Старейшая музыкальная школа Москвы бедствует при попустительстве властей
"Иногда гербом российским детей можно и напугать. Двуглавая птица, показывающая язык на обе стороны, вызывает у них справедливые вопросы, на которые взрослым ответить порой непросто.
Точно так же затруднительно объяснить, почему Юрий Лужков, с таким жаром пообещавший в ноябре Консерватории ее полную реконструкцию (хотя заниматься этим объектом должны не столичные, а федеральные власти), как мачеха обходится с Гнесинской школой, которая находится как раз в столичном ведении.
24 февраля возле здания Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) им. Гнесиных на Знаменке, 12, прошел митинг родителей, протестующих против фактического саботажа московскими властями резолюции Путина довести проект реставрации и строительства школы до практического завершения.
Весь ужас ситуации заключается в... самом местонахождении старинного особняка Воронцова. Самый дошлый читатель уже, конечно, вздрогнул при одном только упоминании Знаменки -- короткого, но энергичного участка правительственной трассы, бесшумно стекающей с горки аккурат к Боровицким воротам. Знаменка отродясь населялась приближенными великих князей московских и царей. На ней даже магазинов никогда не было. А в XVIII веке здесь жила сплошь власть чиновная. В советское время Знаменку переименовали в улицу Фрунзе, а дом Воронцова отдали под опытную трудовую школу. В него-то в 1962 году и переехала знаменитая Гнесинка, где учатся особо талантливые музыканты с пяти до 17 лет. 1600 ее выпускников разлетелись по всему миру, составив немалую славу России, а уж Москве особенно. И ведь это не просто особняк. В 1776 году в нем стала давать спектакли оперная труппа князя Урусова, положившая начало Большому театру. Считается, что дом Воронцова описан в «Войне и мире» Толстого как жилище отца Пьера Безухова.
В 2000 году мэр Москвы принял решение не только о реставрации особняка Воронцова с воссозданием парадной лестницы и концертного зала. Проект столичного размаха предусматривал восстановление правого флигеля (здесь все же когда-то классическая усадьба была; но левый флигель сразу «зарубили»: мол, через улицу Министерство обороны, и двухэтажное (!) строение что-то там ему загородит). В эту правую пристройку предполагалось вывести всех малышей, начальную школу, которая особенно нуждается в отдыхе, физическом и психологическом покое после сумасшедшей двойной нагрузки. Царским подарком от Лужкова стало старое семиэтажное жилое здание сразу за особняком: после выселения и обновления его должны были соединить атриумом с основным старинным домом. Идею атриума сразу отвергли пожарные. Само же семиэтажное здание -- потенциальное общежитие для вундеркиндов со всей России плюс звукозаписывающая студия -- и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения гнесинцев.
Музыканты -- люди неконфликтные. Но, узнав из документов (поступивших из ведомства Ресина в администрацию президента), что семиэтажка вообще больше не фигурирует в проекте, почуяли неладное. Ведь и так ремонт основного дома Воронцова должны были закончить сначала в 2003 году, затем срок перенесли на 2006-й, и снова ничего.
27 октября 2006 года по письмам известных музыкальных деятелей, в том числе выпускника ССМШ Евгения Кисина, президент Путин дал распоряжение М.Е. Фрадкову и Ю.М. Лужкову довести дело до конца. «Это не рядовой проект, -- говорится в документе. -- Он имеет действительно важное значение для нашей культуры».
Ноль внимания. А дети-гнесинцы, надо сказать, просто страдальцы. Все это время, пока раскурочивали их классы на Знаменке под реставрацию, они мотаются по трем адресам, включая временные помещения в Гостином дворе и жилой дом на Сретенке.
Чуть больше месяца назад школе объявили, что правый флигель строить не будут, мол, будет нарушена территория исторического скверика.
Итак, что мы имеем на сегодня? Вместо основного дома-особняка, семиэтажного расселенного дома за ним, а также мифического атриума, их соединяющего, а также мифического флигеля один-единственный особняк, похожий на разбитое корыто.
Перед ним и протестовали родители юных дарований Москвы, человек 200, не больше, для пап-мам вундеркиндов это много.
К Путину взывали, прищучив дочкой-скрипачкой, участвовавшей в международном конкурсе в Берлине (интересно, под псевдонимом?). Медведеву на месте подписали письмо с призывом все это дело «оставить на контроле и настоять на полном выполнении поручения президента РФ». Имя Лужкова на всякий случай сильно не трепали -- наверное, лелея последнюю надежду на барина, который нас рассудит. Клеймили все больше «чиновников неизвестного уровня».
«Позор чиновникам-рейдерам!», «Долой министров-капиталистов!», «Правительство Москвы, вам не стыдно?», «Меняем Ресина на Кисина!» -- тоска была глядеть на самодельные «взрослые» транспаранты в руках юных артистов, явившихся в наш грешный мир совсем-совсем для другого. Наученные организаторами, они скандировали: «Отдайте школу детям!», выстраивая красивую «картинку» для нескольких телекамер. Понятно, им объяснили: виртуальная жизнь нынче важнее их конкретных крещендо и диминуэндо. Хотя чувство неловкости не покидало, кажется, ни самих детей, ни тем более наблюдателей. Все равно что на панель бы вывели.
В общем, «картинка» -- не теле-, а, так сказать, картина жизни -- получилась неприглядная. Дождик, моросящий на рыжие каски митингующих с надписью «В защиту Гнесинки», оптимизма не прибавлял.
Лужков тогда, в ноябре, в Консерватории кипятился: «Консерватория сейчас -- главный позор нашего города, страны, культуры». В смысле полной затрапезности. Там, на Никитской, три новых зала построят, пассаж с кафе, автостоянку подземную, опять же атриумом (крытым двориком) все залы объединят. В общем, маленький Париж. А тут теперь чего?..
Может, не стоило родителям так кипятиться? Может, пронесет еще? Но от чего же тогда школе неоднократно предлагали мирно съехать отседова к чертовой матери? Конкретно -- за Кольцевую дорогу. Со всеми ее маленькими Кисиными и их дурацкими большими роялями, не говоря уж о каких-то там скрипках. Чтобы не мозолила глаза на очередной «золотой миле» столицы, над которой, даже по исторической логике, в воздухе уже свиваются совсем другие симфонии."