Рассказ о том, как «крепкий хозяйственник» распорядился ценными объектами муниципальной собственности и ему за это ничего не было. «Курьер» продолжает знакомить читателей с плодами шестилетнего труда петрозаводского градоначальника
"Еще не закончилась комбинация с гостиницей «Северная», а на очереди у Маслякова уже был следующий лот.
3 августа 2005 года помещения всех пятнадцати муниципальных аптек МУП «Фармация» были сданы в долгосрочную аренду частной фирме. Схема сделки была зеркальным отражением предыдущей. Малоизвестная фирма «Петрофарм-2000» получает от мэра помещения всех муниципальных аптек общей площадью четыре тысячи квадратных метров за небольшую арендную плату — 25 рублей за квадратный метр. И опять все сделано тихо, без шума, без конкурса.
А ведь по оценкам специалистов, последние несколько лет «Фармация» была признанным лидером городского рынка фармацевтики по количеству и торговым площадям аптек, ассортименту товаров и услуг, квалификации персонала. На одной из сессий Петросовета председатель Комитета по здравоохранению Олег Лексунов докладывал депутатам, что МУП «Фармация» не только «успешно справляется с решением социальных задач по снабжению населения лекарствами, но и работает с прибылью». Рентабельность и финансовая успешность предприятия зафиксированы и в постановлении Виктора Маслякова от 24 июня этого года.
То есть еще в июне с «Фармацией» все было хорошо и никаких предпосылок для банкротства либо применения других радикальных мер не существовало. Тем неожиданнее было известие, что решением мэрии от 3 августа 2005 года помещения всех пятнадцати аптек сданы в долгосрочную аренду.
«Петрофарм-2000» — фирма, получившая в аренду помещения бывших муниципальных аптек, появилась на свет в марте этого года. Уставный капитал в размере 10 тысяч рублей, документы о регистрации фирмы — печать, и больше ничего.
Как оказалось, «Петрофарм-2000» и не собирался заниматься аптечным бизнесом. В июле директор предприятия передает 99% уставного капитала московской фирме «Мостмедсервис», оставив себе всего один процент.
А теперь — об условиях аренды. За право в течение десяти лет единолично распоряжаться бывшими муниципальными аптеками — отлично оснащенными помещениями в лучших местах города — мэрия попросила от «Петрофарма» весьма и весьма скромную сумму — двадцать пять рублей за один квадратный метр. Причем даже эту смешную цифру сразу же уменьшила наполовину, в счет будущих (возможных) расходов на ремонт. Те, кто знаком с городскими ценами на аренду, прекрасно понимают, что иначе как символическими эти цифры не назовешь. Для сравнения: помещения на Октябрьском проспекте стоят около 100 рублей за метр. В центре города цена за арендованный муниципальный метр поднимается до 200 рублей.
Сколько миллионов недополучил город в результате операции «Фармация»?
По оценкам экспертов, только право аренды стоило бы около 60 миллионов рублей. А стартовая цена продажи — не менее 100 миллионов.
Делайте выводы сами.
2005 год был ознаменован еще как минимум двумя сделками с муниципальной собственностью, к которым есть вопросы.
Это передача Троллейбусного управления московскому транспортному холдингу и приватизация жилищно-коммунального хозяйства частными управляющими компаниями. Чем закончились забавы с Троллейбусным управлением — общеизвестно. «Курьер» рассказывал об этом в одном из прошлых выпусков. Обещанные мэром автобусы уехали в дальние страны, теперь на очереди — троллейбусы. Одним словом, снова взялся и наделал.
Передача рынка ЖКХ частным управляющим компаниям — это тема для отдельного разговора, которому мы посвятим одно из следующих журналистских расследований. Уверен, что приватизация муниципальной собственности, подобная вышеописанной, была не только в 2005 году. Она продолжается и по сей день. За плотно закрытыми дверями мэрии, без лишнего шума и суеты. С одной только разницей — того Петросовета, что предавал огласке каждый некачественный шаг мэра, давно нет. Большинство нынешних депутатов, повинуясь своим лидерам, которые сегодня дружны с мэром, поддерживают практически все инициативы Маслякова и его администрации. Поэтому ловить рыбку в мутной воде сегодня мэру значительной легче и безопаснее.
В 2005 году прокуратура проводила проверку вышеуказанных сделок и пришла к выводу, что администрация города действовала в рамках закона. Данный вывод вызывает как минимум два вопроса: что же это за законы, которые позволяют наносить очевидный ущерб бюджету и не пора ли их менять? Мы не сомневаемся в компетентности прокуратуры, но позволим себе спросить: известно ли уважаемым следователям, что при схемах перевода государственного в частное существует система «откатов», когда человек, провернувший сделку, получает вознаграждение в виде банковского счета, ликвидных ценных бумаг и тому подобных радостей жизни? Проводилась ли хоть какая-то оперативная работа в этом направлении?
