"Книге о юном Путине придется конкурировать с двумя голливудскими детскими эпопеями, одновременно выходящими в российский прокат: "Властелин колец" и "Гарри Поттер". Персонаж "Путин" - можно заявить, ознакомившись с отечественным продуктом, - ничем не уступает своим английским коллегам. У Фродо Бэггинса есть Кольцо Всевластья, у Гарри Поттера - волшебная метла "Нимбус-2000", у Путина - автомобиль "Запорожец" и корочка лейтенанта КГБ.
Добровольным Нестором В. В. Путина вызвался быть известинский журналист Олег Блоцкий. "Владимир Путин. История жизни" - повесть временных лет действующего президента, компендиум сведений не только о самом Путине, но и обо всех его родственниках, педагогах, приятелях, тренерах, любимых книгах, фильмах и учебных курсах. Есть даже и на полном серьезе составленная родословная президента до восьмого, кажется, колена, очень впечатляющая - сплошь рабочая косточка да крестьянское семя. Напечатаны несколько неизвестных фотографий юного "Володи". Первый том посвящен жизни ВВП с 1952 по 1979 год: Ленинград, коммуналки, быт, двор, спорт. Возникают иногда в меру курьезные детали: однажды Путин играл на баяне, однажды Путину сломали нос, однажды Путин выиграл в лотерею "Запорожец". Продолжение (1979 - 2002) следует. Даром что фактов - пруд пруди (Блоцкий пообщался с десятками свидетелей) , первое, что приходит в голову: этого не может быть. It's too good to be true. Все недостатки Путина - мелкие (если он и выпивает, то так мало, как только может себе представить человеческое воображение) ; все достоинства - выдающиеся. Он и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник; судя по разговорам с его знакомыми, даже и А. Д. Сахаров или Д. С. Лихачев не обладали такой суммой достоинств. Сочинитель Блоцкий, склонный использовать в своем тексте свойственные художественному дискурсу приемы, пытается изобразить жизнь Президента как роман, соответствующим образом структурируя свое повествование. Первая сцена, заимствованная, кажется, из бунинского "Легкого дыхания", разворачивается на кладбище - женщина плачет о том, что нет у нее денег поставить памятник недавно умершей родственнице. "Ветер хлестал фотографию, нанесенную на металлический овал". Вместо готического, допустим, продолжения пролог заканчивается неожиданным образом: плакальщица пишет письмо в Кремль, Путину, где сообщает, что в могиле покоится его первая учительница. Надо ли говорить, что к Дню учителя погребальный холм украшает новый памятник.
О стилистике документального романа можно судить уже и по названиям глав: "Парнишка с Баскова переулка", "Отчий дом", "Навстречу судьбе". Внутри еще хуже - рафинированная советская пошлость. Блоцкий кадит фимиам, Блоцкий дирижирует хором аллилуйщиков: ария Друга, ария Тренера, ария Одноклассницы, а теперь все вместе: "Во-ло-день-ка! ". Бог весть, куда там смотрят хваленые кремлевские имиджмейкеры: если эта книга спродюсирована ими - позор им.
Книга неинтересна, так как Блоцкий ошибся с жанром: Путин - плохой герой романа, потому что у него нет никаких аберраций; при таком слишком гладком, геометрически абстрактном главном герое сюжетные шестеренки друг за друга не цепляются. Книга Блоцкого, однако ж, крайне важна: но не изложенными в ней историческими фактами, а самим фактом своего появления. "История Путина" - первая путинская словесная икона. Это текст агиографический, жизнеописание святого, намалеванное, как это принято в иконописи, по законам "обратной перспективы", сформулированным о. Павлом Флоренским. Скорее всего, Блоцкий и не осознает этого; его выдает текст. Посмотрите на прихотливую композицию книги. Это не реалистическая живопись с ее обычной перспективой: прошлое и будущее сосуществуют здесь - как и в пространстве иконы - одновременно. Время движется здесь в обратную сторону - и стилистически тоже: Блоцкий в предисловии начинает с вполне современной язвительности, даже иронизирует, а заканчивает в духе сталинских агиток, совсем уж неприличных сегодня. Иконный "Путин" Блоцкого важен чрезвычайно как элемент складывающегося Мифа о Президенте. Путин до сих пор фигура загадочная оттого, что состоит из множества образов: редчайший случай. Нынешний образ Путина - сумма образов из различных сфер искусств. Ближайший аналог Путина - Чапаев: Чапаев есть сумма Чапаева исторического, Чапаева из романа Фурманова, Чапаева из фильма братьев Васильевых, Чапаева из анекдотов, Чапаева из романа Пелевина. Точно так же существует Путин официальный - 1 ( "простой человек" из классической уже книги "От первого лица") , Путин официальный - 2 (умница, по-бондовски лихо рассекающий горнолыжные трассы) , Путин - персонаж анекдотов (совместивший в себе качества Штирлица и Вовочки) , Путин - максимсоколовский (новый Петр I, надежда либералов-западников) , Путин духовной оппозиции и Александра Проханова, в частности (персонаж напечатанного в газете "Завтра" романа "Господин Гексоген", "маленький человек, похожий на шахматного офицера, выточенного из слоновой кости", ставленник заговора спецслужб) , Путин Березовского, теперь вот Путин Блоцкого (ленинградский голем с совершенной биографией и родословной). Из всего этого складывается Миф о Президенте. Неважно, кто таков реальный Путин. Важно, что он - точка приложения сил, концентрирующихся в психическом аккумуляторе, который запускает программу управления страной. Книги Блоцкого не хватало; эта словесная икона - важная деталь психического аккумулятора, на который замкнута страна и к которому обращается энергия ее граждан.
Продолжение - "В. В. Путин и Тайная комната", что-то в этом роде, про службу будущего президента в органах - сенсации явно не наделает. Результаты изысканий О. Блоцкого очень легко прогнозировать. Если вам интереснее Путин с психологической точки зрения, то лучше уж купить сборник анекдотов о нем, чем этот анекдотический сборник воспоминаний. Непонятно, почему Блоцкий не выяснил о Путине что-нибудь более существенное, чем игра будущего президента на баяне. Побоялся, что ли? Странно, сказано же в тех же анекдотах: Путина бояться - в сортир не ходить."