"Вся зарубежная недвижимость России переходит на баланс МИДа и государственного унитарного предприятия при Управлении делами президента "Госзагрансобственность". Только с их подачи будут отныне продавать, закладывать, менять и дарить здания и пакеты акций. Это следует из постановления правительства о порядке отчуждения федерального имущества за рубежом, поступившего в рассылку 18 января. Такой порядок, по мнению ряда юристов, является серьезной правовой ошибкой и ставит под угрозу ареста и отторжения национальную недвижимость.
После распада СССР у российского государства не было четкой картины состава загрансобственности. Перерегистрировали ее на баланс почти 40 организаций. Среди них - МИД, УД президента, Минобороны, внешнеэкономические объединения, "Росзарубежцентр", ИТАР-ТАСС, РИА "Новости". "Бывало, что исторический особняк за границей занимали два сотрудника. Творили с ним что хотели, ни копейки не вкладывая в ветшающее здание", - сказал "Ведомостям" директор департамента МИДа Валерий Авдеев.
В октябре 2000 г. Владимир Путин издал указ, которым потребовал радикально улучшить использование недвижимости за границей. Минимущества для начала уточнило, что же принадлежит России.
На учете сегодня стоит 3645 объектов недвижимого имущества, расположенных на территории 120 государств. Площадь помещений составляет около 1,7 млн кв. м, земельных участков - 601,2 млн кв. м. Кроме того, в собственности находится 79 пакетов акций в зарубежных компаниях. Балансовая стоимость зарубежного достояния России оценивается в $2,7 млрд, а долей участия - в $1,18 млрд.
Чиновник Минимущества заявил "Ведомостям", что по прямому назначению используется только 80% площадей, еще 11% сдается в аренду, а 9% - в простое. Правительство пришло к выводу, что 90% недвижимости нужно сохранить для дипломатических и торговых целей. Их ставят сейчас на баланс МИДа. При этом из-за скудности бюджетного финансирования ведомству позволили сдавать в аренду временно гуляющие площади. Все остальное имущество передается по указу во владение УД президента, точнее - созданного при нем ГУП "Госзагрансобственность". То есть часть помещений по разработанным нормативам закрепляется за дипломатами, а излишками будет распоряжаться УД президента.
Эксперты находят странным, что сдача в аренду зарубежной недвижимости в 2001 г. принесла бюджету мизерные $14 млн. Забирая недвижимость под ГУП "Госзагрансобственность", в Кремле, видимо, сочли, что оно лучше подготовлено для бизнеса. Продолжая эту линию, премьер Михаил Касьянов подписал на прошлой неделе постановление правительства о порядке отчуждения федеральной собственности за рубежом. Теперь продажа, залог, обмен и дарение собственности будут происходить исключительно по предложению МИДа и УД президента, которые представит в правительство межведомственная комиссия под руководством главы Минимущества Фарита Газизуллина. "Это обеспечит более прозрачное и коммерчески эффективное использование недвижимости", - сказал "Ведомостям" руководитель ГУП "Госзагрансобственность" Сергей Болховитин.
Впрочем, сотрудник Счетной палаты, просивший не указывать его имени в печати, сомневается, что новый порядок существенно скажется на поступлениях в бюджет: "Бардака было действительно много, но и ГУП вряд ли раскроет целиком доходные источники". По словам экспертов, активы России искусственно занижены Минимуществом, чтобы избежать обвинений в нерациональном управлении зарубежной недвижимостью. Еще в начале 90-х британское агентство Pinkerton по заказу правительства РФ составило отчет, из которого следовало, что стоимость неутерянного к возврату советского имущества составляет $400 млрд.
К тому же новый порядок отчуждения, утвержденный правительством, нисколько не защищает федеральное имущество от ареста и отторжения. По мнению руководителя юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберта Еганяна, передача недвижимости на баланс ГУП "Госзагрансобственность" плохо выверена в правовом плане: "Теперь у [российской] собственности нет ни дипломатического, ни государственного суверенитета, которые раньше помогали отбиваться". По его мнению, в западной юридической практике нет такого понятия - ГУП. Поэтому, несмотря на название, структуру администрации президента западные суды будут рассматривать как обычную коммерческую. Со всеми вытекающими последствиями. То есть на всякие действия по продаже, залогу и обмену недвижимости могут последовать судебные иски той же Украины."