий надругательства над историко-художественным наследием прошлого. А также – представить всю опасность волюнтаристских методов управления культурой сегодня. СКАЖУ сразу вот о чем. За последние годы неравнодушным ревнителям духовных ценностей Отечества все же удалось кое-чего достичь. Их неравная борьба с нерадивыми блюстителями законов и распоряжений (касающихся актуальных культурных процессов) подчас увенчивалась успехом.
За помощью, правда, пришлось обращаться сначала к Президенту России, а теперь ее премьер-министру В. Путину. Письма к нему видных деятелей литературы и искусства получили поддержку первого лица и работников его аппарата.
В срочном порядке принимаются меры по фактически сорванному празднованию 200-летия великого русского писателя Н.В. Гоголя. Это мероприятие ЮНЕСКО включило в план генеральных.
Появилась надежда, что в самое ближайшее время начнутся работы по организации единственного музея классика в России (на Украине - их три!) на Никитском бульваре в Москве. Там он прожил последние свои годы и обрел вечный покой. Принимается решение о воссоздании первоначального облика могилы писателя на Новодевичьем кладбище. Там бюст работы скульптора Н. Томского уступит место Кресту и Голгофе. Именно они означены в предсмертном завещании Гоголя.
Думается, что после вмешательства в катастрофическую ситуацию главы правительства мы уже к 1 апреля 2009 г. увидим не только полное собрание сочинений писателя, но и нецензурированные воспоминания его современников, а также летопись жизни и творчества.
Немалые же средства, отпущенные на празднование торжественной даты, пойдут на приличествующие юбилею дела. А не на дешевую развлекаловку или постановки гоголевских пьес, где пошлость и вседозволенность граничат с атмосферой телешоу «Дома-2» и эскападами Ксюши Собчак.
Большой победой следует считать приостановление передачи Германии знаменитой «Бременской коллекции». Столь возмутительную сделку пытался провернуть бывший министр культуры господин Швыдкой. У этой (одной из немногих!) трофейной ценности вообще странная судьба. Сначала «щедрый» Хрущев намеревался подарить ее немецким коллегам по партии. Затем сокровищем, законно принадлежащим России, еще более расточительный хозяин Ельцин хотел облагодетельствовать «друга Коля».
Последняя попытка передать коллекцию Германии сорвана при активном участии народного избранника Николая Губенко - с помощью Генеральной прокуратуры РФ. Мне бы хотелось напомнить новому руководству Министерства культуры о самых кровоточащих ранах на теле историко-культурного наследия России. Попытки залечить их предпринимались бывшим его руководителем А.С. Соколовым. Однако распорядитель денежных средств - все тот же Швыдкой - предпочитал тратить их на московские биеннале. То есть на «синие носы», сосульки из мочи, чучела Толстого, обгаживаемые живыми курами, или производство насквозь пролживленных фильмов о Второй мировой войне.
На наших глазах гибнет бесценное архитектурно-художественное наследие древнего Пскова. Вот что мы писали об этом Президенту России В. Путину:
«Зная о вашем внимании к археологическому и культурному наследию России, хотели бы напомнить, что хорошо знакомый вам профессор А.Н. Кирпичников инициировал совещания в президентской Администрации против вандализма псковских руководителей, доведших древние памятники до состояния, какое их не постигло во время войны... Еще гремели ее залпы, а наши реставраторы, выполняя указ советского правительства, начали восстанавливать монастыри и храмы Новгорода и Пскова, дворцы и парки Ленинграда, «лечить» чудом уцелевшие иконы и фрески. А сегодня, когда Псков стал городом, граничащим с Шенгенской зоной, доморощенные олигархи строят таунхаузы, золотые набережные и отели в нескольких метрах от рушащихся шедевров XII-XVII веков. В нужник превращена Покровская башня - одна из мощнейших в Европе, которую не смогли одолеть многие незваные гости».
Только что Псковское отделение охраны памятников направило В. Путину телеграмму о строительстве высотного жилого дома рядом с башней. Как мы будем после этого смотреть в глаза многочисленным гостям сочинской Олимпиады, которые обязательно захотят посетить древний Псков и полюбоваться его сокровищами?
