В ходе аукциона единица запасов, необходимых для производства тонны хлоркалия, была оценена всего в 1–6 долларов. Даже верхняя планка в тридцать раз меньше нынешних экспортных цен на конечную продукцию калийщиков
"«К разработке крупнейшего в мире Верхнекамского месторождения приступают новые компании. Традиционные игроки этого рынка — «Сильвинит» и «Уралкалий» — не смогли воспрепятствовать появлению «чужаков»
Конец калийной дуополии
Случилось это 12 марта, когда состоялся аукцион по продаже участков огромного и исключительно привлекательного Верхнекамского калийного месторождения. Он ничем не напоминал прежнюю рутинную процедуру распределения новых площадей между двумя промышленными гигантами, «Уралкалием» и «Сильвинитом», уже не первое десятилетие дуопольно осваивающими месторождение.
Заявление о честных общедоступных торгах вызвало настоящий ажиотаж. Заявки подал аж 21 участник. Среди претендентов помимо дуополистов оказались практически все крупные игроки удобренческой отрасли, никогда не производившие калийные удобрения: холдинги «Еврохим», «Акрон», «Уралхим». В результате жесточайшей конкуренции три выставленных лота были проданы многократно дороже первоначальной стоимости. Случилось беспрецедентное для мирового калийного рынка событие: в очень узком и десятилетиями не менявшемся кругу производителей прибавилось сразу два совершенно независимых и серьезно настроенных игрока. Драка заказана заранее
Первый лот (см. таблицу и схему) аукциона были приобретен холдингом «Акрон», крупным производителем азотных и сложных удобрений, третий — крупнейшей в стране удобренческой корпорацией МХК «Еврохим», имеющей такую же специализацию. Обе компании уже заявили, что будут разрабатывать приобретенные участки самостоятельно. Как пояснили нам в «Еврохиме», максимум, на что может пойти компания, — привлечь сторонних технических специалистов.
Более ожидаемыми стали результаты аукциона по второму лоту, где в числе победителей оказался действующий игрок «Сильвинит». Но и он выиграл не в одиночку, а вместе с «варягами». В СП, где сам он обладает лишь 45%, остальная часть принадлежит структурам малоизвестного Ланта-банка и госкорпорации «Ростехнологии». Как пояснили нам в калийной компании, их партнеры будут участвовать в дивидендах от разработки купленного участка.
Нестандартное партнерство было предопределено сочетанием нескольких обстоятельств. По словам нашего источника, пожелавшего остаться неизвестным, основной акционер «Сильвинита» находится в не очень хороших отношениях с главным организатором торгов — министром природопользования Юрием Трутневым.
Кроме того, часть акционерного капитала «Сильвинита» контролируется соседом-конкурентом «Уралкалием», который мог попытаться (так и случилось) перекупить стратегически важный для развития «Сильвинита» ресурс, чтобы увеличить давление на него. Партнерство было стратегически значимо и для «Ростехнологий»:
принадлежащий им титановый холдинг «ВСМПО-Ависма» вместе с недавно затопленной шахтой «Уралкалия» утратил необходимые для его производственного процесса ресурсы карналлита, которые на новом участке хотел добывать «Сильвинит».
Неожиданное участие и победа новых для калийной отрасли игроков сочетались с другой сенсацией. Фаворитом аукциона считался «Уралкалий». Компания имеет амбициозные планы почти двукратного наращивания производства, выручила крупные средства в ходе IPO и изначально претендовала выкупить все три лота. К тому же лицензионные участки двух лотов вплотную прилегают к уже работающей подземной инфраструктуре «Уралкалия» (см. карту) и могли бы осваиваться за счет использования старых мощностей — то есть с меньшими финансовыми затратами и в сравнительно короткие сроки. Компания особенно ожесточенно торговалась по первому и второму лотам (в обоих случаях аукцион прошел в две с лишним сотни шагов), но в итоге уступила. Впрочем, как заверили нас в «Уралкалии», поражение в аукционах не скажется на планах расширения мощностей. Действительно, если верить квартальным отчетам компании, ее старых балансовых запасов даже при возросшем уровне добычи хватит на многие десятилетия.
Хоть бизнес новый, непростой
В советские времена лицензионные участки распределялись между «Сильвинитом» и «Уралкалием» по территориальному принципу; последнему в постсоветский период за копейки отошла по конкурсу одна лицензия на Усть-Яйвенский участок. Но даже случись всем доступный аукцион еще пару лет назад, непрофильным удобренческим компаниям вряд ли пришло бы в голову не то что платить за лицензии огромные деньги, но и просто участвовать в торгах. Уж слишком сложно с нуля и в одиночку начинать калийный бизнес.
