В России производится около 2500 часов сериалов в год, объем рынка составляет около $250 млн. Как компания RWS зарабатывает на убыточных кинопроектах. Нецивилизованность и непрозрачность отечественного кинобизнеса
"Пока прокатчики и продюсеры спорят о причинах провалов отечественных кинофильмов, кинокомпания Russian World Studios (RWS) решила сделать основную ставку на производство сериалов, а также на сдачу в аренду студийных площадей и съемочного оборудования. Но даже многомиллионные инвестиции АФК «Система» вряд ли помогут RWS воплотить свои амбиции и стать полноценным мейджором.
(26.05.2008) Развитие российского кинобизнеса со стороны выглядит весьма бурным: бум строительства кинотеатров и киностудий, бесконечные потоки сериалов, а также около 200 отечественных кинофильмов в год. Но сами участники рынка не до конца уверены, что это показатель здорового рынка, и киноиндустрию в России можно считать полноценным бизнесом. Владельцы RWS не верят, что на производстве полнометражных фильмов можно хорошо заработать. Кино они снимают лишь в имиджевых целях, а деньги им приносят сериалы и сдача в аренду съемочного оборудования.
Хлеб и зрелища
Russian World Studios (RWS) была основана в 1998 году Андреем Смирновым и Юрием Сапроновым. У каждого из них, как выражаются партнеры, была «своя предыдущая жизнь». Смирнов начал карьеру в программе «Взгляд», а Сапронов – на «Ленфильме». Для совместной деятельности партнеры выбрали продюсирование. «Что такое продюсер? Это человек с компьютером и мобильным телефоном, – говорит генеральный директор RWS Андрей Смирнов. – Мы так и начинали: была идея, свежий сценарий, дальше, подключая наработанные контакты, искали инвестора (например – телеканал), проводили кастинг, находили режиссера, съемочную группу, брали в аренду технику, договаривались со студией постпродакшн и получали в итоге хороший продукт. А после – ты опять один на один с идеей».
Среди первых проектов RWS были телепередачи – «Телепузики», «Папа, мама, я – спортивная семья», но вскоре партнеры открыли для себя новое направление – производство телесериалов. В 2000 году вышел в свет восьмисерийный проект RWS «Маросейка, 12». Он был показан на канале «Россия», програм-мным директором которого в то время был Андрей Смирнов. «Тогда о полном метре приходилось еще только мечтать. В основном мы занимались сериалами», – вспоминает гендиректор RWS.
Действительно, отечественные сериалы появились раньше, чем современное постсоветское кино. «Все, что касается российского кинопроизводства и кинотеатрального показа, стало подниматься только в связи с единичными случаями сборов в кинотеатрах», – рассказывает продюсер Ирина Смолко. – Началось все с «Бумера» в 2003-м, потом был первый фильм Бекмамбетова, который всех поразил своими сборами». В 2001 году на том же канале «Россия» вышли 18 серий другого проекта RWS – «Кобра», который имел продолжение в 2003-м – 24 серии «Кобра. Антитеррор».
Развиваться бизнесу партнеров помогали налаженные связи. «В конце 90-х годов рынок ощущал нехватку качественного киносъемочного оборудования. Мы подумали, что будет эффективно вкладывать заработанные на продюсировании деньги в техническое развитие своей компании. И постепенно это выделилось в отдельный бизнес, который сейчас успешно работает», – говорит Андрей Смирнов. По его словам, компания располагает всей возможной техникой для производства кино- и телепродукции, включая автопарк из 60 машин, которые ее перевозят, а также сдает в аренду павильоны и натурные площадки. Доля этого направления в деятельности RWS сейчас составляет около 30 – 40%.
Кино не для всех
В Russian World Studios утверждают, что к 2008 году компания реализовала более 400 теле- и кинопроектов. В основном это была сериальная продукция. Кинофильмы партнеры снимали редко.
Так, к примеру, RWS продюсировала короткометражную картину «Дух» (The Spirit) режиссера-дебютанта Джозефа Файнса, известного по роли в фильме «Влюбленный Шекспир». Большой поклонник Достоевского и системы Станиславского, Файнс хотел снимать кино в России. О том, что Файнс ищет продюсеров, которые могли бы воплотить его идеи в жизнь, Андрей Смирнов и Юрий Сапронов узнали через британских партнеров. Они встретились с Джозефом, загорелись его идеей, быстро нашли общий язык и вскоре приступили к работе над фильмом, получившем в этом году награду «Cinema For Peace» на Берлинском кинофестивале. Коммерческого успеха от «некассового» фильма никто не ждал. «Для нас в данном случае проект был скорее имиджевым», – говорит Андрей Смирнов. До этого партнеры также успели выпустить фильм «Антидурь», однако сумели покрыть только свои прямые затраты.
