Жириновский как вредное явление в российской политике. Владимир Вольфович особо никогда не скрывал коммерческой стороны своей политической деятельности
"О «крупнейшем, самом известном в мире политике», как именуется лидер ЛДПР в предвыборных документах, http://www.ldpr.ru/events/actualno/1889/1892/ особенно говорить не принято, как и оценивать его и уж тем более обсуждать. Это у политологов и журналистов считается чуть ли не дурным тоном. Между тем, Владимир Вольфович, заслуживает самого серьезного разговора, поскольку он - безусловно, явление, причем достаточно вредное.
На политическом небосклоне он возник в 1988 году. Никому не известный, никем не принимаемый всерьез. Кроме, разве что КГБ, которое чуть ли не единственное оценило харизматические возможности этого человека, а еще больше его умение создавать мифы. Как, например, придуманного им отца – Вольфа Андреевича Жириновского. На самом деле, существовали два человека: биологический отец Вольф Исаакович Эдельштейн, эмигрировавший в Израиль, и отчим – Владимир Андреевич Жириновский. Из них талантливый сын и составил себе папу для политической биографии. http://www.e-slovo.ru/288/k1.htm
Формирование следующего мифа «антикоммуниста и борца с советским строем» шло значительно труднее. В процессе выковывания этого образа Жириновского сначала занесло на Учредительный съезд «Демократического союза», на котором он предложил исключить из Декларации партии слова «КПСС вела народ путем преступлений», затем он принял самое горячее участие в создании Общества еврейской культуры и, наконец, пришел к мысли об основании Либерально-демократической партии. Потом он поддержал ГКЧП, выступил против Беловежских соглашений, занял третье место на выборах президента России, пообещав избирателям снизить цены на водку, призвал Руслана Хасбулатова разогнать «антирусское и антигосударственное» правительство Бориса Ельцина и сформировал теневой кабинет, в котором министром безопасности был Эдуард Лимонов, а министром культуры лидер панк-группы Сергей Жариков.
Но когда разразился конфликт между президентом и Верховным Советом РФ, Жириновский перешел на сторону Ельцина и впоследствии немало сделал для лоббирования ельцинского проекта Конституции. http://www.politrussia.ru/man/vladimirzhirino.html
С 1993 года, когда ЛДПР получила 23% голосов, Владимир Жириновский зажил вполне самостоятельной политической жизнью, более не оглядываясь на те «ответственные» органы, которые когда-то выносили идею его партии. Впрочем, это был последний большой успех «соколов Жириновского». В дальнейшем ЛДПР в основном балансировала между статусом «актер второго плана» и «массовкой» из малочисленных политических организаций.
Однако и сама ЛДПР, и разработчик «путеводной нити» для нее «и для России в целом» (В.Ф. Жириновский по тем же предвыборным документам) к этому моменту, по мнению социологов, заслуживали самого пристального изучения. Как, впрочем, и отношение россиян к этой весьма противоречивой структуре, именующей себя либерально-демократической, а на самом деле проповедующей имперско-националистические взгляды.
В 1995 года сотрудники Фонда «Общественное мнение» отмечали, что в сознании наших соотечественников «образ Либерально-демократической партии России отличается наибольшей размытостью. Чаще всего ЛДПР воспринимается населением как партия противников демократии (10%), партия порядка и безопасности (6%) и партия русского народа (5%)». А готовы были поддержать партию в 1995 году уже не 23%, а всего 11%. К 1998 году популярность Владимира Жириновского начинает падать, а его политический имидж все больше омрачается такими характеристиками, как «экстремист».
Причем россияне считали его куда большим экстремистом (24%), чем откровенного фашиста А. Баркашова (16%). Возможно, не без оснований, поскольку к этому времени Владимир Вольфович успел осчастливить читателей книгами, с говорящими сами за себя названиями: «Последний бросок на Юг», «Плевок на Запад», «Последний вагон на Север», «Последний удар по России» и т.д. (Всего этот плодовитый автор создал 55 томов сочинений – с точностью до тома повторив «литературный рекорд» В.И. Ленина).
