Генерала Гамова вновь признали жертвой случайного стечения обстоятельств
"Сегодня в Сахалинском облсуде гособвинение назовет меру наказания, которую, по его мнению, заслуживают виновники гибели генерал-майора погранвойск Виталия Гамова. Однако, несмотря на повторный обвинительный вердикт присяжных, прокуратура вновь проиграла. Доказать вину троих подсудимых именно в убийстве ей так и не удалось. Как и на первом судебном процессе, присяжные увидели в событиях, произошедших шесть лет назад в квартире генерала в Южно-Сахалинске, лишь умышленное уничтожение и повреждение имущества, совершенное из хулиганских побуждений путем поджога. Адвокаты подсудимых таким исходом дела остались довольны. Представители же обвинения пока не спешат с заявлениями об обжаловании вердикта, решив сначала дождаться приговора.
Но уже очевидно, что он суровым не будет. По закону максимальное наказание, которое суд сможет назначить подсудимым с учетом вердикта присяжных, -- пять лет колонии. Учитывая же, что они провели под арестом уже несколько лет, не исключено, что обвиняемые будут освобождены практически сразу после приговора.
Нападение на квартиру генерала Гамова в доме №21 на улице Чехова в Южно-Сахалинске, где он жил с семьей, произошло в ночь на 21 мая 2002 года. Согласно материалам уголовное дела, преступники приставили лестницу к лоджии, разбили окно и забросили туда три полуторалитровые пластиковые бутылки с зажигательной смесью с подожженными запалами. В квартире сразу же вспыхнул сильный пожар. Виталий Гамов, его супруга Лариса и 13-летний сын Иван успели выбежать из квартиры. Однако после этого супруги решили вернуться в дом, чтобы спасти имущество, и на сей раз выбраться из полыхающей квартиры не смогли. Подоспевшие пожарные нашли Гамовых, но врачи оценили их состояние как критическое. Для лечения они были в срочном порядке переправлены в больницу японского Саппоро. Генерала, получившего ожоги 95% кожного покрова, спасти не удалось, и через несколько дней он скончался. Лариса Гамова выжила, но пришла в сознание лишь через месяц.
Подозреваемых установили довольно быстро, летом того же 2002 года. Ими оказались трое членов преступной группировки Черняховска Калининградской области -- Алексей Игрунов, Алексей Кузнецов и Алексей Аникин.
Как установило следствие, в тот день, когда произошел пожар, все трое как раз работали в Южно-Сахалинске и вполне могли получить заказ на устранение генерала.
Аникин, как выяснили следователи, работал в южно-сахалинской фирме «Регион», которая была связана с дальневосточным криминальным авторитетом Владимиром Наумовым, известным по кличке Якут (он был убит в Южной Корее в апреле 2003 года). Именно он предположительно и был заказчиком убийства генерала Гамова. Якут, по данным МВД, контролировал большую часть нелегального лова рыбы на Сахалине, и «рыбная мафия» могла таким образом мстить пограничнику. Тем более что, по одной из версий, генерал в то время сам отстаивал интересы одной из «рыбных» преступных группировок. Правда, позднее эта версия была отвергнута, и все подозрения в коррупции с г-на Гамова сняли. Уголовное дело в отношении официально так и оставшегося неизвестным заказчика было выделено в отдельное производство и до сих пор не закончено.
В октябре 2005 года в Приднестровье был арестован Аникин, но на скамье подсудимых вместе с ним оказались лишь Алексей Бритов и Сергей Малютин. Эти трое сознались перед присяжными, что действительно совершили поджог, но исключительно для того, чтобы попугать генерала, а не убивать. Они также признали, что сделали это не по своей инициативе, а выполняли заказ, но имя «босса» так и не назвали. Присяжные в это поверили и в декабре 2006 года признали подсудимых виновными лишь в умышленном уничтожении чужого имущества, совершенном из хулиганских побуждений путем поджога, а в убийстве оправдали. Суд отмерил каждому по четыре года лишения свободы.
В ноябре 2007 года по представлению прокуратуры Верховный суд России нашел, что в ходе процесса были допущены серьезные процессуальные нарушения, приговор отменил и отправил дело на повторное рассмотрение.
Оно началось в конце февраля этого года, но вновь отобранные присяжные пришли к тому же выводу, что и их предшественники. «Присяжные признали подсудимых виновными в умышленном уничтожении и повреждении имущества, совершенном из хулиганских побуждений, путем поджога, повлекшего по неосторожности смерть человека, то есть по ч. 2 ст. 167, -- сообщила старший помощник прокурора Сахалинской области Татьяна Кутузова. -- Вопрос об обжаловании приговора пока преждевременен, так как нет еще окончательного решения суда по этому делу».
Защита, напротив, вердиктом удовлетворена. «На основании тех доказательств, которые были исследованы в суде, присяжные не могли вынести другой вердикт», -- сказал адвокат Малютина Иван Братеньков. Сегодня суд изучит личности подсудимых на предмет наличия или отсутствия смягчающих обстоятельств, а обвинение и защита в прениях выскажут свое мнение относительно меры наказания, которую в своем приговоре позднее определит суд. "