В RWS главными проблемами современного отечественного кинобизнеса считают его нецивилизованность и непрозрачность.
«В России существует темная сторона рынка кино, такой закрытый, черный ящик. Между производителями картины – продюсерами – и зрителями нет прямого контакта. Там стоят дистрибьюторы и киносети, которые непрозрачны, – говорит Смирнов. – Казалось бы, дистрибьютор должен быть заинтересован, чтобы на фильм пришли зрители. Но его больше интересует бюджет на продвижение: либо от государства, либо от продюсера, который приходит со своим фильмом. Принесешь, допустим, $2 млн – буду прокатывать, не принесешь – не буду».
Под утверждением, что с полным метром в России сейчас больше проблем, чем с сериалами, готовы подписаться все опрошенные «Ко» эксперты и участники рынка.
«Да, рынок полного метра пока далек от цивилизованного, хотя объемы производства растут с каждым годом. Отношения между звеньями «голливудской» цепочки (производство – прокат – показ) в нашей стране непрозрачны на всех стадиях, – подтверждает директор по кинопрокату компании «Амедиа» Наталия Лазарева. – Невозвратные (чаще всего полученные от государства или непрофессиональных инвесторов) деньги развращают продюсеров, которые уже особо не заинтересованы в успехе фильма, так как получили свое на стадии производства, дистрибьюторы тоже в любом варианте получат свои проценты от рекламного бюджета и от проката, успешен или провален будет проект, они все равно в плюсе».
Главный менеджер по закупкам «Амедиа» Михаил Бондаренко добавляет к списку еще один фактор: «Действительно, кинотеатры занижают сборы, продюсеры плохо продюсируют, рекламные кампании непродуманны. Но, на мой взгляд, есть основная макроэкономическая причина – низкая покупательная способность населения – в 5 – 6 раз ниже основных мировых рынков. И побочная: высокая стоимость кинобилетов – высокая относительно цен в ЕС и США и располагаемого дохода российского зрителя. Отсюда касса кинопроката Франции/Германии/Англии, зашкаливающая за $1,5 млрд – 2 млрд в сравнении с нашими $500 млн, и втрое-четверо большие бюджеты местных картин. Кроме того, за рубежом гораздо меньше проблем с, мягко говоря, нецелевым использованием бюджетов фильмов и низкоэффективным менеджментом. А грубо говоря – с воровством и раздолбайством».
Тем не менее с утверждением, что российское кино на сегодняшний день существует лишь ради имиджевых задач, согласны далеко не все.
«Это в корне неверное мнение навязывается для того, чтобы отпугнуть от бизнеса конкурентоспособных кинопроизводителей, – возражает кинорежиссер Игорь Коробейников. – Производство и реализация кинопродукции очень сильно напоминает отечественный шоу-бизнес: если на Западе продюсеры и производители зарабатывают с продаж продукта, то у нас производителям, наоборот, приходится платить для того, чтобы продукция дошла до зрителя. Прокатчиков мало интересует коммерческий успех фильма. Зачастую они жертвуют единичным успешным прокатом в угоду монополистам, которые обеспечивают пакетный прокат. Независимым производителям практически невозможно пробиться на рынке, так как ведется серьезная борьба по блокировке случайных успешных проектов. В результате рапортуется, что на нашем рынке успешных проектов нет, либо низкорейтинговый и коммерчески неуспешный продукт выдается за событие».
Война миров
«В отличие от кинопроектов, производство сериалов можно совершенно легко прогнозировать, понимать стоимость и прибыльность проектов. Это бизнес», – утверждает Смирнов. Полный метр и сериалы несопоставимы с точки зрения прибыльности – убыточных сериалов мало (в отличие от фильма, производство непопулярного сериала можно закрыть, не досняв до конца), в то время как в большом кино окупаются 4 – 5 из 200 картин в год.
«90% заработка производителя сериала – то, что ему платят каналы, – говорит Михаил Бондаренко из «Амедиа». – Еще 5% – доходы от DVD, если сериал неплохо идет. Остальное канал в основном зарабатывает на продаже рекламы в сериале. При этом, конечно, может получить и права на выпуск DVD/отчисления от DVD и т.д.»
Однако в этой цепочке тоже не все гладко. «Взаимоотношения между производителями сериала и телеканалом на сегодняшний момент настолько непросты и имеют столько нюансов, что порой напоминают отношения любовников, где не тот вздох и движение ресниц могут испортить намечающуюся симпатию», – находит сравнение Игорь Коробейников. Кроме того, производственные бюджеты сериалов сейчас нередко сравнимы с бюджетами полнометражных картин, и съемки «мыльных опер», которые будут представлять канал, превратились в серьезную и ответственную задачу.
