Всего в войне таранили противника по крайней мере 636 советских пилотов. По крайней мере 503 экипажа совершили таран наземных целей
"Если спросить "среднестатистического" жителя России (или жителя бывшего СССР) о лучших советских асах-лётчиках, то в 99% услышим только две фамилии - Кожедуб (62 лично сбитых) и Покрышкин (59 л.с.). Большинству не известен даже третий по числу официально засчитанных побед - Гулаев (57 личных побед).
Нисколько не стремясь умалить достижений Кожедуба и Покрышкина, хочу указать, что Гулаев воевал лишь 15 месяцев (с 14 мая 1943 по 14 августа 1944) - а не всю войну, как Покрышкин или почти 2 года, как Кожедуб.
И ещё. Есть такое понятие как результативность "вылет-победа". То есть отношение числа боевых вылетов к числу сбитых противников. У Покрышкина этот показатель 650:59=11. У Кожедуба - 330:62=5,3. У Гулаева - 240:57=4,2. У большинства советских лётчиков, сбивших более 15 самолётов, этот показатель составляет 10-20, доходя до 50.
Если составить рейтинг результативности по этому показателю, то первая дюжина советских асов, сбивших более 20 самолётов, будет такой:
Капитан Александр Лавренов - 26 личных побед в 90 боевых вылетах (3,46). Погиб 26 марта 1944. Ст.лейт. Николай Сивцов - 28 л. п. в 100 б. в. (3,57). Погиб 23 сентября 1943. Капитан Александр Бастриков - 24 л. п. в 100 б. в. (4,17). Погиб 24 ноября 1943. Майор Николай Гулаев - 57 л. п. в 240 б. в. (4,21). Майор Павел Чепинога - 23 л. п. в 100 б.в. (4,35) Майор Пётр Худов - 24 л.п. в 108 б.в. (4,50) Подполковник Александр Ситковский - 31 л.п. в 160 б.в. (5,2) Маршал авиации Иван Кожедуб - 62 л.п. в 330 б.в. (5,3) Ген-майор Кирилл Евстигнеев - 53 л.п. в 296 б.в. (5, 58) Майор Павел Камозин - 35 л.п. в 200 б.в. (5,7) Ст.лейт. Евгений Дранищев - 21 л.п в 120 б.в. (5,7). Погиб 20 августа 1943. Полковник Дмитрий Глинка - 50 л.п. в 300 б.в. (6)
Думаю, необходимо упомянуть и лейтенанта Петра Бринько. Он погиб 14 сентября 1941, сделав более 100 вылетов и имея на счету 15 личных побед. Надо отметить, что воевал он только на И-16. Однако он хотя бы получил звание Героя СС, в отличие от полковника Владимира Боброва, лично сбившего 43 самолёта (11-й абсолютный результат в советских ВВС, кроме того, рекордсмен среди советских лётчиков в Испании - 13 побед), и также не получивших этого звания капитана Бастрикова и капитана Ащаулова (24 личных победы). А вот другой показатель - число боев к сбитым противникам (не менее 20 побед). Тут первым будет капитан Назимов - 24 победы в 27 боях - 1,13 (погиб 23 декабря 1944). Затем:
2. Майор Гулаев - 57 побед в 69 боях - 1,21 3. Ст.лейт. Сивцов - 28 в 40 - 1,43 (погиб 23 сентября 1943) 4. Капитан Лавренов - 26 в 40 - 1,54 (погиб 26 марта 1944) 5. Майор Манукян - 22 в 35 - 1,59 6. Подполковник Ситковский - 31 в 50 - 1,61 7. Майор Чепинога - 23 в 37 - 1,61 8. Капитан Бастриков - 24 в 40 - 1,67 (погиб 24 ноября 1943) 9. Полковник Пинчук - 22 в 38 - 1,73 10. Подполковник Меренков - 22 в 39 - 1,77 11. Полковник Сувиров - 28 в 50 - 1,79 12. Капитан Леонович - 28 в 50 - 1,79 13. Майор Руденко - 21 в 38 - 1,81 14. Полковник Семёнов -21 в 38 - 1,81 15. Маршал Кожедуб - 62 в 120 - 1,94 16. Ген-майор Куманичкин -36 в 70 - 1,94 17. Ген-майор Покрышев - 31 в 60 - 1,94 18. Полковник Лихобабин - 30 в 60 - 2,00 19. Полковник Лобанов - 26 в 52 - 2,00 20. Майор Яшин - 25 в 50 - 2,00 Результат Маршала Покрышкина - 59 в 156 - 2,64.
Ещё раз повторю - этими вычислениями я не имел целью принизить заслуги Кожедуба, Покрышкина, Речкалова, Ворожейкина, Скоморохова, Колдунова, Краснова и других советских асов. (Данные взяты из книги Н.Бодрихина "Сталинские соколы") http://www.volk59.narod.ru/asy.htm
АВИАЦИОННЫЕ ТАРАНЫ
Таран - изобретение древнее. В древности носы боевых кораблей делались в форме рога, которым пробивали борт вражеского корабля или ломали ему весла. Принцип тарана использовался и для пробивания ворот или стен вражеских крепостей.
