Каждый день огромная градирня ТЭЦ-2 выбрасывает в атмосферу гигантские объёмы тепла. Оно могло бы обогреть часть Калининграда (что выгодно и энергопредприятию, и населению при условии снижения тарифов), но вместо этого «отапливает воздух». И так продолжается уже не первый год. Разговоры о том, что хорошо бы закрыть огромную «форточку» ТЭЦ-2 и разумно использовать имеющиеся ресурсы, идут столько же. Вновь об этой проблеме городские, региональные и столичные эксперты говорили в минувший вторник на расширенном совещании в администрации Калининграда.
"г. Калининград
Близок локоть…
Ещё когда только строилась ТЭЦ-2, возникла идея отапливать часть областной столицы её теплом. Тогда, правда, мэр Калининграда Юрий Савенко заявил, что это будет слишком дорого, городу не по карману. Да и тянуть от ТЭЦ-2 до Южного микрорайона (а начать планировалось именно с него) теплопровод слишком накладно для муниципального бюджета. Прошло время, ТЭЦ-2 заработала, город подкопил денег, к теме решили вернуться. В 2004 году представители обладминистрации, мэрии, РАО «ЕЭС России» и «Банка внешней торговли» поставили свои подписи под соглашением о сотрудничестве в сфере реализации проекта строительства тепловой магистрали от ТЭЦ-2 в Южный микрорайон. Проект планировалось реализовать к 2007 году.
Минуло несколько лет, однако всё осталось на бумаге. Владимира Егорова на губернаторском посту сменил Георгий Боос. Проблема показалась ему несложной, он оперативно нашёл инвестора – ОАО «Российские коммунальные сети», которое вроде как изъявило желание вложить почти миллиард рублей в прокладку теплотрассы, а потом в течение 10 лет «отбивать» свои затраты.
Предполагалось, что от ТЭЦ-2 тепло дойдёт до потребителя через МУП «Калининградтеплосеть», которое постепенно закроет ставшие ненужными четыре РТС - «Заводская», «Балтийская», «Дюнная» и «Южная». Однако вскрылось несколько проблем – город гарантированно не может принять столько тепла, сколько предлагает ТЭЦ-2, а раз так, то для энергетиков такой проект становится невыгодным. Кроме того, выяснилось, что тарифная разница между покупной (от ТЭЦ-2) и отпускной (в сеть) ценой теплоэнергии слишком высока. А если тепло от ТЭЦ-2 дороже, чем от имеющихся в Калининграде котельных, то стоит ли игра свеч? Поняв, что здесь слишком много сложностей, ОАО «Российские коммунальные сети» из проекта вышло. Так минуло ещё полтора года.
Тепло летит на небеса
«С начала работы ТЭЦ выпустила более шести миллионов гигакалорий – это полуторагодовая потребность Калининграда в тепле. На небеса отправлено не менее трёх миллиардов рублей!» - заявил в ходе совещания начальник областного департамента топливо-энергетического комплекса и недропользования Юрий Злобин. По его мнению, в деле использования тепла с ТЭЦ-2 единой политики нет: «Имеет место конфликт интересов! Нужна генеральная схема теплоснабжения Калининграда, а её нет. Роль города свелась к простому ожиданию, когда же будет построена теплотрасса». По данным Злобина, прокладка теплотрассы потянет на 1,5 – 1,7 миллиарда рублей. При этом существующие сети Калининграда, по его мнению, принять тепло не готовы (старые, не там проложены, малая пропускная способность), и его львиная доля вернётся обратно. Тем не менее правительственный чиновник уверен, что действовать необходимо решительно. Городу следует постепенно отказываться от имеющихся трёх сотен котельных – их число растёт, они сжигают всё больше столь дефицитного газа, а некоторые работают на угле и мазуте, сильно вредя окружающей среде. На первом этапе Злобин предложил закрыть не менее сотни неэффективных котельных.
Совещание вёл первый замглавы Калининграда Юрий Беденко. После выступления Злобина ситуацию с теплоснабжением он охарактеризовал как бесхозяйственность. А затем уточнил – что, прямо взять и закрыть котельные? Именно так, подтвердил Злобин. Беденко задумался: «А на кого же возложить окупаемость проекта? На население? На наш бюджет? У нас таких денег нет!» Генеральный директор ТЭЦ-2 Владимир Рубцов заметил, что всё зависит от того, на какой срок окупаемости рассчитывать – может быть три года, а может и 30 лет. «Если город готов реально помогать, то давайте. Нагрузка теплотрассы должна быть такой, чтобы её существование имело смысл!» - добавил Рубцов. Директор МУП «Калининградтеплосеть» Виктор Фесик признал, что количество в буквальном смысле слова улетающего в трубу тепла его ошарашило. Но вместе с тем он не выразил готовности немедленно участвовать в проекте, объяснив это техническими трудностями: «Чтобы довести тепло, например, до улицы Дзержинского, придётся менять систему отопления всего Калининграда».
