От Москвы до Челябинска: самые опасные дороги России
"Безопасность дорожного движения зависит, как известно, не только от того, кто за рулем, но и от того, по каким трассам, улицам и переулкам машина наматывает километры. Очередной рейтинг безопасности отечественных магистралей обнародовал сегодня Межрегиональный центр "За безопасность российских дорог". Последние обработанные экспертами данные - за февраль. По-видимому, по итогам марта, когда снежный покров уменьшится или вовсе растает, общая аварийность снизится. Сейчас же мы можем оценить, насколько усложнила российским водителям жизнь зима. Как известно, в наших широтах она всегда приходит неожиданно...
Итак, лучшей оказалась Москва, что вполне ожидаемо. Столичные дороги в известном смысле являются "лицом" всей страны, поэтому ремонтируются регулярно. За их состоянием следят с помощью систем спутниковой навигации, позволяющих выявлять неровности и шероховатости покрытий на глубину до 0,5 см. Да и противогололедные реагенты, которые используются в столице, не в пример лучше провинциальных. В результате в снежный январь в столице произошло всего семь аварий, причиной которых стало плохое содержание дорог. Поэтому для нашего города куда более актуальна проблема пробок, они и являются главной причиной ДТП.
Но за МКАД ситуация иная. Автолюбители знают, как меняется качество дорожного полотна по мере того, как все дальше отъезжаешь от столицы. Ямы, выбоины, отсутствие дорожных знаков, непролазная грязь... Бывает, что дороги попросту неосвещены, что в ночное время является фактором риска. Неслучайно россияне предпочитают маленьким, юрким и экономичным машинкам джипы-вездеходы, хоть на их содержание и уходит "львиная доля" бюджета семьи. Зато есть гарантия, что такое авто вывезет по любому бездорожью.
"Серебро" в рейтинге принадлежит нефтеносной Тюмени. Богатый город вкладывает в дорожное строительство немалые средства, дороги вовремя убирают и, как мы видим, не зря. "Бронза" у Рязани, а на четвертом месте - Пенза.
В группу городов с хорошими показателями безопасности вошли Липецк, Саратов, Самара, Санкт-Петербург и Воронеж.
Удивительно, что "вторая столица" не входит даже в пятерку лучших. Казалось бы, местные власти должны приложить к этому все усилия, дабы не упасть лицом в грязь перед столицей "главной". Ан нет: питерские дороги ругают даже завзятые патриоты родного города, не говоря уж о москвичах, которые добираются туда личным транспортом.
Еще хуже обстоят дела в Ленинградской области: местные парламентарии неоднократно обращали внимание властей региона на то, что ремонт дорог необходим капитальный. А более половины петербуржцев, согласно соцопросам, считают это самой острой градостроительной проблемой. Критиковала состояние городских магистралей и губернатор Валентина Матвиенко. Однако пока, как говорится, воз и ныне там. Составители рейтинга связывают недостаточную безопасность дорог с погодными условиями. По их мнению, в этом году аномально теплый февраль с малым количеством осадков положительно сказался на аварийности: в среднем по России количество ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог сократилось на 6%. Так, сравнительно низкие показатели Саратова связаны с тем, что к началу февраля в городе еще не были до конца решены проблемы с уборкой снега, выпавшего в январе. В результате, по данным ГАИ, только за один день в городе произошло 100 ДТП, связанных именно с плохим содержанием дорог. А вот в Самаре, очевидно, подошли к делу иначе: здесь число ДТП по этой причине сократилось за месяц на 36%. При том, что на момент обработки данных снег еще лежал повсюду.
На Оренбург, который открывает список городов с удовлетворительными показателями, в конце февраля обрушился сильнейший снегопад, который парализовал движение на основных магистралях. В противном случае городу, возможно, удалось бы войти в группу лучших.
Средним создатели рейтинга признали состояние дорог в Ярославле, Архангельске, Волгограде и Барнауле.
Куда хуже, по их мнению, положение дел в Омске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Уфе. Эти города входят в группу с неудовлетворительными показателями безопасности.
В Омске февраль был малоснежным, но постоянно державшаяся температурная планка -20 ... 25°С создала серьезные сложности для дорожных служб. В Новосибирске в середине месяца резко возросло число столкновений на дороге. Всего по причине неудовлетворительного состояния дорог в Новосибирске официально было зарегистрировано 82 ДТП, что превышает на 7% показатели за январь. Ижевск и Уфа пострадали в феврале от аномальных снегопадов. Ситуацию осложнил резкий перепад температуры с -25°С до +1°С, что привело к образованию гололедицы.
Замыкают рейтинг безопасности Челябинск, Казань, Екатеринбург и Пермь. В конце февраля на Челябинскую область обрушились снегопады, что привело к заторам на федеральных трассах, в том числе на трассе Москва-Челябинск. Количество ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог возросло с 89 (январь) до 107 случаев. Машины здесь часто не едут, а катятся по льду, отмечают местные водители. Данных по азиатской части страны не приводится. Неужели дорог в привычном нам понимании там не существует (вспомним фото федеральной трассы "Лена", обошедшие Интернет пару лет назад)? Или исследователи до них не добрались?
Впрочем, снег и лед, непременно сопутствующие русской зиме - важная, но не единственная составляющая того, что принято относить к качеству дорог. Существуют и постоянные факторы, к примеру, освещенность. А с ней, например, в Москве, все в порядке лишь в центре. На окраинах и в спальных районах уличные фонари периодически гаснут, и тогда ехать можно либо "ползком", либо рискуя не вписаться в поворот или угодить в яму. Их весной всегда больше, чем обычно.
Причина - не соответствующие нормам дорожно-строительные материалы, технологии укладки, пресловутая разница температур. Поэтому в шиномонтажные мастерские с поврежденными покрышками и разбитой подвеской ежедневно приезжают сотни москвичей. Кстати, масштабный ремонт дорог после зимы начинается с момента установления среднесуточных положительных температур, так что еще как минимум неделю-две ездить нужно с особой осторожностью.
Еще одна "головная боль" - проектирование дорог, в особенности транспортных развязок. Многие из них, построенные еще в советские времена, не рассчитаны на нынешний трафик, из-за чего образуются гигантские пробки и - правильно - возникают аварии. Переделывать их дорого и не всегда возможно из-за того, что вокруг уже построено много объектов недвижимости. В 90-е годы, когда строительство велось фактически "где Бог на душу положит", никто не брал в расчет необходимость дальнейшего расширения дорожной инфраструктуры. А теперь выясняется, что состояние дорог подчас критическое. Кто виноват - конечно, снег! Закончится зима - придумаем что-нибудь другое, например, оползень или град. Погода в России щедра на сюрпризы... Или поступим по-украински: в Прикарпатье особо рискованные по части возникновения ДТП участки... священник окропил святой водой. Местные гаишники тщательно выявили места концентрации дорожных происшествий, и, помимо положенных мер обратились за помощью к церкви. Что-то да поможет: то ли божья благодать, то ли благоустройство проезжей части.
Кстати, в Европе тоже есть свои лидеры и аутсайдеры по качеству дорог. Так, согласно исследованию Европейского центра дорожной безопасности, самыми безопасными по своим характеристикам автомобильными дорогами являются магистрали в Швейцарии, Дании, Голландии и Великобритании. Там на 1 млрд км пробега приходится менее двух смертей среди водителей и пассажиров машин. А самыми опасными европейскими автомагистралями признаны дороги Словении и Венгрии: аналогичный показатель для этих трасс составляет более 8 смертей."