Сегодня и прокуратурой, и МВД республики руководят другие люди. Возможно, они обратят внимание на некоторые сделки с муниципальным имуществом прошлых лет. Хотелось бы на это надеяться. Тем более, что прецедент уже есть — МВД расследует «строительное дело» пятилетней давности. Расследует крепко, так, что у многих засвербило.
Поспешил, но никого не рассмешил
Надо отметить, что наибольшую активность по приватизации муниципальной собственности В. Масляков развернул спустя три года после прихода к власти, в 2005 году. Хотя, быть может, мы и ошибаемся — просто в это время разногласия Петросовета и мэра достигли своего апогея, и все сомнительные сделки с муниципальной недвижимостью с легкой руки депутатов становились достоянием гласности. Очень вероятно, что если бы не эта «война», мы бы с вами так ничего и не узнали.
Другая версия — мэр сильно спешил. На носу были перевыборы главы самоуправления, победа Маслякову, судя по тому, за что он взялся и что наделал, была отнюдь не гарантирована. В реестре муниципальной собственности еще оставались жирные куски, и поэтому мэр спешил.
Существует немало схем перехода из государственного в частное. Но Масляков решил не утруждать себя разнообразием. Для начала мэр представил депутатам Петросовета список городского имущества (84 объекта), предназначенного для продажи до 2009 года. Вполне возможно, что это был отвлекающий маневр — депутаты начнут протестовать, спорить, а под этот шумок можно будет провести несколько выгодных сделок.
Собственно, так и вышло, за исключением того, что самые значимые сделки все-таки стали достоянием общественности. Это продажа гостиницы «Северная», муниципальной аптечной сети «Фармация» и Троллейбусного управления. По мнению многих, бюджет города потерял на этих сделках десятки миллионов рублей.
Ребята, не Москва ль за вами?
В декабре 2004 года муниципальное предприятие «Гостиница «Северная» без проведения конкурса, без согласования с Петросоветом и обсуждения общественности было сдано на 10 лет в аренду коммерческой фирме ООО «Северная звезда». За смехотворную арендную плату в 80 рублей за квадратный метр, тогда как в то время в центре предпринимателям предлагались помещения в три раза дороже. Откуда такая благосклонность?
Оказалось, что «Северная звезда» была зарегистрирована менее чем за месяц до совершения сделки. Директором ее оказался АЛЕКСАНДР ДУБИНИН — он же директор МП «Гостиница «Северная». Фактически этим шагом администрация города просто вывела гостиницу и ее директора из-под муниципальной зависимости.
Последовали логичные вопросы депутатов и общественности — что это за смена караула и зачем она произведена?
В мэрии объяснили, что «Северная звезда» планирует вложить в гостиницу в качестве инвестиций семьдесят один с половиной миллион рублей. Эта информация изначально вызвала недоверие многих. Тем более, что одна из республиканских газет опубликовала информацию, согласно которой уставной капитал «Северной звезды» составил всего 10 тысяч рублей. Откуда же она возьмет 71 миллион?
Ответ на вопрос, зачем все это было нужно петрозаводчане получили осенью 2005 года.
3 октября в гостинице «Северная» состоялась пресс-конференция, на которой вице-президент московского «Интуриста» Олег Дьяченко объявил, что его холдинг выкупил другое предприятие, обладающее правом аренды на 49 лет гостиницы «Северная».
Кроме того, на пресс-конференции прозвучало, что право аренды выкуплено примерно за четыре годовые прибыли гостиницы. В 2004 году прибыль «Северной» составила чуть больше трех миллионов рублей. Стало быть, москвичи заплатили не больше 13 миллионов рублей.
Здесь будет уместно вспомнить, что около двух лет назад с предложением о покупке гостиницы на Маслякова выходил президент группы компаний «Карелнеруд» и глава турхолдинга «Карелия» Вячеслав Смородин. Он предлагал за «Северную» 60 миллионов рублей, и это только арендных платежей. Кроме этого, глава «Карелнеруда» обещал вложить в реконструкцию гостиницы несколько миллионов долларов инвестиций. Смородину тогда отказали, а спустя два года отдали «Северную» за сумму в четыре раза меньшую.
NEXT! Следующий!
Еще не закончилась комбинация с гостиницей «Северная», а на очереди у Маслякова уже был следующий лот.