Самая серьезная проблема — капзатраты и сроки окупаемости. Для того чтобы построить новый калийный рудник мощностью 2 млн тонн конечной продукции, необходимо в среднем пять-семь лет и 2 млрд долларов. Эти цифры приблизительно вдвое больше показателей строительства аналогичных по мощности активов в двух других подотраслях промышленности минудобрений, где и работают «Еврохим» с «Акроном». Но в их случае и сроки, и затраты еще возрастут, и, вероятно, очень существенно.
Производство основного вида калийных удобрений — хлористого калия (KCl) — в первую очередь майнинговый бизнес, мало знакомый использующим химические технологии изготовителям азотных и смешанных удобрений. Компаниям, которые не имеют в новом для себя районе присутствия абсолютно ничего, придется самостоятельно решать множество организационных и технических проблем. «“Акрону”» и “Еврохиму” надо будет либо переманивать зарплатой сотрудников у “Сильвинита” и “Уралкалия”, либо завозить народ из других мест, — комментировали нам ситуацию несколько отраслевых специалистов. — Это примерно пятьсот-тысяча человек во время строительства плюс две-три тысячи сотрудников для работы в шахте и на фабрике.
Придется решать проблему с подключением к электросетям и с вывозом продукции, ведь сейчас тупиковая ветка, идущая от Перми в Соликамск и Березники, забита продукцией действующих предприятий. Нужно будет создавать собственные строительные мощности и завозить технику, непонятно откуда брать научные и проектные кадры. Ведь в Березниках и Соликамске нет ни свободных людей, ни свободных мощностей, все принадлежит двум действующим игрокам, под их же контролем находятся городские и районные администрации».
Опрошенные специалисты уверены, что раньше чем через десять лет полномасштабное производство на месторождении «Акрон» и «Еврохим» начать не смогут. При этом им придется прибегать к помощи действующих игроков, хотя сделать это непросто. «Калийная тусовка отличается закрытостью, приход новых игроков крайне не приветствуется», — отметил в беседе с корреспондентом «Эксперта» один из независимых экспертов. Наконец, компании не смогут насладиться синергией от масштабов производства — их проектируемые мощности сравнительно невелики по меркам ведущих игроков, они в два-три раза будут уступать объемам производства «Уралкалия» и «Сильвинита».
Зато покруче нефти
Есть, однако, один фактор, который с лихвой перевешивает все вышеуказанные проблемы. В «Еврохиме» упирают на то, что благодаря калию они превратятся в единственную на российском рынке полностью диверсифицированную (добывает и производит все три основных компонента удобрений — азот, фосфор и калий) компанию. А значит, станут более самодостаточными и стабильными, больше смогут предложить клиентам. Обстоятельство немаловажное, но в нашем случае меркнущее в лучах другого, куда более значительного для бизнесменов бонуса.
Уже несколько лет назад производство хлоркалия отличалось высокой рентабельностью. Отношение чистой прибыли к выручке в 2004 году у основных российских игроков составляло около 20%. Однако за последние годы цены на главный вид калийных удобрений — хлористый калий — подскочили почти втрое и достигли своих исторических максимумов.
Калийный бизнес оказался одним из самых прибыльных в российской экономике (по удельным показателям). Ведь в отличие от нефтяников и газовиков у «удобренцев» нет головной боли в виде экспортной пошлины и отсечения сверхприбыли. При этом аналитики в один голос утверждают, что нынешний пик не случаен, в среднесрочной перспективе заоблачные цены не только сохранятся, но и продолжат расти. Такие тенденции особенно греют душу именно российским производителям азотных и смешанных удобрений, которые уверенно теряют рентабельность из-за быстрого роста цен на сырье — природный газ и тот же хлоркалий.
Правда, представители «Уралкалия», объясняя нам результаты торгов, уверяли, что оценка калийных запасов оказалась гораздо выше справедливого уровня. По их словам, доходность вложений победителей с учетом будущих капзатрат и длительных сроков освоения окажется на приемлемом уровне лишь при маловероятном кратном росте цен на хлоркалий по сравнению с нынешним историческим пиком. Такая аргументация, однако, не выглядит убедительной.
В ходе аукциона единица запасов, необходимых для производства тонны хлоркалия, была оценена всего в 1–6 долларов. Даже верхняя планка в тридцать раз меньше нынешних экспортных цен на конечную продукцию калийщиков, в то время как, например, в нефтяной отрасли за ресурсы платят 1/7–1/10 стоимости от цены товарного продукта. Логично предположить, что если кому-то было выгодно создавать новые калийные мощности, экономически привлекательным это окажется и сейчас, на пике цен.
