Коллектив Сортавальского рыбозавода уже несколько лет отбивается от попыток захвата предприятия
"В редакцию «Курьера» поступило письмо трудового коллектива сортавальского рыбозавода (ЗАО «СРЗ»). Копия письма направлена прокурору РК О. Дупаку. Работники предприятия, поддерживая свое руководство, просят разобраться в давнем корпоративном конфликте между акционерами СРЗ, который мешает нормальной работе рыбозавода. В рамках журналистского расследования мы побывали на СРЗ, встретились с директором рыбозавода А. Разумовым и ознакомились с представленными документами, суть которых мы изложили в данном материале.
Позвали на свою голову СРЗ был основан в 1940 году. К 2000 году основные производственные мощности пришли в негодность, износ оборудования был угрожающим. Предприятию срочно требовались инвестиции и перевооружение. И инвестиции на рыбозавод пришли вместе с новыми акционерами из Санкт-Петербурга — А. Разумовым, который стал директором предприятия и О. Янтовским — председателем совета директоров. В 2002 году началась модернизация производства, которая закончилась спустя два года. Предприятие преобразилось, его продукция (фарш сурими и крабовые палочки) соответствуют европейским стандартам. На рыбозавод были трудоустроены 500 жителей Сортавалы, что в условиях дефицита рабочих мест в районе существенно снизило безработицу и социальную напряженность. Однако примерно с 2004 года рыбозавод стало лихорадить. Конфликты среди акционеров ставили предприятие под угрозу остановки и даже полной ликвидации. Работники СРЗ считают, что с того времени и по сей день предприятие находится под угрозой рейдерского захвата. Представленные ими документы эту версию не опровергают. В 2003 году часть акций СРЗ была продана жителю Санкт-Петербурга Ядыкину, которого привлекли на завод в качестве соинвестора — реконструкция СРЗ шла полным ходом, и средства были нужны как никогда. Однако Ядыкин с самого начала повел себя несколько странно. Он передавал деньги СРЗ под видом займов от подконтрольных ему предприятий, а затем, используя долговые обязательства, стал предпринимать попытки захвата рыбозавода и вытеснения оттуда его теперешних владельцев.
Рейдер на охоте Сегодня «рейдерство» — самый востребованный и до сих пор «неоцененный» российским законодательством способ относительно легального передела «поделенного мира». На практике существуют четыре основных способа захвата предприятия: — Рейдеры скупают около 20% акций предприятия, которых обычно хватает, чтобы инициировать собрание акционеров и принять нужное решение, например, сменить руководство. — Через наемное руководство, которое может «выводить» активы предприятия на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты. — Через кредиторскую задолженность: если у предприятия есть несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате. — Путем оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, когда предприятие приватизируется незаконным путем. Действия Ядыкина вполне вписываются в первые три способа.
В 2004 году Ядыкин, являясь членом совета директоров (19,99% акций СРЗ) и имея доступ на предприятие, обманным, как указано в письме сотрудников завода, путем завладел двумя комплектами векселей рыбозавода на сумму 26 миллионов рублей и предъявил их через суд к единовременной оплате. При этом Ядыкин действовал не от своего имени, а переадресовал векселя подконтрольной структуре, которая и подала иск в суд. К слову, судебное разбирательство по данному делу Ядыкин проиграл. А один из комплектов векселей отозвал, видимо испугавшись уголовной ответственности. Весной следующего, 2005 года, как отмечают руководители и трудовой коллектив СРЗ в своем обращении к прокурору Карелии, Ядыкин подделал подписи главного акционера завода и председателя совета директоров на передаточных распоряжениях и таким образом лишил Янтовского 20% акций СРЗ. Далее, говорится в письме, Ядыкин подделывает подписи Янтовского на бюллетенях собрания акционеров предприятия (экспертиза МВД Карелии установила, что это не подпись Янтовского), после чего производит смену руководства СРЗ, поставив на пост директора некоего Головкина. В результате указанных действий Ядыкина работа предприятия была парализована, так как новое руководство оказалось недееспособным. Производство остановилось на 96 суток, возникли долги по заработной плате и налоговым платежам. Работники СРЗ даже бастовали.
