Андрея Лихачева, 36-летнего главу "Ленэнерго", причисляют к самому глубинному кадровому резерву Владимира Путина. Сегодня он второй по популярности -- после губернатора Яковлева -- политик в Петербурге. Считается, что именно ему президент отведет главную роль в деле объединения Питера и Ленинградской области, планирующегося якобы на конец будущего года.
"После двух лет во власти Владимир Путин уже окончательно освоился с возложенными на него полномочиями и насытил политические верхи довольно разнообразной ватагой людей, объединенных по меньшей мере одним важным свойством: давним и близким знакомством с нынешним российским президентом.
Теперь же для того, чтобы завоеванной и освоенной властью грамотно распорядиться (иными словами, увеличить ее капитализацию как на внутреннем, так и на внешнем рынке) Путину потребуются не чиновники и чекисты, а талантливые и хорошо себя зарекомендовавшие менеджеры-управленцы. К одному из таких и причисляют главу "Ленэнерго" Андрея Лихачева.
Лихачеву 36 лет, половину из которых он прожил в Чечне. Его родители, закончив один из крымских вузов, по распределению оказались в Грозном. Особо этому не противились, поскольку считали: отбудут положенные три года и уедут. Но прошло три года, затем еще столько же, потом родился Андрей -- там же, в Грозном, он закончил с золотой медалью школу и подался в Ленинград. В колыбели революции Лихачев прежде никогда не бывал, но по книгам и кинофильмам составил для себя загадочный и манящий образ.
Лихачев поступил в ЛГУ на факультет прикладной математики. Вопреки ожиданиям, красного диплома не случилось -- виной тому было увлечение спортом, который едва не стал делом жизни нашего героя. Андрей с детства занимался легкой атлетикой, выигрывал первенства Чечено-Ингушетии и подавал большие спортивные надежды. В университете занятия спортом продолжались, что, конечно, мешало учебе.
После университета Андрей пошел работать в закрытое конструкторское бюро "Электроавтоматика", которое занималось разработкой программного обеспечения для летательных аппаратов. Но всего спустя три года его карьера математика закончилась.
Депутатская юность
Лихачев признается, что сначала отнюдь не был общественно-активным человеком. В партии никогда не состоял, комсомольским лидером назвать себя тоже не мог. Хотя, как случается с прилежными юношами, карьера и так двигалась без каких-либо усилий с его стороны. Сначала Андрея избрали в комитет комсомола "Электроавтоматики", потом в райком и даже обком комсомола.
Потом в стране резко забурлило. Начали появляться НТТМы -- дома научно-технического творчества молодежи, ставшие первыми ростками бизнеса в стране. Кстати, именно с такого НТТМа началась в свое время блестящая карьера "олигарха" Ходорковского -- вместе со своим будущим соратником Невзлиным они "варили" и продавали джинсы.
У Лихачева появилась идея создать подобный НТТМ при "Электроавтоматике" -- только вместо самодельной джинсовки он хотел заниматься конструкторскими разработками в рамках уже негосударственного предприятия. Идея, увы, не получила развития.
Зато к тому времени подоспели выборы народных депутатов СССР. У одного из кандидатов Лихачев работал помощником и оказался вовлечен в самую гущу политических событий. Он уже стал, по его собственному признанию, лучше некоторых кандидатов в депутаты понимать, какие процессы происходят в стране и что надо делать.
В 1990 году по одному из округов Кировского района проводились довыборы в совет народных депутатов. Лихачев со свойственной молодости самоуверенностью (нашему герою едва исполнилось 25 лет) решил в них поучаствовать и в первом же туре победил.
Некоторые из его идей, которые на тот момент казались утопическими, спустя несколько лет воплотились. В первую очередь, это касается либерализации и развития торговли: баллотируясь в депутаты, Лихачев утверждал, что пройдет немного времени -- и горожане смогут по телефону заказывать продукты из расположенных неподалеку магазинов.
Еще одна идея Лихачева -- упрощение процедуры открытия кооперативов, регистрации фирм -- сразу же была востребована: его избрали председателем постоянно действующей депутатской комиссии по предпринимательству.