«Отечественная школа реставрации, - писалась в том же послании к Президенту, - высоко котируется в мире. Единственным действенным органом, направляющим и регулирующим деятельность всех реставрационных учреждений страны, стимулирующим совершенствование редких кадров, 50 лет являлась Комиссия по аттестации реставраторов при Министерстве культуры. Господин Швыдкой и его приспешники Комиссию ликвидировали, ссылаясь на нерентабельность и отсутствие средств. Цена вопроса - одна комната на министерских этажах и один сотрудник с зарплатой 5000 рублей. Поверьте, господин президент, этот поступок направлен на уничтожение нашей реставрационной школы. Лишившись государственной поддержки, классные реставраторы найдут работу у частников. А что делать музеям, чьи памятники станут гибнуть без заботы профессионалов?
Три года пытаемся мы возродить Аттестационную комиссию. Но все старания разбиваются о бездушные юридические циркуляры и безразличие чиновников.
За три года практически до основания разрушена жемчужина усадебной архитектуры России - имение Аксаковых и Мамонтовых «Абрамцево». Новый ее директор господин Пентковский заявил при вступлении в должность, что сам дух мракобеса Гоголя будет изжит из «Абрамцева». Он уволил около сотни опытных сотрудников, порушил сады, парки, пруды. А барский дом XVIII в. (кстати, подлинный - в отличие, скажем, от новоделов Михайловского, Петровского и Тригорского) превратил в плюшкинскую развалюху.
Об абрамцевской трагедии писали десятки газет, рассказывали телеканалы - хотя их операторам разбивали камеры и заламывали руки заместители господина Пентковского по науке. В своем обращении «Беда в Абрамцеве» академик Д. Сарабьянов, народный художник России П. Никонов и лауреат Солженицынской премии поэт Ю. Кублановский писали: «Каким образом такое ответственное и тонкое дело было доверено дилетанту, бесконтрольно хозяйничающему в легендарном «Абрамцеве»? Кто его туда посадил? Неужели правда, что чиновник чиновнику глаз не выклюет, и, вместо того чтобы оперативно и мужественно исправить ошибку, они прикрывают своего назначенца?!
Проведенная полтора года назад конференция с участием известных музейщиков, архивистов и предпринимателей подтвердила все факты абрамцевского вандализма, но «воз и ныне там».
Надеемся, что новое руководство Министерства культуры России оперативно вмешается в решение этих проблем, грозящих гибелью национального достояния страны.
Нужно ли нам архитектурное старье многовековой давности? Может, снести его к чертовой матери и понастроить все новое?
СЕРГЕЙ Болбат, менеджер, Калуга: - Старье нам непременно нужно: лишь тот, кто помнит прошлое, вправе рассчитывать на будущее. А что лучше всего напомнит о прошлом, как не объекты старины? Это - раз. А два - это просто красиво! И речь тут не только об историческом, но и о культурном, эстетическом наследии.
Валерий Аносов, педагог, Омск: - Старые строения придают неповторимость любому городу. Это - его душа. Разрушить до основанья, а затем... - такое мы уже проходили. И не дай Бог повторения подобного!
Анатолий Самборский, врач, Пенза: - Завидую москвичам - у них есть Лужков. Одно плохо: при нем Москва стала похожа на что угодно, только не на Москву. Неужели нельзя принять закон о том, что исторический центр трогать запрещено?
Владимир Кудинов, доктор исторических наук, профессор, Кострома: - Архитектуру не зря называют застывшей музыкой. Она передает не только колорит своего исторического периода. Но и позволяет судить о промышленных технологиях строительства, дает представление о живших до нас людях, об их психологии. Разрушать исторические памятники нельзя. Снести и заменить можно только те, которых много. Причем лишь в том случае, если есть уверенность, что аналогичные образцы этого некогда массового зодчества останутся и для будущих поколений.
Татьяна Юрченко, студентка, Санкт-Петербург: - Почему поляки восстановили разрушенную до нуля Варшаву буквально один в один? Разве мы тоже не можем сделать так? Денег нет? Но у нас не денег, у нас мозгов не хватает!
Вячеслав Манапов, дизайнер, Тула: - А у нас и так ни одна новостройка не имеет своего лица. Как говорится, хотите увидеть Тулу - поезжайте в Барнаул! А если серьезно - дело не в архитектуре, а в земле, на которой эти древности стоят. Она нынче дороже истории...
Нина Маслова, продавец, Тверь: - Я сама с рождения живу в бывшем купеческом доме, построенном более 150 лет назад. Красивое здание, толстые каменные стены, печное отопление и удобства во дворе. И тоже вроде как памятник архитектуры. Дом коммунальный, и мы ждем не дождемся, когда нам выделят отдельные квартиры! Поскорее бы съехать из этого памятника!"