Финансовые документы свидетельствуют о поддержке Невзлиным антипутинской оппозиции всех видов и мастей, включая откровенно террористические организации чеченских сепаратистов... Среди документов, высланных израильскими властями российским коллегам, были уникальные подборки из швейцарских банков по личным счетам Леонида Невзлина, Владимира Дубова, Алексея Голубовича и Василия Шахновского... Выясняется, что дочерняя компания МЕНАТЕПа Antel Holdings фигурирует как кипрская оффшорка, как американская фирма и как гибралтарская компания...
"Управление по делам слива капитала
Хаос и безответственность царят в израильском Управлении по борьбе с отмыванием нелегального капитала и финансированием террора ("Решут ле-исур альбанат хон у-мимун ха-террор", далее - Управление), которое находится в подчинении министерства юстиции. Как недавно выяснилось, 20 октября 2007 года по вине Управления произошел вопиющий случай.
Сверхсекретная информация оборонного и коммерческого характера о компаниях, участвовавших в тендере на приватизацию Хайфского нефтеперерабатывающего завода («Батей зикук ле-нефт БААМ» - далее ХНПЗ), включая документы Дэйвида Федермана (совладельца баскетбольного клуба «Маккаби» Тель-Авив), а также Леонида Невзлина, Михаила Брудно и Владимира Дубова (последние трое являются владельцами компании "Эльдар"), была "по случайной ошибке одного из сотрудников" передана российским спецслужбам. Причем в незашифрованном виде.
У подобной информации должен был быть только один путь: из компьютеров Управления через шифровальную установку в компьютеры Службы общей безопасности (ШАБАК). Но тут произошло сразу два ляпсуса: во-первых, вместо ШАБАКа данные попали в Федеральную службу РФ по финансовому мониторингу (далее – Службу); во-вторых, эти секретнейшие сведения не подверглись шифровке.
Управление было создано после длительной борьбы, которую вели минюст и полиция против различных экономических структур, в первую очередь банков. Последние утверждали, что само существование Управления нарушит принцип секретности работы банков. С другой стороны, доводом в пользу создания Управления служили претензии к Израилю за несоблюдение международной конвеенции по борьбе с отмыванием капиталов.
В итоге Управление все же появилось на свет. Теперь банки, Налоговое управление и другие ведомства пересылают туда гигабайты информации, касающейся частной жизни граждан – и всё это во имя пресечения попыток легализации незаконно добытых средств. В отличие от аналогичных структур, действующих в других странах, израильское Управление по поручению ШАБАКа борется и с попытками финансирования террористической деятельности.
Поскольку противодействие террору – дело международного масштаба, сотрудники Управления поддерживают связи с компетентными структурами иностранных государств. В частности, что у руководства Управления налажены исключительно тесные контакты со Службой, и в первую очередь с ее бывшим главой Виктором Зубковым. С 14 сентября 2007 года он занимает пост премьер-министра Российской Федерации и продолжает курировать данную Службу, подчиненную министерству финансов РФ.
ХНПЗ относится к числу израильских предприятий стратегического значения. Его приватизация осуществляется под строжайшим контролем компетентных структур. Компании и частные лица, претендующие на владение ХНПЗ, подвергаются тщательной проверке – в частности, на предмет того, не действуют ли они в иностранных интересах в ущерб израильским. Цель – избежать враждебного влияния на функционирование предприятия оборонного значения.
В данной связи Государственное управление по делам компаний ("Решут ха-хаварот") требует от всех участников тендера полного «стриптиза» в экономическом смысле слова: предоставления детальных данных о структурах компаний, об их истории, о бывших и нынешних владельцах, обо всех активах, о возможном наличии «материнских» и «дочерних» фирм, о банковских счетах, о деятельности за рубежом и т.д.