3 августа 2005 года помещения всех пятнадцати муниципальных аптек МУП «Фармация» были сданы в долгосрочную аренду частной фирме. Схема сделки была зеркальным отражением предыдущей. Малоизвестная фирма «Петрофарм-2000» получает от мэра помещения всех муниципальных аптек общей площадью четыре тысячи квадратных метров за небольшую арендную плату — 25 рублей за квадратный метр. И опять все сделано тихо, без шума, без конкурса.
А ведь по оценкам специалистов, последние несколько лет «Фармация» была признанным лидером городского рынка фармацевтики по количеству и торговым площадям аптек, ассортименту товаров и услуг, квалификации персонала. На одной из сессий Петросовета председатель Комитета по здравоохранению Олег Лексунов докладывал депутатам, что МУП «Фармация» не только «успешно справляется с решением социальных задач по снабжению населения лекарствами, но и работает с прибылью». Рентабельность и финансовая успешность предприятия зафиксированы и в постановлении Виктора Маслякова от 24 июня этого года.
То есть еще в июне с «Фармацией» все было хорошо и никаких предпосылок для банкротства либо применения других радикальных мер не существовало. Тем неожиданнее было известие, что решением мэрии от 3 августа 2005 года помещения всех пятнадцати аптек сданы в долгосрочную аренду.
«Петрофарм-2000» — фирма, получившая в аренду помещения бывших муниципальных аптек, появилась на свет в марте этого года. Уставный капитал в размере 10 тысяч рублей, документы о регистрации фирмы — печать, и больше ничего.
Как оказалось, «Петрофарм-2000» и не собирался заниматься аптечным бизнесом. В июле директор предприятия передает 99% уставного капитала московской фирме «Мостмедсервис», оставив себе всего один процент.
А теперь — об условиях аренды. За право в течение десяти лет единолично распоряжаться бывшими муниципальными аптеками — отлично оснащенными помещениями в лучших местах города — мэрия попросила от «Петрофарма» весьма и весьма скромную сумму — двадцать пять рублей за один квадратный метр. Причем даже эту смешную цифру сразу же уменьшила наполовину, в счет будущих (возможных) расходов на ремонт. Те, кто знаком с городскими ценами на аренду, прекрасно понимают, что иначе как символическими эти цифры не назовешь. Для сравнения: помещения на Октябрьском проспекте стоят около 100 рублей за метр. В центре города цена за арендованный муниципальный метр поднимается до 200 рублей.
Сколько миллионов недополучил город в результате операции «Фармация»?
По оценкам экспертов, только право аренды стоило бы около 60 миллионов рублей. А стартовая цена продажи — не менее 100 миллионов.
Делайте выводы сами.
2005 год был ознаменован еще как минимум двумя сделками с муниципальной собственностью, к которым есть вопросы.
Это передача Троллейбусного управления московскому транспортному холдингу и приватизация жилищно-коммунального хозяйства частными управляющими компаниями. Чем закончились забавы с Троллейбусным управлением — общеизвестно. «Курьер» рассказывал об этом в одном из прошлых выпусков. Обещанные мэром автобусы уехали в дальние страны, теперь на очереди — троллейбусы. Одним словом, снова взялся и наделал.
Передача рынка ЖКХ частным управляющим компаниям — это тема для отдельного разговора, которому мы посвятим одно из следующих журналистских расследований. Уверен, что приватизация муниципальной собственности, подобная вышеописанной, была не только в 2005 году. Она продолжается и по сей день. За плотно закрытыми дверями мэрии, без лишнего шума и суеты. С одной только разницей — того Петросовета, что предавал огласке каждый некачественный шаг мэра, давно нет. Большинство нынешних депутатов, повинуясь своим лидерам, которые сегодня дружны с мэром, поддерживают практически все инициативы Маслякова и его администрации. Поэтому ловить рыбку в мутной воде сегодня мэру значительной легче и безопаснее.
В 2005 году прокуратура проводила проверку вышеуказанных сделок и пришла к выводу, что администрация города действовала в рамках закона.
Данный вывод вызывает как минимум два вопроса: что же это за законы, которые позволяют наносить очевидный ущерб бюджету и не пора ли их менять? Мы не сомневаемся в компетентности прокуратуры, но позволим себе спросить: известно ли уважаемым следователям, что при схемах перевода государственного в частное существует система «откатов», когда человек, провернувший сделку, получает вознаграждение в виде банковского счета, ликвидных ценных бумаг и тому подобных радостей жизни? Проводилась ли хоть какая-то оперативная работа в этом направлении?
Сегодня и прокуратурой, и МВД республики руководят другие люди. Возможно, они обратят внимание на некоторые сделки с муниципальным имуществом прошлых лет. Хотелось бы на это надеяться. Тем более, что прецедент уже есть — МВД расследует «строительное дело» пятилетней давности. Расследует крепко, так, что у многих засвербило.