15 лет, с 1965 года до трагической гибели в 1980 году, был бессменным руководителем Белоруссии
"Память о выдающихся людях остается в народе надолго. Иногда на века. К таким нашим соотечественникам относят белорусы Петра Мироновича Машерова — человека, который 15 лет, с 1965 года до трагической гибели в 1980 году, был бессменным руководителем Белоруссии.
ОН ПРОИЗВОДИЛ необыкновенное впечатление на любого человека, имевшего счастье работать с ним или повстречаться хотя бы раз. Высокий, подтянутый, по-мужски красивый, всегда спокойный, вдумчивый и доброжелательный и вместе с тем требовательный. Он не излучал жесткость, как это бывало с нашими вождями в те непростые времена. Он излучал интеллигентность и внимание к человеку. Машеров отражал характер своего народа, издревле жившего на бедной, болотистой и лесистой земле. Через Белоруссию прокатывались волны захватчиков, направлявшихся на завоевание России, и через Белоруссию эти волны откатывались, продолжая сжигать и грабить. Это выработало особый национальный характер. Белорус был крестьянином. Но, при необходимости, воином, сражавшимся более стойко, чем нации, известные своей воинственностью. Таким был и Машеров. Крестьянский сын, взявшийся за оружие, когда в Белоруссию вторглись орды фашистов.
Петр Машеров родился 13 февраля 1918 года в деревне Ширки Сенненского района Витебской области. При Советской власти дети малограмотного Мирона Машерова получили высшее образование: генерал Павел Машеров, старший брат Петра, был начальником политотдела штаба Белорусского военного округа, сестры Ольга и Надежда стали врачами.
Петр Машеров, окончив в 1939 году Витебский пединститут, до 22 июня 1941 года работал учителем математики в школе райцентра Россоны. Работал хорошо — его выпускники уверенно поступали в столичные вузы. Он был педагогом по призванию. Это потом сильно сказывалось в партийной работе и было одной из главных причин его популярности.
Когда пришли немцы, Петр Машеров в 23 года возглавил подполье в Россонах, а затем, когда гестапо напало на их следы, ушел с друзьями-учителями в лес и стал командиром партизанского отряда. В апреле 1942-го он был назначен комиссаром партизанской бригады, а в 1943 году возглавил Вилейский подпольный обком комсомола. 9 сентября 1942 г. гестаповцы расстреляли мать Машерова, Дарью Петровну. Сын до конца жизни ощущал вину за то, что не уберег мать. В боях был дважды ранен. В 1944-м, в 26 лет, получил звание Героя Советского Союза.
Судьба отнюдь не вознесла его на вершину власти и славы. Жизнь вела его вверх по заслугам. Он не был человеком напористым и амбициозным. Он просто честно и умно делал свое дело. В те времена именно умение делать дело определяло положение человека в обществе. Хотя потенциал Машерова раскрылся достаточно рано — он не скакал «через ступеньки». И когда в 1965 году он стал первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии, это было воспринято всеми как должное.
Не будет преувеличением сказать, что народ Белоруссии Машерова любил. Как любят родного отца — строгого, но заботливого. На долю бывшего сельского учителя выпало создание научно-промышленной базы, которая позволила Белоруссии выстоять и начать развиваться в тяжелейшие 90-е годы. При нем окрепли знаменитые Минский тракторный и МАЗ, с его самым непосредственным участием в поселке Жодино был построен всемирно известный БелАЗ.
Под энергичным воздействием Машерова возникли гиганты нефтехимии — Новополоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие заводы, Гродненский «Азот», ныне являющиеся предметом вожделения российских олигархов. Машеров, отличавшийся огромным интересом ко всему новому, к людям с нестандартным мышлением, создавал самые современные заводы электронной и радиопромышленности «Рубин» и «Интеграл». Его имя связано и с колоссальной программой подъема села, осушения и мелиорации Полесья — беднейшей части Белоруссии, где люди веками с трудом выживали на песчаных островках посреди необъятных болот.