Поначалу в тендере на приватизацию ХНПЗ изъявили желание участвовать три претендента: «Ха-Хевра ле-Исраэль», принадлежащая братьям Офер (она уже имела часть акций предприятия и посему была освобождена от детальной проверки);
и группа РСН, включающая компанию «Мудгаль» (принадлежащую Дэйвиду Федерману и Яакову Гутенштейну и обладающую контролем над рядом нефтехимических предприятий), компанию «Эльдар» (хозяевами которой являются трое осевших в Израиле экс-российских олигархов Леонид Невзлин, Михаил Брудно и Владимир Дубов) и дочернюю компанию швейцарской энергетической корпорации «Гленкор», чей годовой оборот достигает 130 млрд евро.
Невзлин, Дубов и Брудно, ранее входившие в российскую группу ЮКОС, оказались в оппозиции к Кремлю и под натиском путинских преследований спешно оформили свою репатриацию в Израиль. Леониду Невзлину в РФ предъявлены обвинения в заказных убийствах (он находится под угрозой экстрадиции по требованию Москвы. – Hakira.info).
Олигарх, в свою очередь, утверждает, что обвинения эти сфабрикованы в рамках сведения политических счетов и желания путинского окружения заполучить контроль над его капиталами. Последнее обстоятельство объясняет, сколь серьезным является такой грубый прокол, как утечка в Россию данных о невзлинских бизнесах.
«Гленкор» едва не прервал свое участие в тендере, поскольку ей пришлась не по душе излишне придирчивая проверка, учиняемая израильскими ведомствами. Но компанию заверили в том, что никакие ее секреты достоянием гласности не станут.
Как только участники тендера представили властям весь требуемый набор документов, у них продолжали требовать все новых и новых сведений. В частности, ШАБАК беспокоили чрезмерно тесные связи «Гленкора» в арабском мире. Не всё было ясно израильским спецслужбам и с Невзлиным. Всякий раз требуя новых и новых документов, госструктуры клялись «невзлинцам», что наружу ничего не выйдет.
После того как госуправление по делам компаний собрало от всех кандидатов всю интересующую его информацию, последняя была переслана в Управление с припиской:
«Это сверхсекретные данные, не подлежащие огласке. В противном случае интересам государства и компаний-участниц будет причинен непоправимый ущерб».
В Управлении весь полученный материал аккуратно подшили и присовокупили к нему другие, также секретные сведения, присланные банками, Налоговым управлением, полицией и ШАБАКом (последний предоставил информацию об оборонных аспектах деятельности ХНПЗ).
Далее, согласно инструкции, все эти данные следовало зашифровать и переслать в ШАБАК. Однако произошло нечто невообразимое: в незашифрованном виде они попали в Службу, которая, как нетрудно догадаться, находится в тесном контакте с российской разведкой.
Первичное расследование инцидента, осуществленное Управлением, дала следующий результат: ошибка произошла по причине «человеческого фактора», т.е. по недосмотру кого-то из сотрудников.
Спустя короткое время после обнаружения ошибки начальник Управления адвокат Йегуда Шефер велел юридическому советнику Управления Полу Ландесу провести более тщательное расследование обстоятельств происшествия. Ландес, ознакомившись с ситуацией, порекомендовал сформировать внешнюю следственную комиссию. Такая комиссия была создана. В нее входят сотрудники минюста. При том что своей работы она еще не завершила, на этой неделе газете «Едиот ахронот» стало известно, что ни один работник, причастный к этому инциденту, пока не был допрошен ни внутренней службой безопасности, ни какой-либо другой инстанцией.
Шефер, в свою очередь, передал руководству госуправления по делам компаний докладную записку: "Из-за ошибки сотрудников информация коммерческого характера, касающаяся приватизации ХНПЗ и имеющая статус секретной, была передана иностранному представительству. Согласно нашим оценкам, причиненный компаниям-кандидатам ущерб невелик".
