Валентин Завадников, член Совета Федерации: «Кто проследит, на что госкорпорации тратят деньги». Как превратить собственность госкорпорации в личную
"«Госкорпорации считаются маргинальными даже в странах третьего мира» и «способствуют злоупотреблениям». К такому выводу пришли члены Совета Федерации, подготовившие доклад «Государственные корпорации в современной России». Независимые эксперты поддержали выводы сенаторов, а представители госкорпораций обозвали их «надуманными» и «нагнетанием истерии». Что не устраивает в госкорпорациях - обосновал автор доклада и председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин ЗАВАДНИКОВ.
«Средства можно использовать как угодно»
- Экономисты давно говорят о том, что госкорпорации якобы созданы для разбазаривания бюджетных денег нужными людьми...
- Я бы сказал гуманнее. Государственная корпорация - уникальная организационная форма. Сюда передаются огромные бюджетные деньги, которые выпадают из бюджетного контроля и не попадают под контроль общественный.
- А как же Счетная палата?
- Госкорпорации ей неподконтрольны. Больше того: у госкорпорации нет цели извлечения прибыли, а все, что заработают эти компании, они должны потратить на свою же деятельность. Механизм эффективности и стандарты конечного продукта заданы лишь общими словами. Появляется возможность использовать средства как угодно. Я бы сказал, неэффективно использовать: допускаю, что одни своруют, а другие потратят, но не на то, что нужно, а на то, что больше нравится.
- То есть нецелевое использование?
- Не совсем. Критерием нужности продукта является рыночный спрос. Какая-то госкорпорация может создать фантастический продукт. Но если этот продукт не пользуется спросом, то зачем он нужен?
- Заметно ли желание правительства прописать для госкорпораций более четкие правила игры?
- О планах правительства не знаю. Но думаю, что существующий механизм и был создан потому, что не нужно более подробно прописывать условия работы компании.
- Но почему?
- Потому что создают госкорпорации чиновники. У этих людей есть свои чиновничьи интересы. И чиновники создают формы, которые позволяют им с их личных, а не общественных интересов эффективно регулировать те или иные сегменты рынка.
- Но в других странах тоже существуют государственные корпорации...
- Там считается госкорпорацией любая организация, где есть доля государства. Они преследуют цель извлечения прибыли. Все государства от них избавляются. Это принципиальные отличия от российских госкорпораций.
Жадный чиновник или плохой предприниматель?
- Поборники госкорпораций говорят, что эти компании создаются только в тех отраслях, которые частному бизнесу развивать экономически невыгодно. А со временем, дескать, госкорпорации будут приватизированы и станут частными...
- Правительство должно стимулировать развитие бизнеса. Но не путем создания странных юридическо-финансовых структур, а развитием объективных правил поддержания максимальной конкурентности на рынках. Госкорпорации принесут глобально плохой эффект. Беда не в том, что бюджетные деньги в этих компаниях могут разворовать! А в том, что госкорпорации будут сдерживать развитие тех секторов экономики, где они созданы. Это руководителю частной компании нужно беспокоиться о рентабельности бизнеса и возврате инвестиций, а госкомпании будут демпинговать и вытеснят конкурентов-частников.
- Откуда такая лояльность чиновников к государственным компаниям?
- Существует миф, что предприниматель - это плохо, а чиновник - это хорошо. Ну и, разумеется, государство - это лучше, чем плохой предприниматель. Больше того: нынешняя власть этот миф активно пропагандирует и создает госкорпорации. А также создает законы, которые позволяют власти регулировать экономическую деятельность тех или иных сегментов.
- Что в этом направлении делается правительством, кроме создания госкорпораций?
- Совет Федерации на днях одобрил Закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли российской экономики. Сам по себе закон нужен инвесторам. Иностранец сможет заглянуть в один закон, а не листать десятки, и понять, куда он может вкладывать инвестиции, а куда дорожка заказана. Когда правительство пытается защитить от иностранцев ядерный или оборонный комплексы, я это могу понять. Хотя большое количество вооружения в мире производится не на государственных, а на частных заводах. А запрет на работу иностранцев в связи, авиации, типографском и телевизионном бизнесе попахивает переделом рынка. В конце концов что плохого в зарубежных инвесторах? У хозяина телеканала есть лицензия на вещание. Показывает что-то запрещенное законом - отзываем лицензию. А если он не нарушает закона, при чем тут национальность?
- Коллеги-сенаторы поддержали ваш доклад по госкорпорациям?
- Доклад - это развернутая версия главы в ежегодном докладе Совета Федерации по мониторингу законодательства, который рассылается президенту и правительству. Разумеется, он утверждался Советом Федерации, и, значит, коллеги меня поддерживают. Как превратить собственность госкорпорации в личную 1. Безвозмездное финансирование.
2. Выдача льготных кредитов.
3. Внесение средств в уставные капиталы дочерних и зависимых компаний.
4. Сдача средств и собственности в аренду на льготных условиях.
5. Закупки по завышенным ценам.
6. Завышенные траты на строительство и ремонт.
7. Дополнительный выпуск ценных бумаг с повышенной доходностью.
8. Манипуляции с фондовым рынком.
Из доклада Совета Федерации «Государственные корпорации в современной России».
МНЕНИЯ
ЗА
Дмитрий БЕЛОУСОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: «Частный бизнес себя не проявил»
- Госкорпорации, как правило, создавали там, где частный бизнес не сумел себя проявить. Например, российской экономике требуется финансирование инфраструктурных проектов. Но коммерческие банки не имеют таких средств. Правительству пришлось приспособить под это Внешэкономбанк.
Создание Росатома я тоже приветствую. При реформировании атомная отрасль развалилась на несколько крупных предприятий. Каждое из них как-то работает. Но сейчас время вкладывать деньги в технологии. Если Россия не сможет предложить зарубежным партнерам реактор четвертого поколения, то наше место займут американцы и японцы, а потом вытеснят нас с этого рынка и в России.
Вопросы вызывает лишь госкорпорация по реформированию ЖКХ. Коммунальную сферу уже накачивали деньгами, но они растворялись, как в черной дыре. Нужен был крайний, кто четко смог бы отследить распределение денег. Но, думаю, с этим можно было справиться и в рамках бюджета.
ПРОТИВ
Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы: «Это вещь в себе, неподвластная правительству»
- Не нравится мне такая форма собственности, как госкорпорации. Я предпочитаю проводить госсредства через бюджет. Это прозрачно, подконтрольно Счетной палате и Госдуме. А госкорпорации... Недавно Госдума сразу в трех чтениях принимала поправки, разрешающие госкорпорации по реформированию ЖКХ вкладывать свободные деньги в банки. Но не было заключения правительства. На что нам ответили: эти деньги - собственность госкорпорации, и заключения правительства, чтобы ими распоряжаться, не требуется. Это получается такая вещь в себе, которая плохо контролируется.
К тому же в эту госкорпорацию выделены на ремонт жилья 240 миллиардов рублей. Ррегионам выдвинуты такие условия, которые выполнить непросто. Договоры подписаны всего с 10 регионами, еще 8 стоят на очереди. Освоено не больше 10 миллиардов. Получается, что вместо ремонта подъездов и крыш, госкорпорация будет зарабатывать средства за рубежом.
- ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, бывш. Премьер министр РФ, бывший руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу (финансовая разведка) при Минфине РФ