Один из питерских бизнесменов так вспоминает существовавшую до Лихачева процедуру регистрации: "Регистрация осуществлялась на заседаниях исполкомов и на президиуме райсовета, причем путем простого голосования. Иногда это выглядело очень комично. Например, какой-нибудь председатель комиссии по здравоохранению, который дремал все заседание, мог встрепенуться и сказать: ну-ка, ну-ка, что там у них написано в качестве вида деятельности? А там записей на два листа. Писали ведь все подряд, потому что точно сказать, кто чем будет заниматься, было невозможно. Так вот. Проснулся он и среди прочего находит: оказание услуг в сфере медицины. "Я против регистрации". И все".
Лихачев со своим заместителем предложили тогда схему, согласно которой комиссии предъявлялись соответствующие законодательству учредительные документы, и если они были в порядке, предприятие вносилось в реестр и учредителям выдавалось свидетельство о регистрации. Вся процедура занимала не более двух часов.
Ноу-хау состояло даже не столько в быстроте исполнения, сколько в появлении собственно свидетельств. Чтобы создать первый образец, новаторам пришлось вырезать буковки из газет, приклеить их на бумагу, а затем раз за разом прогонять через ксерокс. Так выглядели первые в истории отечественного предпринимательства свидетельства о регистрации предприятий.
Человек с тихим голосом
В начале 90-х в Ленинграде начали активно обсуждать идею создания свободной экономической зоны. Но очень скоро, выражаясь языком Андрея Лихачева, с этой идеей случился "затык": слишком много в отечественном законодательстве оказалось непроходимых формальностей.
На смену этой идее явился проект по созданию свободных таможенных зон, принадлежавший Владимиру Путину, который тогда только-только стал заместителем мэра -- председателем комитета по внешним связям.
Глядя на карту Петербурга, нетрудно понять, что основные портовые предприятия города -- морской порт, судоремонтный завод и пр. -- сосредоточены именно на территории Кировского района. Путин обратился с предложением поработать над проектом к председателю Кировского райсовета народных депутатов Виталию Мутко, а тот, в свою очередь, переадресовал вопрос молодому депутату Лихачеву.
"Когда я познакомился с Путиным, то, к своему стыду, не знал, кто есть этот невысокий человек, говорящий тихим голосом. Так получилось, что к тому времени, когда проект уже был готов, Путин совсем недолго работал в этой должности, не светился на телеэкранах, не давал интервью газетам. Обсудить окончательный вариант проекта мы приехали в мэрию. Народу собралось много, все галдели, шумели, вдруг -- тишина. Зашел Путин. Кстати, удивительно: обычно всех новичков, заместителей мэра, пробовали "на зубок". А Путина приняли сразу. Такое ощущение, что он был всегда. В тот день мы чувствовали себя отличниками, которые много чего знают, но больше всего боятся, что их знания останутся не замечены экзаменатором. Мы начали рассказывать о проекте, будучи почему-то убеждены, что нас никто не поймет. К нашему удивлению, Путин понял. Выслушав нас, он через несколько минут собрал папочку и сказал, что все годится".
Как конечный продукт проект о создании свободных таможенных субъектов начал работать спустя несколько месяцев -- после постановления правительства России. Лихачев же очень скоро получил от Путина предложение перейти на работу в комитет по внешним связям мэрии Петербурга.
Есть частная собственность!
Предложение было сделано через одного из путинских заместителей, и поначалу, как вспоминает Лихачев, ему было немного боязно. Неделю Андрей проработал начальником отдела гуманитарных связей КВС, а потом вернулся из командировки его бывший начальник по Киевскому райсовету Виталий Мутко и стал предъявлять Путину претензии: дескать, ты у меня лучшие кадры отбираешь. Путин сказал: "Раз так, я могу их вернуть".
Лихачеву на тот момент не исполнилось и тридцати, поэтому Мутко стал убеждать, что уходить в Смольный тому еще не время -- слишком молод. Пока Лихачев раздумывал, был создан комитет по управлению городским имуществом -- КУГИ. Возглавивший его Сергей Беляев, хорошо знакомый с Лихачевым, предложил ему возглавить КУГИ Кировского района. Лихачев согласился.