Однако даже самый тщательный анализ трудов Жириновского едва ли позволит получить представление о его взглядах. И не в связи с их отсутствием, в силу того, что в зависимости от обстановки они легко менялись на прямо противоположные. Леонид Радзиховский, взявший на себя этот нелегкий труд, был вынужден к 60-летнему юбилею Владимира Вольфовича констатировать: «Но вот теперь прошло 15 лет с дебюта. Все репризы известны наизусть. Про то, как большевики, американцы и евреи погубили Империю в 1917-м, что коммунисты – вечные разрушители, про необходимость восстановления губерний, про то, что русских обижают, про равенство всех наций и борьбу с национализмом, про «южную мафию», про то, что евреи контролируют весь мир (в том числе США), еще раз про равенство всех наций, про то, что ЛДПР – единственная реальная оппозиция, что ЛДПР никогда не выступает против власти, потому что они – государственники, про преступление большевиков, создавших СССР, про преступление демократов, разваливших СССР (демократы – внуки большевиков), про то, что он всегда говорит правду, никогда не был членом КПСС, а все остальные были, про то, что политика – грязное и циничное дело, что ЛДПР ни у кого никогда не берет денег…» http://www.vzglyad.ru/columns/2006/4/25/31382.print.html
Неопределенность позиции ЛДПР, неясность и противоречивость программы и лозунгов Жириновского оттолкнули тогда от партии многих ее бывших приверженцев. В ноябре 1998-го голосовать за нее на выборах в Госдуму готовы были лишь 2% избирателей.
На следующий год ситуация для ЛДПР несколько улучшилась. Ее готовы были поддержать уже 5% россиян. Жириновский набирает то же количество баллов – 5%. Однако доля не доверяющих лидеру либеральных демократов достигает в 1999 году 72–78%. Скорее всего, «успех» либеральных демократов в тот момент был вызван проведенной ими в СМИ мощной рекламной компанией. Не случайно 54% респондентов сообщили, что видели ролики ЛДПР по телевидению.
Такой «охват» могла себе позволить только очень богатая организация. И, действительно, руководство ЛДПР нужды в деньгах не испытывало. За 1995, 1996 и 1997 год Жириновский купил на своё имя 222 автомобиля и 122 квартиры. Когда информация об этом стала предметом общественного внимания, он переоформил лучшие московские квартиры на сына, а остальные – на более далеких родственников и друзей.
Сверхдоходы складывались из «благодарностей» за депутатские запросы и лоббирование законов, из финансовой «помощи» партии и ее лидеру от благодарных предпринимателей, чье темное прошлое надежно прикрывала депутатская неприкосновенность члена фракции ЛДПР в Госдуме. Научный руководитель проекта «Штормовое предупреждение» (Коррупция в российских политических партиях», директор Института глобализации Борис Кагарлицкий был вынужден написать во введении к работе: «Не рассматривается ЛДПР. Информация о коррупции в этой партии общеизвестна и избыточна».
Впрочем, Владимир Вольфович особо никогда не скрывал коммерческой стороны своей политической деятельности, будучи выше обычного человеческого стыда. Когда осенью пошлого года разразился скандал в связи с переходом Алексея Митрофанова в «Справедливую Россию», лидер ЛДПР показал расписку, датированную ноябрем 2003 года: Митрофанов обязуется к маю 2004 года выплатить ЛДПР 2 миллиона евро. Только поэтому Жириновский включил его в список на выборах 2003 года. По этой же причине он, наверняка, включил однажды в первую тройку списка известных в авторитетных кругах бизнесменов – Быкова и Михася.