За день до публикации в "Едиот ахронот" редакция озвучивающего позицию олигархов сайта NEWSru.co.il обратилась за разъяснениями к бывшему офицеру полиции Эрику Вольфу, который бросил службу в правоохранительных службах еврейского государства, подавшись за большими деньгами в помощники к Леониду Невзлину. Вольф выразил сомнение в том, что ошибка была случайной, поскольку документы по "юкосовцам" попали именно в Россию, а не в какую-нибудь другую страну, и пригрозил израильскому государству судебными исками. Пока пострадавшая сторона не берется оценить нанесенный урон. – Hakira.info.)
Примечательно, что начальник Управления не только поторопился с предположением касательно размеров причиненного компаниям ущерба, но и не указал в своей записке такой существенный в данных обстоятельствах факт, как название страны, куда попала информация: Россия.
Попутно оказалось, что не все инстанции и частные лица, чьи интересы могли пострадать в результате произошедшей утечки, были о ней в надлежащем порядке проинформированы. Хуже того: некоторые из фигурирующих в этом деле бизнесменов узнали о происшедшем со слов... журналиста, что их просто ошеломило. В числе шокированных и бывший министр юстиции - адвокат Давид Либаи, представляющий интересы Леонида Невзлина.
Приближенные опального олигарха не верят шеферовской теории «случайной ошибки одного из сотрудников» и утверждают, что налицо злой умысел: «Почему касающаяся нас информация угодила не куда-нибудь, а именно в Россию?!»
Фигурирующие в этой истории бизнесмены сетуют на то, что Управление не впервые демонстрирует враждебность к экс-российским олигархам. «Любопытно, что именно после того, как министерство юстиции заявило БАГАЦу о необоснованности требований России об экстрадиции Невзлина кто-то в Управлении переслал в Москву секретный файл, касающийся данного бизнесмена», - говорит один из приближенных Леонида.
В окружении Невзлина помнят, что в интервью газете "Гаарец" в марте 2007 года начальник Управления Йегуда Шефер описывал опасность, которую представляют для израильской демократии "российские олигархи". По его словам, это "люди с огромными капиталами, полученными из темных источников, которые могут использовать его в такой маленькой стране, как наша, для захвата власти".
Так или иначе, поезд ушел – секретная информация уже попала в Россию. Каковы возможные последствия?
Во-первых, финансовый ущерб, причиненный некоторым компаниям-участницам тендера на приватизацию ХНПЗ, может оказаться много бoльшим, нежели «оценки» Шефера. Так, представитель компании «Мудгаль» сетует, что последняя уже вложила свыше миллиарда шекелей в то, чтобы добиться права на владение ХНПЗ (не считая денег на покупку самого предприятия, до которой дело еще не дошло и неизвестно, дойдет ли. - Hakira.info).
«О происшедшем мы узнали от газетчиков. Если всё это правда, то перед нами скандал, масштабы которого трудно себе представить. Силовые ведомства, отвечающие за сбор и хранение конфиденциальной информации, продемонстрировали обществу, что на них невозможно полагаться. Сейчас требуется проведение самого серьезного расследования с принятием надлежащих мер».
В беседе с журналистом высокопоставленный сотрудник израильских спецслужб, хорошо знакомый с данной историей, высказал тревожное предположение, что теперь доверие деловых кругов к госструктурам в значительной мере подорвано.
Как сказал газете "Ведомости" известный своей беспринципностью депутат Кнессета от партии "Кадима" Зеэв Элькин, объяснения Управления по борьбе с отмыванием нелегального капитала и финансированием террора выглядят недостаточно убедительными, это дело может подорвать доверие к израильским государственным органам. Но израильское государство, в отличие от выставляющего себя на продажу депутата-прокадимца, и не гонится за доверием беглых юкосовцев, чьи украденные деньги разыскиваются по всему миру. – Hakira.info.)