По сути, приватизация в России начиналась с двух городов -- Петербурга и Нижнего Новгорода. Самым большим достижением, по мнению Лихачева, было то, что выставлять объекты недвижимости на торги и аукционные конкурсы районные КУГИ начали практически сразу, без чиновничьего промедления.
Упреки и обвинения в незаконной приватизации, затронувшие большинство ее участников (в частности, Германа Грефа, возглавлявшего на тот момент КУГИ Петродворцового района), Лихачева счастливо миновали. Возможно, еще и потому, что он предложил открывать информацию по имеющимся помещениям, вывешивая ее на людных местах и публикуя в газетах.
Так прошло три года. К тому моменту председателем КУГИ был назначен Михаил Маневич, а Герман Греф стал его заместителем.
"Я стал анализировать свою работу, -- вспоминает Лихачев. -- Что касается приватизации - частная собственность в районе есть . С арендой все тоже было в порядке. Продолжать заниматься этими вопросами было бы повторением пройденного. Я начал думать, чем заниматься дальше".
Три товарища
Решающую роль в дальнейшем развитии карьеры Лихачева сыграли, как рассказывают в Петербурге, три человека: Путин, Маневич и Греф. Благодаря их стараниям, Лихачева приказом мэра назначили главой администрации Петродворцового района -- Петергофа. И было ему в ту пору всего 29 лет.
Два года, проведенные Лихачевым в этой должности, ушли на то, чтобы превратить запущенный Петергоф в цветущий сад -- в 1996 году он был признан лауреатом всероссийского конкурса "Самый благоустроенный город России".
Уход Лихачева с поста главы районной администрации ускорила гибель его бывшего начальника Михаила Маневича. "Когда его не стало, -- вспоминает Андрей Николаевич, -- мы долго сидели в кабинете Грефа, разговаривали о том, что делать дальше. Греф страшно переживал и мучился, думал, стоит ли вообще оставаться на госслужбе. В результате он принял решение занять место Маневича, а мне предложил перейти обратно в комитет".
Вместе они проработали год. Грефа затем попросили в правительство, а вице-губернатором - председателем КУГИ назначили Лихачева.
Один из сотрудников питерской мэрии вспоминает: "Это было время, когда КУГИ занимался жилищной реформой. Точнее, не занимался. Дело шло к губернаторским выборам, и Яковлев решил не рисковать, поскольку жилищники служили ему серьезной опорой. Несколько раз, как мне известно, Лихачев беседовал с ним на эту тему, считая, что, поскольку не занимается тем, ради чего работает в администрации, лучше заняться чем-нибудь другим".
В результате договорились, что Лихачеву имеет смысл осваивать сферу, требующую более серьезных реформ, чем жилищное хозяйство.
Как известно, добрый десяток лет энергетика была исключительной отраслью, дотирующей остальную экономику страны. Лихачев и вовсе полагает, что только за счет энергетиков все и жили. Дальше, что называется, "караул устал".
"Существует такое понятие, как усталость железа, -- поясняет Лихачев. -- Еще немного, и случится энергетическая катастрофа". Коротко говоря, в декабре 1999 года Лихачев занялся реформированием питерской энергетики -- Чубайс предложил ему возглавить "Ленэнерго".
Въехал
Как ни странно, "молодого специалиста" в "Ленэнерго" приняли хорошо. Сам патриарх компании, Семен Казаров, руководивший ею тридцать лет, стал Лихачеву сразу помогать. Руководители остальных предприятий, тесно соприкасающихся с "Ленэнерго", тоже отнеслись к назначению положительно.
Сергей Сердюков, гендиректор "Лентрансгаза": "Когда узнали, что назначают Лихачева, честно говоря, обрадовались. В первую очередь потому, что молодой. А то прислали нам год назад деда на Октябрьскую железную дорогу. Нам надо с ними зачеты проводить, а он как сел на даче, так на этом история и закончилась. А в случае с Лихачевым мы понимали, что будем разговаривать на одном языке. Правда, ему годик понадобился, чтобы въехать в дела. Въехать -- это не значит быть генератором технических идей. Въехать -- это когда к тебе приходят и говорят: товарищ директор, давайте проинвестируем такой-то проект. А он берет и говорит: знаешь, пошел отсюда вон. А если посмотрел -- два погона, три медали, он такой важный, надо его послушать -- это значит не въехал".