Тогда были созданы агропромышленные комплексы, появились председатели совхозов и колхозов — Герои Социалистического Труда. Он отправлялся на вертолете в самые глухие деревни, не чурался ходить в резиновых сапогах по болотам во время заготовки кормов в засуху 1979 года. Он наотрез отказывался от пышных угощений, которые поначалу выставляли местные начальники. Вокруг него не было неприступной охраны и челяди, не допускавших «посторонних».
15 лет он был во главе Белоруссии. И ни один грязный слух за это время вокруг него не вился. Дочь, Наталья Петровна Машерова, вспоминает: «Отец был бесконечно скромен в своих личных запросах и требовал этого от нас, его детей, его семьи. Мы все знали, что обращаться к папе с просьбами, которые он может решить с использованием данной ему власти, невозможно и бесполезно». Кстати, жил глава республики в обычной квартире, оставленной простой мебелью.
Он был порождением советской школы государственного управления, устроенной так, что изо всех республик, краев и областей «наверх» поднимались лучшие люди. Были, разумеется, и тогда подхалимы и карьеристы. Но не они определяли лицо страны. И Белоруссия была одной из «кузниц кадров». Предшественники Машерова — мудрые Н.Патоличев и К.Мазуров — вошли в состав правительства СССР. Мазуров стал первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. Патоличев многие годы возглавлял сложнейшее Министерство внешней торговли. Они же умно и последовательно готовили себе смену, воспитывая у людей порядочность, работоспособность, компетентность. Машеров был единственным в руководстве страны Героем Советского Союза, удостоенным этого звания в ходе войны. А в 1976 году, за успехи в возрождении Белоруссии, больше всех пострадавшей от фашистского нашествия, он получил звание Героя Социалистического Труда. Это было редкое и великое сочетание героизма воина и героизма труженика.
Он стал дважды Героем не потому, что был «любимчиком» партийных верхов. Наоборот, далеко не всем «наверху» нравились его самостоятельность мышления, нежелание подстраиваться под начальственное мнение. Хитрые соседи-прибалты стремились как можно больше брать и как можно меньше давать, ссылаясь на особые условия близости к Скандинавии. Белоруссии никаких льгот не полагалось. Это была одна из «тягловых лошадей» Советского Союза.
Но Машеров был убежденнейшим интернационалистом, сторонником единства России и Белоруссии. В тяжелые 60-е, когда хрущевские эксперименты привели к нехватке продовольствия, Белоруссия, зачастую отрывая от себя, снабжала Москву и Ленинград мясом, молоком, картошкой. Он был духовно близок к Фиделю Кастро. Когда в отношениях с Кубой возникло недопонимание, в Гавану направили именно Машерова. Два подпольщика-партизана — Кастро и Машеров — нашли общий язык, а Фидель потом приезжал в Минск.
Секрет популярности Машерова в том, что он, поднявшись «наверх», сохранил связь с землей и с людьми, живущими на этой земле. Это было проявлением крестьянского разума. По-видимому, стиль президента А.Г.Лукашенко, при всей разности их характеров, во многом сложился под влиянием П.М.Машерова, к памяти которого нынешний глава Белоруссии относится с глубоким почтением.
...Машеров ездил по республике без пышного эскорта. 4 октября 1980 года он возвращался из райцентра Борисов. Машина сопровождения ушла далеко вперед. Колхозный «ГАЗ» с картошкой, не разглядев приближающуюся «Чайку», начал резко поворачивать налево. Пожилой шофер Машерова не успел затормозить. Траур в Белоруссии был глубоким и искренним. Именем Машерова был назван один из главных проспектов Минска.
Народ его помнит. В 2000 году дочь Машерова — Наталья Петровна — на выборах в парламент разгромила в Минске, в цитадели тогда еще популярных прозападных «демократов», их ставленника, бывшего премьер-министра М.Чигиря, набрав 86% голосов.
13 февраля Петру Мироновичу Машерову исполнилось бы 90 лет. В республике есть его памятники. Но лучший монумент ему — народная память! "