Во-вторых, лично Невзлин, его явные и тайные приближенные, его активы (в том числе записанные на других лиц) в России и других странах попадают в зону риска. Пронюхав с помощью полученных «стриптиз»-данных, какие именно фирмы контролируются Невзлиным через подставных лиц, Кремль наверняка постарается наложить на них лапу.
Как утверждают эксперты российской электронной газеты "Избранное": «Причиной странной утечки информации может быть нежелание Израиля допускать излишне активных российских олигархов в израильский бизнес. В стране есть немало влиятельных людей, которые считают, что право на убежище от преследований – это одно, а бурная предпринимательская деятельность, причем с использованием не самого позитивного российского опыта – совсем другое. Так что "ошибочную пересылку" можно рассматривать как своего рода предупреждение сверхэнергичным российским олигархам». – Hakira.info.)
В ответ на обращение газеты высокопоставленный сотрудник Управления не стал, к нашему удивлению, с порога опровергать версию преднамеренного слива информации: «У меня нет доказательств наличия злого умысла, однако опыт научил меня тому, что у нас может произойти всё что угодно. Нельзя исключать того, что кому-то это было выгодно».
Это уже не первый скандал, связанный с деятельностью Управления. 23 июня 2006 года «Едиот ахронот» уже публиковали журналистское расследование деятельности Йегуды Шефера, каковой все обвинения в свой адрес отвергал.
Из министерства юстиции сообщили, что там осведомлены о раздирающих Управление внутренних конфликтах. Один из них – между Шефером и его заместителем, обозначаемым инициалом Ц. Этот конфликт касался именно Леонида Невзлина. Ц. утверждает, что на определенных этапах Шефер оказывал опальному олигарху предпочтение. Начальник Управления это отрицает. Однако известно, что Шефер уже много лет знаком с Давидом Либаи - ныне личным адвокатом Невзлина. Время от времени Либаи (по его собственному признанию) посещает рабочий кабинет Шефера, при том что Управление, являясь по сути спецслужбой, не должно, по идее, вступать в контакт с частными лицами напрямую.
В ходе аудиенции у Шефера 11 декабря 2007 года Либаи оставил в кабинете документ, в котором есть такие строки: «Насколько мне известно, Невзлину не вменяется в вину отмывание капитала. Поскольку Вы особо озабочены опасностью попадания в Израиль “черных денег”, я хотел бы Вас успокоить: все обвинения в адрес Невзлина несостоятельны, это не более чем происки Кремля в плане удушения оппозиции по отношению к президенту Путину».
Когда Ц. узнал о той встрече, он обратился к Шеферу за разъяснениями касательно содержания беседы. Шефер ответил: «Приходили адвокат Либаи и его дочь Дафна. Цель встречи заранее оговорена не была. Рядом со мной находился Пол (Ландес, см. о нем выше). Либаи вручил мне документ с различными приложениями, которые, по его утверждению, доказывают, что против Невзлина ведется целенаправленное преследование...»
Ц. отреагировал гневно: «Нам как разведслужбе запрещено встречаться с адвокатами, чьи клиенты находятся в сфере нашей компетенции. Тем более по нескольку раз. Не стоит строить из себя простака... Я прошу передать мне полный протокол той беседы».
Шефер в долгу не остался: «Ваше письмо иначе как наглым не назовешь. Реагировать на него я нужным не считаю... Не Вам учить меня честности в работе».
Вскоре Ц. получил извещение, что рабочий контракт с ним возобновлен не будет. Шефер, в свою очередь, утверждает, что решение о предстоящем прекращении работы Ц. в Управлении было принято еще до скандала с Невзлиным и Либаи, и тот попросту сорвал на этой истории свою злобу.
Ц. решил постоять за себя и пожаловался в управление по делам гоударственной службы, каковое распорядилось приостановить увольнение Ц. вплоть до досконального выяснения обстоятельств дела.
Шефер сообщил, что выяснение уже проведено без обнародования каких-либо результатов и что он сам решил дать Ц. дополнительный шанс проявить себя с хорошей стороны.