На момент прихода Лихачева в "Ленэнерго" капитализация предприятия составляла 60 миллионов долларов. Сейчас информация о рыночной стоимости компании закрыта, но, как стало известно "Профилю", за два года Лихачеву удалось увеличить капитализацию "Ленэнерго" примерно в пять с половиной раз.
Сам Лихачев, как он утверждает, не владеет ни одной акцией "Ленэнерго", а довольствуется скромной зарплатой в 21 тысячу рублей и бонусами за примерную работу. Что позволяет, по словам Андрея Николаевича, приобрести хороший автомобиль (наш герой ездит на BMW X5), но не акции.
Несколько месяцев назад руководители "Ленэнерго" вошли в топ-лист тысячи лучших менеджерских команд мира, составляемый популярным экономическим изданием GP Morgan. Следом отечественная "Комсомолка" включила Лихачева в рейтинг экономистов, пользующихся политическим влиянием, а в конце прошлого года РСПП преподнес Лихачеву новогодний подарок, признав его лучшим предпринимателем России 2001 года.
Возможно, происходит это потому, что в последнее время все чаще имя Андрея Лихачева стали упоминать в связи с предполагаемым объединением Петербурга и Ленинградской области. Ожидается, что должность губернатора в новооформленном субъекте Федерации президент предложит успешному менеджеру Лихачеву.
Субъективное мнение
Собственно, сама по себе идея не нова. Подобные предложения звучали еще во времена Собчака, так что нынешний губернатор Петербурга Владимир Яковлев, приписывающий себе авторство интеграции, ступает по проторенной дорожке. Другое дело, что сейчас эта идея, как считается, получила (пока негласную и неформальную) поддержку Кремля.
Один из высокопоставленных питерских чиновников рассказал свою версию: "В принципе об интеграции города с областью, которая должна состояться примерно через год в ходе референдума, говорят как о деле почти решенном. Возможно, это станет поводом сместить Яковлева, отношение к которому всей путинской команды, как известно, оставляет желать лучшего. Вот один из примерных вариантов того, как это может выглядеть. Когда все формальные процедуры, в том числе и с Думой, и с Советом Федерации в связи с объединением будут выполнены, дело могут искусственно затормозить. И потом Яковлеву предъявить: дескать, не справился, будьте добры вон".
Андрей Лихачев эту тему комментирует так: "Пока идея объединения до конца не продумана, а восторжествовала лишь на желудочном уровне: проглотим побыстрее Ленобласть. Распространив юрисдикцию Петербурга на область, Яковлев хочет вернуть ушедший из-под него бизнес. Ведь большинство наиболее серьезных проектов -- завод "Форд", Балтийская трубопроводная система, табачная фабрика -- реализовываются на территории области. Это говорит о том, что на сегодняшний день предложения губернатора Ленобласти Сердюкова инвесторам предпочтительнее, нежели предложения Яковлева."
Свою позицию в отношении ленинградского головы Андрей Лихачев озвучивал не раз, называя Яковлева хорошим в принципе руководителем, но чье время прошло: "Яковлев -- человек своей формации. Он понимает проблемы города, но совсем не знает, как их решать".
Можно догадаться, что подобные "комплименты" не вызывают у Владимира Яковлева острых приступов радости. На сегодняшний день Андрей Лихачев -- второй по популярности (после Яковлева) политик в Петербурге. А на конкуренцию г-н Яковлев реагирует болезненно. Рассказывают, что несколько лет назад, когда один из его заместителей стал чрезвычайно популярен в прессе, Владимир Анатольевич каждое утро вызывал того в кабинет и, держа в руках газету, язвительно вопрошал: "Ну что, следующим губернатором Петербурга у нас будешь ты?" С Лихачевым такого не проделаешь, поэтому соперники ограничиваются сухими приветствиями на публичных мероприятиях и умеренными колкостями в адрес друг друга на страницах газет.
Кому же из них достанется оливковая ветвь победителя, можно будет узнать достаточно скоро -- объединение двух субъектов, как утверждают, должно состояться уже через год.
"