Но и эта попытка Ядыкина захватить рыбозавод провалилась. Бывший директор А.Разу- мов был восстановлен в прежней должности и принялся поэтапно налаживать производство. Это ему удалось, и сегодня СРЗ снова работает в прежнем ритме, а пятьсот его работников регулярно и вовремя получают заработную плату.
Другого выхода не было Надо заметить, что руководство СРЗ неоднократно обращалось к Ядыкину с просьбой уладить корпоративный конфликт мирным путем, который не отражался бы отрицательно на работе СРЗ. Но каждый раз получало отказ. Ядыкин продолжал свою деятельность, направленную на дестабилизацию работы рыбозавода. В итоге в ноябре 2007 года на основании заявления Ядыкина было возбуждено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства предприятия — неутомимый рейдер решил зайти в атаку с другого направления. Дело в том, что осенью 2006 года Арбитражный суд РК признал рыбозавод банкротом. Банкротство предприятия было мерой вынужденной. Его целью было сохранить производственные активы от посягательств Ядыкина и рассчитаться с долгами перед работниками СРЗ и налоговой инспекции, которые возникли по причине вынужденного простоя в 2005 году, когда Ядыкин на короткое время стал хозяином рыбозавода. Поэтому СРЗ действительно заложил часть своего имущества дружественному предприятию, которое перечислило необходимые для погашения долгов средства. Однако заложенное имущество никуда не делось, оно продолжает работать в общей технологической цепочке предприятия. А. Разумов и Янтовский до самого последнего момента не хотели банкротить СРЗ, так как не хотели терять достаточно известный на рынке сбыта бренд. Но и идти против закона, который предписывал банкротить предприятие при наличии признаков банкротства, тоже не с руки — в этом случае руководству грозила уголовная ответственность, о которой оно было предупреждено на комиссии правительства Карелии 31 августа 2006 года. Все решило собрание акционеров, которое единогласно проголосовало за наличие в работе СРЗ признаков банкротства. Далее последовало обращение в Арбитражный суд, который при рассмотрении дела не усмотрел в действиях руководства СРЗ никаких противозаконных действий. Поэтому руководство Сортавальского рыбозавода надеется, что правоохранительные органы разберутся с обстоятельствами банкротства и примут справедливое решение.
Корпоративный конфликт, который тянется на СРЗ уже несколько лет, имеет самое непосредственное отношение к работе коллектива предприятия. Захват СРЗ Ядыкиным, остановка производств и вынужденные долги по заработной плате — все это отрицательно отразилось на работниках и способствовало возникновению социальной напряженности на предприятии. А людям просто нужна спокойная и хорошо оплачиваемая работа. Поэтому и появилось на свет письмо-обращение работников СРЗ. Людей не обманешь. Они уже давно видят, кто на самом деле пытается сохранить и развить рыбозавод для Сортавалы, а кто — завладеть предприятием с целью дальнейшей перепродажи. Поэтому уже не в первый раз за последние годы они оказывают полную поддержку директору завода А. Разумову и основному акционеру СРЗ О. Янтовскому.
Комментарий юриста К сожалению, действующее законодательство действительно не предусматривает какой-либо ответственности за рейдерство. Отчасти это связано и с отсутствием в юридической практике терминов «рейдер» и «рейдерский захват». В реальности же принято понимать под рейдерством недружественный захват (либо поглощение) рентабельного бизнеса. Примеров тому уже множество и по нашей республике. Бороться с этим очень сложно, но возможно. Надеемся, что в результате внутренней борьбы собственников предприятие все-таки сохранится и продолжит свою деятельность.