"Пока правительство "расчищает" инвестиционную программу МПС, Счетная палата требует наказания для исполнителей одного из любимых заданий экс-министра Николая Аксененко - финансирования спортивных учреждений и клубов. Контролеры обнаружили на Северной железной дороге "целенаправленное уклонение от уплаты налогов". Вместо того чтобы рассчитываться с бюджетом, железнодорожники спонсировали строительство ледового дворца "Арена-2000" в Ярославле и хоккейный клуб "Локомотив". О своих претензиях аудиторы сообщили в ФСНП, однако квалифицировать их находки как преступление будет нелегко.
Как сообщил "Ведомостям" аудитор СП Владимир Пансков, в 2001 г. СЖД должна была заплатить в бюджеты всех уровней 2,9 млрд руб. , но перечислила лишь 2,5 млрд руб. При этом железнодорожники перевели 1,9 млрд руб. на счет ООО "Арена-2000" и 135 млн руб. - хоккейному клубу "Локомотив". Пансков считает, что руководство СЖД "всеми правдами и неправдами не хотело платить налоги в установленных размерах". В официальном пресс-релизе СП железнодорожники обвиняются в уголовно наказуемом преступлении - "целенаправленном уклонении от уплаты налогов".
Согласно ст. 199 Уголовного кодекса, уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Размер уклонения признается "особо крупным", если он превышает 1000 МРОТ (100 000 руб. ).
Свои выводы СП изложила в письме главе ФСНП Михаилу Фрадкову. Но юристы сомневаются, что данных аудиторов достаточно, чтобы привлечь железнодорожников к суду. Под уклонением от уплаты налогов обычно понимается включение в бухгалтерские документы "заведомо искаженных данных о доходах и расходах", говорит старший юрист компании "Вегас-Лекс" Анна Худанова. Но железная дорога доходов не скрывала. Она честно насчитала себе налоги в размере 2,9 млрд руб. , часть из которых просто решила не платить. По словам пресс-секретаря СЖД Евгения Антонова, политика уплаты налогов диктовалась из Москвы: бывший министр Николай Аксененко неоднократно заявлял на селекторных совещаниях, что это не железнодорожники должны платить налоги в бюджет, а, напротив, государство задолжало отрасли.
Чтобы предъявить обвинение, полицейским придется доказать, что спонсорство затевалось именно для уклонения от налогов, говорит Худанова. Сделать это будет нелегко. По словам Антонова из СЖД, ледовый дворец считался федеральным объектом и дорога перечисляла на его строительство те деньги, которые переводились из МПС. А президент ХК "Локомотив" Юрий Яковлев заявил "Ведомостям", что, выделяя деньги на клуб и ледовый дворец, МПС способствовало возрождению российского хоккея. Но аудиторов это явно не устраивает. "Никто не вправе лишать учителей и врачей зарплаты ради того, чтобы "Локомотив" стоял на первом месте в турнирной таблице", - говорит Пансков.
СМЕНА СОСТАВА
Как сообщил "Ведомостям" источник в управлении внешних связей МПС, Геннадий Фадеев подготовил распоряжение об отзыве официальных представителей МПС в зарубежных странах - Финляндии, Германии, Чехии, Венгрии и Северной Корее. Наиболее известным из отзываемых чиновников является бывший замминистра путей сообщения Владимир Ильин, последнее время возглавлявший представительство МПС в Праге. На чешском направлении разрабатывался проект продления железнодорожной колеи российского стандарта (1520 мм) от польского города Катовице до Богумина на севере Чехии. Смета проекта, предполагающего строительство 75 км железной дороги и суперсовременного грузового терминала в Богумине, оценивалась МПС в $300 млн. По словам собеседника "Ведомостей" в министерстве, этот проект был выгоден фирме Shiran General Trading и Балтийской строительной компании (БСК). Компании Shiran, которую возглавляет друг Николая Аксененко израильский бизнесмен российского происхождения Шимон Якобсон, эта трасса позволила бы с минимальными издержками доставлять сырье на меткомбинат в Остраве (Чехия) близ Богумина, в котором Shiran имеет долю. Впрочем, представитель Shiran в Восточной Европе Зви Лафео заявил "Ведомостям", что экономия при доставке руды далеко не главная задача этого проекта - важнее облегчить транзит контейнеров из Азии в Европу. Лафео также сказал, что финансирования МПС проект не предполагал, но без политической поддержки со стороны ведомства он может быть свернут. А БСК, которую возглавляет еще один товарищ экс-министра, Игорь Найвальт, по словам сотрудника МПС, должен был достаться лакомый подряд на строительство этого объекта. Теперь, по мнению железнодорожника, на ветке до Богумина, как и на строительстве ветки от БАМа до Эльгинского угольного месторождения за счет средств МПС, будет поставлен крест."