Андрей Смирнов рассказывает, что на сегодняшний день стоимость сериальных проектов существенно увеличилась, вспоминая недавние времена, когда все было иначе, и, к примеру, в период первых съемок «Улиц разбитых фонарей» тратилось около $15 000 на серию. «$250 000 в час – потолок для основной массы сериалов, – говорит Бондаренко. – Но если выпускается дорогой десятисерийный продукт с бюджетом в $400 000 за серию, соответственно с общим бюджетом в $4 млн, то это сопоставимо с расходами на «Параграф 78». По данным «Амедиа», в России производится около 2500 часов сериалов в год, объем рынка составляет около $250 млн в год.
Часть системы
Впрочем, переживать тяготы создания сериальной продукции RWS теперь станет намного легче. В конце 2007 года компания заключила стратегический альянс с холдингом «АФК «Система», в результате чего возникло совместное предприятие под общим названием RWS. Со стороны последней в СП вошла киностудия в Москве со всем оборудованием и транспортом, менеджмент и библиотека креативного контента. АФК «Система» внесла в СП библиотеку кинопроектов компании «Тема Продакшн», среди которых наиболее известна картина Вуди Аллена «Матч пойнт», а также новую киностудию в Санкт-Петербурге. Строительный объект киностудии уже сдан, но полностью она будет готова к сентябрю этого года, съемки первого проекта ожидаются в июне. Согласно условиям сделки АФК «Система» получила 51% акций новой компании, оставшиеся 49% – менеджмент RWS.
Партнеры встретились на проекте киностудии RWS «Анапафильм», которая строится недалеко от Анапы. «Руководство «Системы» предложило нам создать совместную компанию, – рассказывает Смирнов, – и дальше развивать это бизнес-направление». «АФК «Система» долгое время была в иллюзии, что кино – это не бизнес. Люди, которые работали в структуре кинопроизводства компании, не были подготовлены и подкованы в этих вопросах», – комментирует Игорь Коробейников.
В самой АФК «Система» сделку прокомментировали так: «RWS укрепит позиции группы АФК «Система» в производстве видеопродукции, и это именно те производственные мощности, которые нам были необходимы, чтобы стать в перспективе лидером рынка платного телевидения и интернет-вещания. Услуги RWC, создаваемый контент мы намерены распространять через наши телекоммуникационные компании МТС, «Комстар» и СММ, через их цифровые и мобильные платформы».
Что же касается RWS, то, кроме АФК «Система», они вели переговоры и с другими претендентами, а именно с «Северсталью» и подразделением немецкого фонда «Квадрига Капитал Россия», который в марте 2007 года уже приобрел производителя телепрограмм ЗАО «АТВ Продакшн». «Систему» мы выбрали потому, что это крупнейшая телекоммуникационная компания в России. А телекоммуникации – будущее развития контента, то есть новые платформы его подачи зрителю, – поясняет Андрей Смирнов. – Кроме того, для других компаний-претендентов мы были бы просто неким инвестпроектом, а для АФК «Система» – целевой бизнес». По его словам, теперь сократятся сроки реализации проектов компании, а их масштаб вырастет. Планируется, что основным источником финансирования будут заемные средства. Только в 2008 – 2009 годах в развитие компании RWS будет инвестировано около $250 млн.
Модная тема
Андрей Смирнов рассказывает, что после сделки с «Системой» RWS получила статус крупнейшей кинопроизводственной компании в России по объему студийных площадей. Кинокомплекс в Москве, расположенный на территории ЗИЛа, располагает 7 павильонами и общей площадью 11 000 кв. м. Такой же размер и у киностудии в Санкт-Петербурге с 6 павильонами. На киностудии в Анапе, располагающей тремя площадками, общей величиной 73 га, пока реализуются только натурные съемки. Там также планируется возвести несколько павильонов. Сумма инвестиций в первую очередь строительства, по оценкам экспертов, составит около $100 млн. Проект уже разработан, однако строительство пока не началось в связи с тем, что процесс покупки земли не завершен. Также неясно до сих пор, кто выступит девелопером.
Таким образом, новая компания располагает 13 павильонами общей площадью 18 000 кв. м, 0,7 га натурных площадок в Москве и 73 га натурных площадок на Черноморском побережье. Сейчас в Москве насчитывается более 50 качественных съемочных площадок, или 59 600 кв. м. Лидерами являются «Мосфильм» с 14 павильонами площадью 13 000 кв. м, «Медиа Сити» (входит в ГК «Амедиа») – 13 павильонов площадью 10 600 кв. м и совместное предприятие АФК «Система» и Russian World Studios.
