У деревенских жителей отнимают дома и землю для социально незащищенных олигархов
"Хозяева Москвы расправились со своими крепостными
– Нашей деревне уже больше 700 лет. Наша семья поселилась здесь в 1924 году, соседке дом перешел по наследству от прадеда, он был купцом первой гильдии, – рассказала «Москору» выселяемая жительница Людмила Александрова.
В 41-м Зинаида Егорова отбивалась от фашистов, а сейчас – от строителей. Фото: Алексей Николаев
– От советской власти мы не получили ни сотки, – продолжает моя собеседница. – Когда появился наш родной «Крюковский» совхоз, мы вступили в него уже с собственным земельным наделом. До конца 80-х годов Кутузово относилось к Московской области, а потом как крепостных вместе с землей и домами «подарили» Москве. В 1997 году столичное правительство утвердило генеральный план развития Зеленограда, нашу деревню без нашего согласия решили снести.
Выкупят чиновники
Два года спустя у чиновников появился детальный план по «улучшению инвестиционного климата» и «внедрения новых форм жилья» на месте Кутузова. Префект Зеленоградского административного округа Москвы предложил к 2006 году построить на 30 тысячах кв. метров коттеджный комплекс «Кутузовская слобода» с объектами социального культурно-бытового назначения». Генеральный инвестор – некоммерческая организация «Зеленоградский инвестиционный фонд» обязалась выплатить в бюджет Москвы 30% от стоимости вводимой общей жилой площади. В переводе на деньги – 4,5 миллиона долларов. Кроме того, столичному департаменту имущества отходили 40% нежилой площади и 20% машиномест.
Кто именно из этого департамента планировал парковаться в элитном поселке, где все коттеджи пойдут на продажу, непонятно. Если, конечно, 20% коттеджей не выкупят сами чиновники. К слову, реклама о продаже домов в «экологически чистом, престижном месте в черте Москвы» появилась в интернете задолго до того, как в Кутузове открыли стройплощадку. Стартовая цена среднего домика колебалась от одного до пяти миллионов долларов. Не так давно руководитель департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев заявил, что на окраине Москвы даже 6 соток «голой земли без построек» могут стоить от 800 тысяч до миллиона долларов.
Под свои нужды
Как только правительство поставило свою визу на инвестконтракте, жителям Кутузова стали отказывать в оформлении участков земли в собственность. Долгое время кутузовцы имели на руках только архивные справки из колхозных книг учета земли – мол, под такой-то дом определен участок земли на столько-то соток. При этом местные власти считали жителей собственниками и земли, и домов. В 90-е годы к справкам потребовали еще и документы о приватизации. Дома жителям отдали в собственность без проблем, а вот землю под ними не удалось оформить даже через суд. Служители Фемиды пояснили, что город зарезервировал чужие огороды «под свои нужды». Собственников в кутузовцах признала только налоговая инспекция – несколько лет с них брали налог на землю.
К слову, «городскими нуждами» традиционно считается строительство «социально значимых объектов» – больниц, школ, детских садов и муниципального жилья для очередников. В элитных коттеджах в Кутузове, видимо, будут жить социально незащищенные олигархи.
Работают экскаваторы
Этой осенью выселяемую деревню признали «режимным» объектом и по периметру обнесли сплошным металлическим забором. Из 70 домов сейчас там остались только семь. То ли в шутку, то ли всерьез инвестор обещал выдать жителям пропуска, чтобы те без проблем выходили со стройплощадки в магазин и возвращались обратно. На въезде в деревню теперь стоит КПП, территорию охраняет ЧОП «Багира». Внутри вовсю идет стройка, работают экскаваторы, тягачи и краны.
– В октябре прошлого года мне отрубили свет. Префект обещал разобраться, а воз и ныне там. Дом уже несколько раз обворовывали, вынесли музыкальный центр и водяной насос. Теперь я сплю с ружьем под подушкой и с ружьем, которое стреляет резиновыми шариками. Осенью с его помощью выгнала из сарая воров, – говорит ветеран войны Зинаида Егорова. – В 1941 году наша деревня была последним рубежом перед Москвой, здесь шли бои с немцами. Вся деревня раненая была, а сейчас строители, как фашисты, нас вырезают.
Землю не оценивают
Большую часть домов отселили еще в 1991 году. Компенсацию за дома рассчитывали по зеленоградским ценам за малометражные дома вторичного фонда.
– Компенсацию дают только за дом, землю даже не оценивают, хотя сотка у нас сейчас стоит 130 тысяч долларов, а у нас участки по 17–25 соток. Некоторым риелтор, нанятый инвестором, предлагает подобрать квартиру, но за это требует 20 тысяч долларов. У нас нет таких денег и нет выхода. Квартир нам не дают, а на компенсацию жилья не купишь, – жалуется Егорова.
Недавно пенсионерке ответили из Госдумы: «Проект планировки предусматривает компенсацию для вас, которую вы можете использовать для приобретения нового жилого дома в проектируемом комплексе «Кутузовская слобода». Или при вашем желании инвестором будет подобран иной вариант недвижимости: земельный участок со строением или без него в существующих садоводческих или дачных товариществах с зачетом его стоимости в выкупную цену».
Нанятая компания
В компании «Риок», нанятой инвестором для переговоров с жителями, считают, что инвестор и так слишком печется о кутузовцах, хотя они срывают ему сроки реализации проекта, а «время – это деньги».
– Компенсация, которую предлагает инвестор, в 3–4 раза превышает рыночную стоимость их домов. К тому же компенсация учитывает упущенную выгоду и стоимость плодово-ягодных деревьев. Мы же всего лишь нанятая компания и к выплатам не имеем отношения. Оценку домовладений делает аккредитованная при правительстве Москвы ком-пания «Мосжилрегистрация», – объяснили «Москору» в юротделе «Риока». "
10.04.2008
Елена Горланова, обозреватель «Москора» «Московский корреспондент»