Наконец, иного по сравнению с «Уралкалием» мнения на доходность вложений придерживаются не только пять участников-победителей, но, похоже, и инвесторы. Сразу после объявления итогов торгов акции «Акрона» выросли в цене на ММВБ на 7,33%, «Сильвинит» подорожал в РТС на 5%, а вот бумаги «Уралкалия» на Лондонской бирже подешевели на 3,3%.
«Насколько я знаю, у представителей “Уралкалия” не было установки победить любой ценой, они имели конкретные ограничения по затратам, как оказалось, слишком жесткие, — отметил один из независимых отраслевых специалистов. — Либо в “Уралкалии” знают о геологии соседних участков что-то такое, чего не знают другие, либо, что логичнее, они просто просчитались».
Недостатки по части геологии действительно есть у оказавшихся самыми дешевыми участков «Еврохима». В центре одного уже пробурены нефтяные скважины (см. карту), и в будущем около четверти площади наверняка будет изъято под добычу нефти. Другой участок еще в советские времен стал разрабатывать «Уралкалий», однако часть месторождения была безвозвратно потеряна в результате затопления подземных пластов. Но это все вещи общеизвестные, уже учтенные в цене торгов.
Технические проблемы покупателей тоже не выглядят непреодолимыми. «Еврохим» полтора года назад приобрел лицензию на сравнительно небольшое Гремячинское калийное месторождение в Поволжье (кстати, там он тоже сражался и обошел «Уралкалий») и уже начал там строительство при содействии «Беларуськалия». Этот технический партнер может отказать российской компании в помощи на Урале, поскольку находится в стратегическом торговом союзе с «Уралкалием».
Но в таком случае «Еврохим» постарается привлечь к проекту давно существующего на рынке немецкого игрока — K+S Gruppe. Российская компания приобрела блокпакет акций этой компании и ввела своего представителя в ее совет директоров (видимо, как раз для доступа к техническим решениям).
Еще проще будет «Сильвиниту». Как сообщил «Эксперту» гендиректор компании Ростям Сабиров, на строительство Половодовского ГОКа будет израсходовано полтора миллиарда долларов в течение восьми-десяти лет. Сильно потратившаяся на лицензии компания, как пояснили ее сотрудники, сможет начать отрабатывать калийные пласты еще до строительства новой шахты — используя доступ через отработанные пласты примыкающих к ним старых участков. На «Сильвините» уверены, что их расходы будут меньше стандартных, поскольку компания уже имеет доступ ко всей необходимой инфраструктуре и необходимый для этих задач инженерно-технический персонал.
Сложнее всего «Акрону», у него нет никаких видимых зацепок в калийной отрасли (более того, в последнее время у компании не очень складывались отношения с двумя российскими калийными игроками). Но, например, в «Сильвините» на наш вопрос, возможно ли их техническое сотрудничество или создание СП для разработки участка «Акрона», фактически ответили утвердительно: «Если они к нам обратятся с такой просьбой, то мы рассмотрим их предложение». Почему бы не помочь новичку, залезшему в вотчину главного конкурента?
Калийным баронам придется потесниться
Муниципалитеты Березников и Соликамска не случайно просили федеральные власти заменить аукцион куда более субъективным конкурсом. Случившееся стало очень неприятным событием для двух российских предприятий, да и для всей калийной тусовки. «Сильвиниту» пришлось основательно потратиться. «Уралкалий» понес имиджевые потери. Обе компании столкнутся с ростом локальной конкуренции за промышленные и сырьевые ресурсы, персонал. Не менее серьезны долгосрочные стратегические последствия.
«Уралкалий» и «Сильвинит», даже заполучив все три лота, не стали бы серьезно менять свою и без того оптимистичную программу наращивания мощностей и отложили бы лишние куски на очень далекое «потом». «Еврохим» с «Акроном», напротив, непременно постараются отбить вложенные инвестиции значительными объемами производства и в максимально сжатые сроки.
В «Еврохиме» нам заявили, что собираются довести производство хлоркалия к 2018 году до 5–7 млн тонн и завоевать 10% мирового рынка. Даже если его с «Акроном» успехи окажутся скромнее, старым игрокам, многие из которых тоже собираются наращивать производство, придется умерить аппетиты или же смириться с падением цен. Новым участникам еще предстоит встроиться в закрытый калийный кружок и научиться координировать свою сбытовую политику с коллегами.
Вместе с тем можно назвать того, кто ни в чем, по крайней мере в среднесрочной перспективе, не проиграл. Безоговорочный победитель — бюджет Российской Федерации, очень вовремя заработавший на аукционе почти 2,5 млрд долларов за недра, полтора десятка лет висевшие на балансе нежизнеспособным грузом. Министр Трутнев явно заработал аплодисменты.«Эксперт» №11 (600)"
20.03.2008
Иван Рубанов, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «D`», «Эксперт Казахстан», «Эксперт Украина», «Обзоры стран» Эксперт