«Der Spiegel»: «Российские предприниматели, разбогатевшие на торговле сырьем, проникают на немецкий рынок». Совокупный пакет русских акций за рубежом достиг $24 млрд.
" Количество иностранных фирм, в которых российские предприятия скупили пакеты акций, с 2001 года возросло стремительно. Тогда у российских инвесторов акций было на $500 млн. Теперь же их совокупный пакет достиг $24 млрд.
СКАЗОЧНОЕ БОГАТСТВО
«Российские предприниматели, разбогатевшие на торговле сырьем, проникают на немецкий рынок. Они скупают акции косметических фирм, домов моды, туристических концернов. Недавно дошло и до верфей на Балтийском побережье. Каковы цели инвесторов — только прибыли или политическое влияние?
«Ко всему был готов Харальд Рушель, член совета трудового коллектива верфи Aker в Варнемюнде, — и к тому, что могут освистать, и кричалками обругать, и разразиться рыданиями. Только не к тому, что 450 судостроителей утренней смены, которые собрались на позапрошлой неделе в цеху, аплодисментами встретят сообщение шефа верфи Тома Айнертсена. Но такова была новость.
Айнертсен поведал рабочим, что норвежская компания Aker Yards продала контрольный пакет верфей в Варнемюнде и Висмаре инвесторам из России — некоему фонду, который называется FLC West. Ни сокращения рабочих мест, ни снижения окладов, ни уменьшения социального пакета не будет, сказал босс. Это ему обещали новые хозяева из Москвы.
«Даже не верится, что все может так хорошо кончиться», — комментировал Рушель то чувство облегчения, что охватило его коллег. После объединения Германии хозяева менялись многократно, и всякий раз рабочих ждало разочарование.
Однако на сей раз кораблестроители могут довольно уверенно смотреть в будущее. Заказов набралось на несколько лет вперед, круглые сутки в три смены сваривают, сверлят, стучат молотками. Сейчас в доке как раз монтируются надстройки на корме грузового судна. Когда нос и средняя часть судна воссоединятся с кормой, получится сооружение в 170 м длиной, которое сможет взять на борт 1700 контейнеров. В нынешнем мире глобализации владельцы транспортных компаний стоят в очереди, чтобы заполучить такое судно.
Спрос на эти корабли велик настолько, что российских инвесторов уже не удовлетворяет покупка пары таких судов, они решили приобрести верфь целиком. За два объекта — в Варнемюнде и Висмаре — они готовы выложить 292 млн евро — весьма достойную цену. Но деньги у них есть.
Несколько месяцев россияне мечутся по Германии, скупая акции предприятий. Инвесторам годится любая отрасль: и косметические фирмы, и дома моды, и строительные комбинаты, и туристические концерны. Российский Сбербанк, по слухам, недавно приценивался к пакету акций Dresdner Bank. Покупка верфей лишь самый свежий из примеров, возникающих по ходу шопинг-тура, охватывающего всю сферу немецкого предпринимательства. У себя дома достойных объектов россияне уже не находят. Приходится искать за рубежом, лучше всего в Германии. Рубль рвется в бой — вперед на Запад.
Количество иностранных фирм, в которых российские предприятия скупили пакеты акций, с 2001 года возросло стремительно. Тогда у российских инвесторов акций было на $500 млн. Теперь же их совокупный пакет достиг $24 млрд.
Правда, пока еще количество немецких фирм, скупающих акции российских предприятий, больше, нежели число русских инвесторов в Германии. Автомобильные фирмы Volkswagen и BMW строят заводы в Калуге и Калининграде, чтобы поучаствовать в буме автопрома. Но довольно скоро соотношение может измениться, или, по крайней мере, потоки инвестиций выровняются. Еще пару лет назад в такое никто бы и поверить не смог.
Россия была хотя и огромной империей, но вечным должником, к хворям которого относилось и постоянное уменьшение живого веса рубля. Россия скорее входила в число стран третьего мира, нежели промышленных государств, постоянно пребывая в зависимости от кредитов и поручительств Запада. Теперь кажется, что это было очень давно.
