Бывшего главу Минатома Евгения Адамова отправили в колонию
"Замоскворецкий суд Москвы вчера приговорил к «реальным» пяти с половиной годам колонии бывшего главу Минатома РФ Евгения Адамова. О том, что суд признал его виновным по всем пунктам обвинения -- в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями, -- стало известно еще во вторник, когда приговор только начали зачитывать. Из-за объемности вердикта окончание его оглашения было перенесено на следующий день. И неразрешенным оставался только один вопрос -- останется ли г-н Адамов на свободе.
Шансы на то, что он мог получить условный срок или вообще штраф, были довольно высоки, особенно с учетом того, что бывшему министру скоро исполнится уже 69 лет и он страдает рядом серьезных заболеваний. Даже прокурор после начала оглашения приговора признал, что г-н Адамов может быть осужден условно, оговорившись, что такой исход дела обвинение не устроит и оно будет обжаловать приговор. Но делать этого прокуратуре, видимо, не придется. Едва вчера прозвучали финальные слова приговора, на руках бывшего министра, до этого момента свободно стоявшего рядом с адвокатом (г-н Адамов находился под подпиской о невыезде), защелкнулись наручники. Научные звания, участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, преклонный возраст экс-главы Минатома суд посчитал смягчающими обстоятельства лишь в той степени, чтобы они позволили отправить его за решетку не на девять лет, как требовал обвинитель, а «всего» на пять с половиной.
На этом фоне двум другим подсудимым, предполагаемым сообщникам бывшего министра -- бывшему директору Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Вячеславу Письменному и экс-директору «Техснабэкспорта» Ревмиру Фрайштуту, можно сказать, повезло. Как раз их суд посчитал «достойными» условного наказания -- по четыре года каждому.
Чем закончится оглашение приговора, вчера утром сам г-н Адамов, судя по всему, точно не знал. Несмотря на все разговоры о возможном условном сроке, в зал заседаний он явился с двумя сумками, то есть, очевидно, допуская «реальное» наказание. Тем не менее по коридору к поджидавшему на улице автозаку пожилой мужчина шел, едва сдерживая слезы. Уверенность, с которой он днем ранее заявлял, что будет обжаловать даже условный приговор или штраф, из глаз пропала.
Как следовало из приговора, коллегия из трех профессиональных судей, рассматривавшая дело г-на Адамова, сочла доказанными все вменявшиеся ему факты мошенничества и злоупотребления служебными полномочиями, в результате которых российскому бюджету был нанесен ущерб более чем на 30 млн долл. Тезис гособвинителя «он министр, он все и организовал», видимо и лег в основу распределения вины за содеянное.
Претензии к бывшему главе Минатома впервые были озвучены в мае 2005 года. Американская прокуратура, по требованию которой он был арестован в Швейцарии, обвинила экс-министра в присвоении средств, выделенных США на обеспечение безопасности российских ядерных объектов. Тогда сразу заговорили о том, что Америка таким образом хочет заполучить к себе человека, владеющего нашими атомными секретами. Поэтому когда и в России против Адамова было возбуждено дело о мошенничестве и Москва потребовала его экстрадиции, все и, видимо, сам г-н Адамов, восприняли это как способ его защиты. После целой серии судебных разбирательств насчет того, куда же должен быть доставлен арестованный -- в США или Россию, 31 декабря 2005 года г-н Адамов был все же отправлен на родину. Здесь, правда, его сразу отправили в «Матросскую Тишину». И только в июле 2006 года г-н Адамов был освобожден под подписку о невыезде.
Как уже сообщалось, Генпрокуратура обвинила г-на Адамова в заключении ряда незаконных сделок, из-за которых Россия потеряла контрольный пакет акций в компании Globe Nuclear Services and Supply GNSS, Limited, занимавшейся поставками уранового сырья. Уже после оглашения приговора представитель Генпрокуратуры Виктор Антипов, поддерживающий обвинение, эмоционально рассказывал журналистам о прибыли, которую из-за г-на Адамова не получило государство. По его прикидкам, речь шла не о 30 млн долл., за которые бывший министр был осужден, а об 1 млрд, и все это прокурор считал доказанным. При этом насчет обжалования приговора прокурор ничего говорить не стал.
Не менее эмоционально вели себя после приговора и защитники г-на Адамова. Адвокат Генри Резник, то ли продолжая спор с прокурором, то ли убеждая журналистов, заявил: «Никаких доказательств, что хотя бы один цент, один рубль был присвоен Адамовым, обвинением не приведено. Вынесен неправосудный и жестокий приговор. В заседании звучала сплошная ложь, причем ложь на любой вкус. Евгений Олегович пал жертвой заговора двух супердержав -- России и Америки. Мы все равно бы обжаловали приговор, даже если бы нас приговорили к условному штрафу».
Впрочем, пока будущее г-на Адамова до конца неясно. Приговор защита обжалует, и срок наказания может быть снижен или заменен на условный. Но и без этого с учетом возможности условно-досрочного освобождения и срока, уже проведенного бывшим министром под арестом, до освобождения ему остается около полутора лет. "