Дополнительный комментарий редакции Hakira.info
Невзлин пытается как можно сильнее раздуть скандал, полагая, что эта сомнительная история дополнительно затруднит процесс его экстрадиции, поскольку "уплывшая" из Израиля в Россию конфиденциальная информация теперь может быть использована против бывшего совладельца ЮКОСа. Такая перспектива может стать дополнительным аргументом в пользу отказа Израиль вернуть Невзлина в Россию.
Именно поэтому Невзлин пытался выставить себя прослушиваемым Авигдором Эскиным и утверждал в своем блоге и контролируемых им СМИ, что Эскин в тюрьме дает показания о том, кто заказал прослушку Невзлина. Причем писал он все это уже тогда, когда Эскин давно уже был на свободе, после того как полиция разобралась с ложным доносом, который криминальные олигархи подали через свою "стерку" Авигдора Либермана.
Невзлин постоянно пытается выставить себя в качестве обиженного, наивно полагая, что репутация опущенного сможет защитить его беглую криминальную задницу. Нельзя сказать, что этот расчет точен. Для широкой публики статьи, подобные публикации Ронена Бергмана, проходят по ведомству: "то ли он украл, то ли у него украли". А люди, которые принимают решения, – они в теме.
Среди документов, высланных израильскими властями российским коллегам, были уникальные подборки из швейцарских банков по личным счетам Леонида Невзлина, Владимира Дубова, Алексея Голубовича и Василия Шахновского. Из документов явствует, что главари ЮКОСа использовали швейцарские банки для отмывания денег через свои подставные компании. Они использовали для этих целей банк UBS.
Выясняется, что дочерняя компания МЕНАТЕПа Antel Holdings фигурирует как кипрская оффшорка, как американская фирма и как гибралтарская компания.
Сам Невзлин держит в этом швейцарском банке счет №0230-00411174. На нем он хранит относительно скромные суммы – в несколько сотен тысяч долларов. Однако если сложить все, что располагается на счетах, находящихся сейчас под контролем Невзлина, то речь пойдет уже о суммах, приближающихся к десяти миллиардам долларов. Рядом указываются счета с миллиардами "родственников" ЮКОСа, как-то "Veteran petroleum" и "Pecunia Universal".
Другие финансовые документы свидетельствовали о поддержке Невзлиным антипутинской оппозиции всех видов и мастей, включая откровенно террористические организации чеченских сепаратистов. Израильтян мало беспокоит то, что Невзлин финансирует некоторые респектабельные общественные институты в России и до сих пор дает взятки некоторым сотрудникам российских правоохранительных органов, но его связь с террористическими организациями, пусть даже работающими против другой страны, кажется израильским спецслужбам недопустимой.
Факты отмывания денег вызывают тревогу в израильском истеблишменте, как и попытка российских нуворишей поиграть внутри Израиля в финансирование политических движений. Кроме того, в Израиле очень внимательно следят за соблюдением процедурных норм и правил, а Невзлин в последнее время заигрался с дурно пахнущими провокациями, нарушая правила игры, сложившиеся в израильской политической системе. По словам высокопоставленного сотрудника израильского минюста, сегодня мы наблюдаем картину, противоположную ситуации, сложившейся в момент приезда Невзлина в Израиль. Израильские власти решили сотрудничать с российскими коллегами в вопросе нечистого капитала Невзлина и его сообщников, а россияне фактически не проявляют инициативы.
Складывается впечатление, что российские власти потеряли интерес к экстрадиции олигарха. Генеральная прокуратура РФ направила в Израиль документы по экстрадиции Невзлина, в доказательной базе коих не было ни единой прямой улики. Новых материалов по делу Невзлина не предвидится, что позволяет с высокой вероятностью прогнозировать, что иски, поданные в Высший суд справедливости против получения им гражданства Израиля сомнительным способом, будут отклонены."