Названо имя будущего главы Русской православной церкви за рубежом
"Стало известно имя возможного будущего главы Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Это место осталось вакантным после того, как 16 марта скончался первоиерарх РПЦЗ -- митрополит Лавр, уже вошедший в историю как человек, который очень много сделал для преодоления многолетнего раскола Русской церкви. Преемником владыки Лавра, вероятнее всего, будет избран Иларион, 60-летний архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, который сейчас временно исполняет обязанности председателя высшего органа РПЦЗ -- Архиерейского синода. Об этом сообщил управляющий делами РПЦЗ на Святой земле архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк во время встречи с делегацией Российского фонда Андрея Первозванного в палестинском селении Вифания. «Мы сознательно, имея в виду перемены, первым заместителем митрополита Лавра выбрали владыку Илариона», -- пояснил архиепископ Марк. По его словам, таковы ожидания большинства прихожан РПЦЗ. К тому же, добавил архиепископ, владыка Иларион -- «это естественная смена» митрополита Лавра: он вырос в том же монастыре, где и прежний первоиерарх РПЦЗ, да и «по своему складу он такой же человек, мягкий».
Архиепископ Иларион (в миру -- Игорь Капрал) родился 6 января 1948 года в городке Спирит-Ривер в канадской провинции Альберта, в семье выходцев с Украины. В 19 лет Игорь поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию, расположенную в американском городе Джорданвилль. Через два года после окончания семинарии был пострижен в монахи с именем Иларион. В 1984 году иеромонах Иларион был хиротонисан в епископа Манхэттенского и Восточно-Американского, в 1995-м он занял епископскую кафедру в Вашингтоне, а через год был возведен в сан архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского.
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с «Временем новостей» напомнил, что согласно Акту о каноническом общении, подписанному митрополитом Лавром и Патриархом Алексием II 17 мая 2007 года, зарубежная церковь сохранила автономию в рамках РПЦ. Поэтому избрание первоиерарха этой церкви остается прерогативой самой РПЦЗ. «Этот процесс полностью проходит в рамках зарубежной церкви, является делом ее иерархов, которые будут избирать первоиерарха на Архиерейском соборе, -- рассказал о. Всеволод. -- Их решение подлежит утверждению Патриархом Московского и всея Руси и Священным Синодом нашей церкви». Замглавы ОВЦС подчеркнул, что кто бы ни стал первоиерархом РПЦЗ, это будет «человек, с которым уже сложились добрые отношения с братьями и сестрами по вере, живущими в России». «Безусловно, их участие в жизни церкви на родине будет продолжаться», -- добавил о. Всеволод.
Впрочем, не все зарубежные священники оказались готовы примириться с «церковью в отечестве». Часть клира РПЦЗ отказалась принять Акт о каноническом общении. По словам архиепископа Берлинского Марка, наиболее неблагополучная ситуация сложилась в Южной Америке, где «за исключением двух приходов все ушли». «Но их не так много -- восемь, максимум десять приходов, -- добавил владыка Марк. -- Причем ушли в основном священники, прихожане просто беспомощны, не знают, как действовать. Среди них есть очень недовольные». Но, уверен архиепископ, за раскольниками никто не последует, более того -- многие «диссиденты» вернулись в лоно церкви.
«Надеюсь, что новому первоиерарху зарубежной церкви удастся разрешить эту проблему, потому что время лечит многие раны, -- подчеркнул в беседе с «ВН» протоиерей Всеволод Чаплин. -- В то же время для меня с самого начала стало очевидно, что некая небольшая часть этой церкви отделится от нее после воссоединения с Московским патриархатом». Замглавы ОВЦС напомнил, что некоторые приходы начали отделяться от РПЦЗ еще до воссоединения. Так, большинство приходов, которые зарубежная церковь приняла в свой состав в России и других постсоветских странах, откололись еще до того, как стало известно о подписании Акта о каноническом общении. «Эти приходы руководились конфликтными и амбициозными людьми, которых не удовлетворяло любое начальство -- что в России, что за рубежом», -- замечает о. Всеволод. Более того, те, кто не признал воссоединение РПЦЗ и РПЦ МП, уже успели расколоться на шесть не признающих друг друга группировок. «Каждая из этих групп является весьма и весьма малочисленной, если не сказать карликовой, -- констатирует заместитель главы ОВЦС. -- Что ж, это судьба любого раскола, он разделяется все дальше и дальше». "