Сегодня Россия предстает глобальной экономической державой, излучающей динамику и мощь капитала, капитаны ее бизнеса — оборотистые, уверенные в себе люди и, что важнее всего, весьма состоятельные. Потому что у них есть то, за чем охотится весь остальной мир и за что он вынужден платить высокую цену.
Ни одна другая страна не получает таких выгод от заоблачных цен, царящих на сырьевых рынках: среди экспортеров газа Россия на первом месте в мире, среди нефтедобывающих стран она в одном ряду с Саудовской Аравией. Завоевав место на рынках промышленных металлов, особенно в секторе стали и никеля, россияне создали могучие конгломераты, возглавляемые сказочно богатыми олигархами.
Сегодня Москва располагает Стабилизационным фондом и третьим в мире валютным резервом, достигшим 420 млрд евро. Бюджет вот уже несколько лет закрывается с профицитом. «Деньги-то есть, нужно куда-то их вкладывать», — замечает Ганс-Хеннинг Шредер, эксперт Берлинского фонда науки и техники по связям с Россией. С этой проблемой ныне приходится сталкиваться многим странам.
Некогда нищие государства, такие как Китай, Индия и — еще недавно — Россия, сегодня переводят миллиардные суммы в промышленные государства, нисколько не обращая внимания на глобальный кредитный кризис. В поисках возможностей приложения по всему миру устремились гигантские денежные потоки. Инвестиционные банки давно предоставляют своим недавно разбогатевшим клиентам посреднические услуги, расширяя филиалы в Москве и Петербурге и разыскивая по всему миру объекты капиталовложения для господ с большими кошельками. И все чаще такие возможности они находят в Германии.
Первооткрывателем стала косметическая фирма «Калина» из Екатеринбурга. Три года назад россияне приобрели контрольный пакет находящейся в Айслингене фирмы Dr. Scheller Cosmetics. И дело пошло. Волна поглощений и слияний захватывает объекты любых масштабов.
Запланировано купить небольшой аэродром в Штраусберге за 4,6 млн евро: инвестор — некая московская фирма.
Андрей Мельниченко намеревается приобрести производящий удобрения концерн K+S.
Король алюминиевого рынка Олег Дерипаска нацелился на 10% эссенского строительного концерна Hochtief.
Даже в предприятия, включенные в индекс Dax, уже вложено немало денег. Только в ноябре российский сталепромышленник Алексей Мордашов приобрел пакет акций крупной турфирмы TUI, а теперь со своими пятью процентами он существенно влияет на стратегию компании: выступая за выделение из общей структуры судостроительной дочерней фирмы Hapag-Lloyd, Мордашов поддерживает идею концентрации на туристическом бизнесе.
Его коллега Рустам Аксененко, держащий большой пакет акций Escada, не просто один из акционеров. Ему принадлежит 27% в этом центре современной моды, и он входит в наблюдательный совет. Аксененко приложил руку к изгнанию главы правления Франка Райнбольдта и к назначению его преемника. Сейчас он конкурирует с фирмой Apax, другим потенциальным крупным инвестором, за право определять курс мюнхенской фирмы модной одежды.
И в случае с Escada, и в истории с TUI инвесторы используют классическую схему захвата: они покупают акции широко известных, но попавших в полосу неприятностей концернов, переиначивают в них все сверху донизу, надеясь, что это оправдает себя. Иными словами, получать прибыли для них не главное. Но с верфями на Балтийском море случай особый.
Здесь главный интерес инвесторов в приобретении ноу-хау. Инвестор FLC West намеревается строить в Варнемюнде и Висмаре специальные суда для добычи нефти и газа в Арктике. На территории верфей можно увидеть то, что приводит россиян в восторг.
Особенность белой рубки с капитанским мостиком в том, что с него одинаково хорошо видны и корма, и нос. Когда-нибудь капитанская рубка займет свое место на каком-нибудь грузовом судне, обладающем качествами ледокола. Если он застрянет в торосах, капитан сможет дать задний ход, развернуться и пробивать стену льда укрепленной кормовой частью: судно сделано специально для полярных морей. И действительно, Aker разработал его для российского сырьевого гиганта «Норильский никель».
Для таких высокозатратных чудо-проектов российским верфям не хватает опыта. «У России нет эффективной судостроительной промышленности, — констатирует Эйнар Брёнлунд, исполнительный директор немецкого филиала Aker Yards, — различия в уровне экспертных знаний велики». Страна высоких технологий Германия становится для богатой России местом, где можно набраться опыта.