Труба в никуда
Слово взял заместитель генерального директора ОАО «Интер РАО ЕЭС» Сергей Толстогузов. «Такое впечатление, что «Теплосети» не готовы принять тепло. И воспринимают это так, будто ТЭЦ только вчера построена», - заметил он. По его словам, РАО возьмёт на себя затраты по прокладке теплотрассы при важном условии - городские власти подтвердят, что Калининград «съест» львиную долю тепла, а не вернёт его обратно. «Пока нам подтверждают лишь тридцать процентов. Возникает вопрос – а нужна ли такая трасса? Если город не готов, то давайте скажем об этом громко. Строить трубу в никуда нам не хочется, - строго сказал Толстогузов, а затем намекнул на истинную причину того, почему проект до сих заморожен. – Такое ощущение, будто на калининградском рынке тепла нам места нет…» Фесик ничего на это не ответил. Сейчас муниципальное предприятие, по сути, монополист на калининградском рынке тепла, именно оно решает, кого, как и за сколько обогревать. А если функцию главного городского истопника возьмёт на себя ТЭЦ-2, то муниципалам придётся довольствоваться лишь распределением тепла – его доводкой до потребителя. Наверное, именно поэтому местные власти не хотят сотни труб маленьких котельных менять на одну большую градирню – «сидеть» на трубе будут уже не они.
При этом качество сетевого комплекса в Калининграде хромает. По данным директора НПП «Электронтехносервис» Виктора Вахромеева, потери тепла превышают норму в 2-7 раз. При доставке тепла от крупных источников к зданиям творится, по его выражению, натуральный бардак. Вархромеев считает, что до 40 процентов потерь можно сэкономить – надо лишь законодательно обязать строителей возводить дома по теплосберегающим технологиям. Ситуацию же в целом, по мнению эксперта, способен исправить лишь грамотный инвестор, получивший теплосети Калининграда в концессию. Пока такого нет.
Когда он всё это рассказывал, во всём здании горадминистрации отключили свет. Совещание продолжилось в потёмках. «Может, за неуплату отрубили?» - спросил кто-то у Юрия Беденко. «Да ну вас!» - в сердцах бросил тот. Минут через двадцать свет включили.
Кремль под землёй
Темнота, видимо, как-то повлияла на собравшихся – они принялись выяснять отношения. Председатель муниципального комитета ЖКХ Вячеслав Артемов повёл суровый разговор с директором ТЭЦ-2 Владимиром Рубцовым: «Скажите, будет ваша ТЭЦ предприятием городского коммунального комплекса? Нет, не будет! Без системы теплосетей вы существовать не сможете. А Фесику надо спасибо сказать, что он открыто говорит о рисках! Нам нужен концессионер!» Рубцов ответил адекватно: «Мы готовы в сети Калининграда вкладывать триста миллионов рублей сегодня! Сегодня! А не ждать, когда придёт какой-то мифический концессионер». Его поддержал представитель РАО Сергей Толстогузов: «Да мы вообще не обязаны доводить теплотрассу до города. Мы вправе оставить всё на коллекторе, а там уж вы сами! Но мы идём навстречу области. Калининграду осталось лишь взять это тепло». Дальнейший диалог строился почти по Хармсу. «А вот «Газпром» отключит газ, и ваша ТЭЦ всех нас заморозит!» - бросили обвинение Рубцову. Тот быстро парировал: «Ну да, а потом ещё и Кремль под землю провалится!»
Участники совещания так распереживались, что вырабатываемого ими тепла вполне хватило бы для обогрева небольшого посёлка. Эмоциональный начальник правительственного департамента ТЭК Юрий Злобин вновь взял слово: «Пора прекратить эту вакханалию с теплом!» Беденко тихо ответил: «У нас нет денег». «Ну так возьмите кредит!» - возопил Злобин. «Под что? – так же повысил голос Беденко. – Под стул, на котором сижу?! Вот станете мэром, тогда и берите!»
Представитель РАО Сергей Толстогузов грустно заметил: «Уж сколько лет говорим. Уже и деньги выделены. А город не готов! Это разочаровывает… Предлагаю обсудить ситуацию в областном правительстве». Виктор Фесик не сдержал языка за зубами: «Меня такое мнение обижает. А давайте завтра встретимся и ещё раз всё просчитаем!» Юрий Беденко махнул рукой и встал со своего места – совещание, мол, окончено. В ситуации, видимо, придётся разбираться областным властям, раз городские так и не сумели. Принимать решение надо быстро, ведь скоро у ТЭЦ-2 появится вторая мегатруба... "