«По объему площадей после сделки с «Системой» RWS догнала и перегнала «Мосфильм» и стала крупнейшей компанией», – подтверждает руководитель отдела коммерческой недвижимости Vesco Consulting Кира Бутба. При этом имеющиеся площади компания может использовать не только в целях собственного производства, но и для сдачи в аренду «безземельным» коллегам по цеху.
«Ввиду дефицита съемочных павильонов и возрастающего спроса на них, арендные ставки выросли и почти достигли среднеевропейского уровня, чего нельзя сказать о качестве оказываемых услуг, – рассказывает Бутба. – Так, аренда съемочной площадки в Москве варьируется от $400 до $5000 в день, включая все технологическое оборудование. А затраты на съемку одного часа могут доходить до $300 000. В среднем аренда съемочной площадки размером 700 – 800 кв. м без оборудования составляет $1000 в день. Причем стоит учесть, что аренда под полнометражные фильмы, как правило, обходится дороже».
Золотую киностудийную жилу в последнее время принялись разрабатывать и другие компании, в том числе непрофильные инвесторы. «В настоящее время рынок киностудий России и, в частности, Москвы не монополизирован, в стране его делят 36 государственных киностудий и довольно молодых частных компаний. И если раньше инвесторы вкладывались в фильмы, то сейчас многие переключились на строительство киностудий, отвечающих международным стандартам, потому как кинонедвижимость является весьма прибыльным вложением», – говорит Бутба.
Так, крупная российская студия «Леан-М» собирается вложить $30 млн в строительство киностудии в Москве. Холдинг «Синема Инвест» намерен вложить около $100 млн в строительство киностудии в Сочи. Венгерский девелопер TriGranit собирается инвестировать около $20 млн – 25 млн в строительство киностудии в Санкт-Петербурге. Банки «Глобэкс» и «Интеркапитал» планируют построить павильоны в Петербурге и в Подмосковье, вложив $50 млн и $25 млн – 30 млн соответственно. Впрочем, к конкуренции в RWS относятся более чем спокойно. «Почему нет? В одном Лос-Анджелесе несколько сотен киностудий, которые мирно сосуществуют друг с другом», – комментирует Андрей Смирнов.
Мейджор местного пошиба
По мнению некоторых экспертов, к более дешевым российским павильонам присматриваются и западные компании, хотя к нашей стране у них по-прежнему сохраняется вполне обоснованное недоверие. Кстати, контакт с Западом у RWS уже налажен. Компания сотрудничает с SONY Pictures Television Interna- tional, Hallmark Entertainment, HBO Films, Beacon Pictures и другими. Смирнов вспоминает участие RWS в работе над фильмом «Икона» с Патриком Суэйзи в главной роли. Съемки проходили в Москве, и RWS выполнила нелегкую задачу – получила разрешение на съемки на Красной Площади и организовала проезд танков.
Примечательно, что своими конкурентами Смирнов и Сапронов называют мейджоров – Sony Pictures, Universal, Metro-Goldwyn-Mayer. «Стратегическая задача RWS – стать компанией–мейджором, по крайней мере, в России. Наша цель – быть в тройке лидеров в России и в первой двадцатке в Европе», – говорит гендиректор RWS.
Впрочем, на подобные утверждения участники рынка реагируют довольно скептически.
«Если посмотреть на классических мейджоров – крупные голливудские киностудии, – всех объединяет схожая структура. Схематично ее можно охарактеризовать как наличие масштабного собственного производства, разветвленной системы дистрибьюции для всех видов носителей и серьезной библиотеки, – пояснили «Ко» в «Централ Партнершип». – Если по всем этим характеристикам компания занимает лидирующие позиции, она может считаться мейджором. Чем больше таких появится на российском рынке, тем стабильнее и прозрачнее он будет. Получится ли у RWS построить такую структуру, покажет будущее. Нам для того, чтобы создать подобную компанию, понадобилось 10 лет». «Первая двадцатка в Европе – из области ненаучной фантастики, первая тройка в России – теоретически возможна, вопрос – когда», – добавляет Михаил Бондаренко.
ЧТО ТАКОЕ RUSSIAN WORLD STUDIOS ГОД ОСНОВАНИЯ: 1998 СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: кинопроизводство, продюсирование, дистрибьюция, весь спектр услуг для кинопроизводства ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА RWS действует в Лондоне, Люксембурге, Гонконге и Лос-Анджелесе ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: не разглашаются ВЛАДЕЛЬЦЫ: 49% акций компании – менеджмент RWS, 51% – АФК «Система» ШТАТ: 200 человек ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Амедиа», «Централ Партнершип», собственное производство каналов "