Таким образом, эта сделка приобретает политическое измерение. Буквы FLC символизируют финансы, лизинг и корпорацию, но скрывается за ними российское государство. 43,7% ее акций находится в руках государства, а 40,6% — собственность госхолдинга OAK (Объединенная авиастроительная корпорация). Фирма эта создана два года назад президентом Путиным. С ее помощью он решил войти в мировую лигу гигантов, где играют Airbus и Boeing. Пока этого сделать не удалось.
По мнению банкира и авиастроителя Александра Лебедева, OAK и прежде не очень-то интересовалась серийным производством самолетов. «А теперь они еще и верфи покупают», — удивляется он. Экономическая газета RBK Daily шутит: «Корабли учатся летать».
Но такая критика на Москву не действует. Возможность внедриться в судостроительный бизнес явно казалась настолько выгодной, что ради такого случая расширили бизнес-палитру OAK. При этом фирма-инвестор FLC являет собой нечто вроде кошелька для государства, из которого финансируются зарубежные сделки в стратегически важных секторах.
Уже довольно давно Путин провозгласил лозунг «Вперед на Запад». «Мы придем не с «калашами», а с деньгами», — пошутил он как-то два года назад во время одного из визитов в Германию. Его преемник Дмитрий Медведев, в мае вступающий в должность, уже заявил, что настроен продолжать этот курс.
По мнению Медведева, это обязанность государства — поддерживать российских предпринимателей в глобальной конкуренции, особенно в сферах высоких технологий и энергетики. Известный интернет-портал KM нашел точные слова: «Медведев призывает скупать Запад».
От таких амбиций многим не по себе. И в Германии ощущается некоторый дискомфорт по отношению к инвесторам с востока. Питает его тот сомнительный способ, благодаря которому многие олигархи в 90-е годы сколотили свои состояния.
Россия по-прежнему считается одной из наиболее коррумпированных стран в мире. В списке 179 стран, составленном Transparency International, она занимает 143-е место. Велико опасение, что Москва использует инвестиции для того, чтобы проводить в жизнь свои политические интересы.
То, что Кремль не церемонится, он уже многократно доказал. Например, когда «Газпром» перекрывал вентиль, блокируя поток газа на Украину и в Белоруссию, отчего половина Центральной Европы оказалась под угрозой срыва поставок. Другой пример: недавно российские спецслужбы по совершенно неоднозначному поводу провели обыск в головной конторе BP-ТНК и вынудили покинуть Россию из-за якобы имеющихся визовых проблем 148 сотрудников этой нефтяной фирмы.
Когда речь идет о таком ключевом секторе, как энергетика, Москва не знает сомнений и руководствуется исключительно собственными интересами. Правда, в этом вопросе и федеральное правительство Германии склонно отступать от принципа открытости.
Приняв поправки к закону о внешней торговле, Берлин старается осложнить иностранным инвесторам доступ к стратегически важным отраслям промышленности. В первую очередь задумано защитить от внешнего влияния энергетические концерны E.on и RWE. Вопрос в том, какие сферы относятся к стратегически важным. Может ли и судостроение иметь стратегическое значение? И следует ли с подозрением относиться только к государственным фондам или же и к частным инвесторам тоже?
Это сложные вопросы, приобретающие остроту в связи с приходом русского бизнеса в немецкую экономику. Сделка в Варнемюнде явно не будет последней из евразийско-европейских. В связи с финансовым кризисом снижается капитализация западных концернов, некоторые из них можно сейчас скупить по дешевке. А высокие цены на сырье, с другой стороны, гарантируют российским фирмам приток капитала, позволяющий финансировать такого рода вложения.
Шведский экономист Андрес Ослунд, один из отцов концепции экономической реформы 90-х годов в России, во всяком случае, убежден, что волна поглощений еще только набирает силу. «Российское правительство и русские предприниматели, — гласит его прогноз, — будут скупать западные фирмы в огромном количестве»."
15.04.2008
Александр Юнг, Маттиас Шепп, Беньямин Трибе, №14(570) от 14.04.2008 «Der Spiegel»