Сергей Сторчак пожаловался на бездействие следователей
"Мосгорсуд вчера отказался освободить из-под стражи замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, арестованного прошлой осенью по обвинению в попытке хищения из госбюджета 43 млн долл. под видом урегулирования внешнего долга России. Несмотря на многочисленные аргументы арестанта и его защиты, суд признал законным решение Басманного суда месячной давности, который продлил чиновнику срок ареста до 9 апреля. Кроме того, суд отказал обвиняемому и в ряде других просьб -- об ознакомлении с материалами дела и личном участии в судебных заседаниях.
На заседание в Мосгорсуд пришло около десятка коллег Сергея Сторчака и его супруга Людмила. Сотрудники Минфина открыто говорили, что их начальник стал жертвой политических интриг, целью которых было «показать силу непосредственно министру финансов Алексею Кудрину и тем, кто за ним стоит». «Так называемое следствие идет уже третий месяц, а мы за это время ни одного следователя в ведомстве так и не видели. Глупости все эти обвинения в попытке хищения из бюджета денег. Операции, которые ставятся в вину Сергею Сторчаку, были согласованы в десятке ведомств», -- сказал один из знакомых г-на Сторчака.
Замминистра принимал участие в судебном заседании в режиме видеоконференции из СИЗО «Лефортово» и свои ходатайства озвучивал с телеэкрана. Сначала г-н Сторчак попросил, чтобы ему дали возможность лично присутствовать на заседании: «Я уже сто дней нахожусь под стражей, и меня до сих пор не могут ознакомить с материалами дела. Следствие со мной не работает. В чем они меня обвиняют? Почему я должен сидеть за то преступление, которого нет по существу? Я готов сотрудничать со следствием, объяснять им, что откуда и почему взялось. Может быть, в Следственном комитете при прокуратуре (СКП) появились сотрудники, которые разбираются в урегулировании долгов? Тогда пускай они объяснят, в чем я был не прав».
Затем защита замминистра попросила у суда признать незаконным постановление Басманного суда от 10 января о продлении г-ну Сторчаку срока содержания под стражей. «На продлении ареста настоял следователь СК при прокуратуре, в то время как из материалов уголовного дела следует, что все расследование проводили сотрудники ФСБ. Непонятно, при чем здесь тогда СК, в компетенцию которого даже не входит расследование мошенничеств. Это прерогатива МВД или Следственного управления ФСБ. Соответственно, подобные ходатайства они должны были подавать в суд по месту своего нахождения. Во-вторых, выводы Басманного суда формальны и не основаны на материалах уголовного дела», -- заявил адвокат Игорь Пастухов.
С телеэкрана своего защитника поддержал и обвиняемый. «Выдвинутые против меня обвинения, по сути, страшилки и выдумки. Страшилки для того, чтобы держать меня за этой решеточкой, а выдумки -- для того, чтобы очернить меня в глазах моих подчиненных, министра, президента, -- сказал г-н Сторчак. -- Следственный комитет заявляет, что, окажись я на свободе, могу уничтожить доказательства. Но это же не кража. Все наши действия задокументированы в десятках ведомств. У следствия было достаточно времени, чтобы собрать все доказательства. Следствие заявляет, что я действовал в составе ОПГ по заранее разработанному плану. Где этот план? Как наши доблестные органы терпели, что в течение длительного времени главарь банды встречался с министром, с президентом, сопровождал их в зарубежных поездках?». Вместе с тем, по словам замминистра, отсутствие у следствия каких-либо доказательств его вины уже привело к тому, что российские налогоплательщики потеряли 100 млн долл. (Представители Минфина ранее заявляли, что потери российской стороны из-за приостановившихся переговоров по урегулированию ливийского долга, которые вел г-н Сторчак, ежедневно составляют миллион долларов.)
Судебная коллегия Мосгорсуда внимательно выслушала обвиняемого и его адвокатов, но тем не менее приняла решение оставить постановление Басманного суда в силе.
Сергей Сторчак, который до своего ареста был известен как ведущий российский переговорщик по вопросам урегулирования внешнего долга РФ, был задержан 15 ноября. Вместе с ним за решеткой оказались двое предпринимателей -- председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Вадим Волков и гендиректор ЗАО «Содэксим» Виктор Захаров. Следствие обвинило их в попытке хищения из госбюджета более 43 млн долл. под видом покрытия затрат, понесенных «Содэксимом» при урегулировании долга Алжира перед Россией. Как пояснили в самом Минфине, в середине 90-х годов «Содэксим» внес в бюджет 26 млн долл. в виде залога для участия в сделках по урегулированию долга. Однако в 2006 году Россия списала алжирский долг. В связи с этим коммерсанты обратились к российскому правительству с просьбой вернуть им эту сумму, а также набежавшие проценты. После долгих согласований Минфин решил вернуть предпринимателям залог и перечислить деньги на счета «Содэксима» в МИБ. По мнению руководства Минфина, действия чиновников были законными и прошли десятки согласований в других ведомствах. Однако в СКП решили, что, действуя таким образом, чиновник и бизнесмены хотели украсть деньги.
Кроме того, в начале декабря прошлого года СКП возбудил против г-на Сторчака еще одно уголовное дело. На этот раз ему вменили превышение должностных полномочий в ходе российско-кувейтских переговоров по урегулированию задолженности бывшего СССР перед этой страной, состоявшихся 27--28 января 2005 года. Генпрокуратура после изучения материалов отменила постановление СКП о возбуждении этого дела, посчитав претензии необоснованными. Но в СКП, в свою очередь, пообещали оспорить действия Генпрокуратуры. "