А в 20-м веке слово "таран" пробрело новое значение. 26 августа 1914 штабс-капитан Пётр Нестеров во время налёта трёх вражеских самолётов на аэродром в Шолкиве (Галиция), поднял в воздух свой невооружённый Моран-М. Нестеров направил его на самолёт ведущего (австрийского лейтенанта барона фон Розенталя) и протаранил его. Оба самолёта рухнули на землю, погребя под обломками пилотов. Так был открыт счёт сбитых Императорскими Воздушными Силами вражеских самолётов.
Первый ночной таран был совершен советским летчиком старшим лейтенантом Евгением Степановым 25 октября 1937 в Испании - он разбил стабилизатор итальянского бомбардировщика стойкой шасси.
31 мая 1938 Антон Губенко в воздушном бою над китайским городом Ханькоу, израсходовав боеприпасы, таранил японского истребителя и сумел посадить свой повреждённый самолёт. Губенко был произведён из капитана в полковника, получил звание Героя Советского Союза и назначен замначальника ВВС Белорусского военного округа. В 1939 он погиб в авиакатастрофе. (3) Капитан Николай Жердев в 1938 в Испании таранил бомбардировщика. Погиб в авиааварии в 1942, имея на счету 14 сбитых самолётов. (3)
Следующим советским лётчиком, совершившим таран, был старший лейтенант Витт (Виталий) Скобарихин - 20 июля 1939 в районе Халхин-Гола. При этом ему удалось посадить свой самолёт. Вскоре там же таран совершил Александр Мошин. Оба получили за тараны звание Героя Советского Союза. (2) 20 августа над Халхин-Голом совершил таран старший лейтенант Виктор Рахов, сумев посадить свой И-16. Через два дня он был смертельно ранен в бою, поражённый пулемётной очередью. (3)
В первые часы войны между Германией и СССР советские лётчики совершили 8 таранов. (2) Всего в этой войне таранили противника по крайней мере 636 советских пилотов. По крайней мере 503 экипажа совершили таран наземных целей. (3) Алексей Хлобыстов совершил 3 тарана, из них 2 в одном бою, Борис Ковзан - 4. (2,3)
Примечательно, что если в 1941-42 советские лётчики совершали в среднем более 20 таранов в месяц, то в 1943-44 - менее 10, а в 1945 - около 5 в месяц. (2) Не менее известны тараны, совершенные японскими лётчиками. Правда, знамениты они не воздушными таранами (о таковых широко не известно), а морскими. Японцы совершали их практически во всех боевых операциях в войне на Тихом океане. Однако сильного урона противнику они не наносили - пока этим планомерно не занялись лётчики Специального Ударного Корпуса (известные как "камикадзе"). Их первый вылет состоялся 20 октября 1944, окончившись безрезультатно. (4)
До этого, вопреки распространённому мнению, тараны осуществлялись не профессиональными смертниками, а обычными японскими пилотами, прибегавшими к этому как к последнему средству нанесения урона противнику, как правило, когда самолёт был поврежден и обречен на падение в море.
А камикадзе действовали группами, заранее зная, на что идут. Первых успехов они добились 25, 26, 29 и 30 октября 1944 - камикадзе удалось потопить эскортный авианосец "Saint Lo" и сильно повредить еще 7 авианосцев, на которых было уничтожено несколько десятков самолетов и убито несколько сотен членов экипажей; 1 ноября 1944 камикадзе потопили эсминец, повредив ещё 5; 25 ноября 1944 камикадзе сильно повредили ударный авианосец "Intrepid".
В 1945 камикадзе потопили два эскортных авианосца и повредили (вплоть до выхода из строя) 8 авианосцев и 2 эсминца (4). В апреле и мае было послано на смерть 900 камикадзе, из которых 200 поразили намеченные цели (5). При этом, как пишет Типпельскирх, "американцам приходилось принимать меры против их внезапных налётов и нести значительные потери, хотя в целом сколько-нибудь заметного влияния на ход военных действий камикадзе не оказали".
Однако и сами немцы создали подобные авиачасти. В середине 1944 майор фон Карнацки предложил генеральному инспектору истребительной авиации Галланду создать специальные отряды лётчиков-смертников, которые должны были таранить американские бомбардировщики. Галланд санкционировал формирование "штурмовых групп" (группа в Люфтваффе примерно аналогична авиаполку в Красной Армии). Как утверждается в (2), при зачислении в часть добровольцы подписывали обязательство в случае неудачи сбить противника огнём - таранить его. В эти части зачисляли и штрафников, формально их не обязывали таранить, но любым способом они должны были сбивать не менее одного бомбардировщика за вылет.
Совершались тараны и лётчиками союзников. Американцы даже утверждают, что первый таран в войне на Тихом океане был совершен отнюдь не японским, а американским пилотом. 10 декабря 1941 капитан К.Келли таранил японский линкор "Харуна" подбитым бомбардировщиком Б-17, предварительно приказав экипажу покинуть машину (2).
Источники: Air Aces of the 1914-1918 War, edited by B.Robertson, London, 1959 Асы второй мировой войны, сост. Н.Крюков, Минск, 1997 Н.Бодрихин, Сталинские соколы, Москва, 1997 Ф.Шерман, Война на Тихом океане, С-Петербург, 1999 К.Типпельскирх, История Второй Мировой войны, т.2, С-Петербург, 1994 "