Сегодня надо признать, что в 90-годы благодаря «выдающимся способностям и как политического деятеля, и как лидера массовой партии, и как глубокого теоретика, и как блестящего оратора» (см. предвыборные документы) Владимиру Жириновскому, естественно, при активном участии коллег-депутатов удалось на долгие годы превратить Государственную Думу в высоко прибыльное коммерческое предприятие. Другое дело, что именно в этот период на вопрос ФОМ «Есть ли в России политические партии, которые действуют в интересах таких людей, как вы?» лишь 3% респондентов называют ЛДПР, а 15% при этом считают, что «ЛДПР действует против интересов таких людей, как они».
2002 год. За ЛДПР готовы голосовать максимум 4-6%. Две трети сторонников либеральных демократов заявляют, что их привлекает «патриотический» аспект идеологии ЛДПР («они за единую Россию», «за чистый русский народ», «против евреев»). Деловые качества «жириновцев» особо не обсуждаются. При оценке работы фракции ЛДПР в Госдуме 3% респондентов сочли, что она работала лучше других, а 8% - что «хуже».
В январе 2003 года ФОМ проводит общероссийский опрос, посвященный исключительно отношению россиян к ЛДПР. Его результаты интересны, однако неожиданными их назвать никак нельзя. 11% россиян по-прежнему считали, что «основная цель ЛДПР – борьба за свои идеалы», а 68% - всего лишь «за власть».
Что же касается наиболее распространенных суждений о партии Владимира Вольфовича, то они сводились к следующему: «Болтают только, дел нет от них»; «пыль в глаза, пустые обещания»; «больше шутовского»; «клоунада, цирк»; «нет конкретной программы»; «лощеные рожи, свои интересы отстаивают»; «вульгарный национализм»; «открытый шовинизм»; «Жириновский – некорректный, некультурный человек». Оценки – резкие, но справедливые. Политическая деятельность Жириновского, действительно, больше напоминала клоунаду. Правда, чаще всего довольно хамскую, с криком, ором, площадной бранью. Из его обращения по «иракскому вопросу» к президенту США Джорджу Бушу самая приличная фраза звучала так: «Багдад – твоя могила. Понял ты, Джордж, сраный ковбой?» http://www.flb.ru/infoprint/14980.html (видеопленка).
Да и как человек он большинству избирателей несимпатичен. У всех было еще на памяти его обвинение в изнасиловании девушки из Молдавии и паренька из Ярцева, выдвинутое «Новой газетой» («Новая газета» от 11.10.1999. «Алексей: Жириновский заставлял меня делать то, чего я не хотел»). Дело тогда замяли, но оно получило достаточно широкий резонанс и росту популярности лидера ЛДПР не способствовало.
2003 год. Опрос ФОМ накануне выборов. 67% россиян в принципе не допускают для себя возможности проголосовать за ЛДПР. Наиболее распространенный ответ: «Вызывает антипатию их лидер – Жириновский». 2004 год. На вопрос ФОМ «В вашем регионе деятельность местных лидеров, активистов ЛДПР заметна или не заметна?» 70% участников исследования отвечают, что «не заметна». Зато деятельность Жириновского отметили в Казахстане – самом надежном союзнике России. Генпрокуратура РК направила своим российским коллегам письмо с просьбой возбудить в отношении лидера ЛДПР уголовное дело. Столь жесткая реакция последовала в ответ на заявления Жириновского о том, что Казахстана как государства вовсе не существует («Газета» от 10.02. 2005. «Казахи угрожают Жириновскому тюрьмой за то что он считает, что их не существует»).
В 2006 году ЛДПР продолжает пребывать в политическом забвении. Большинство россиян не относит ее к числу влиятельных партий. Эпатаж Жириновского уже не веселит, а откровенно раздражает, тем более, когда он позволяет себе порочить память солдат Великой Отечественной. Выступая по радио, он заявляет, что советских солдат спаивали на войне, благодаря чему они, дескать, и одержали победу («Советская Россия» от 03.11.2006. «Ловите за язык либерал-крикуна»).
В 2007-м рейтинг ЛДПР и самого Владимира Вольфовича по всем социологическим замерам столь низок, что угроза не пройти в Госдуму становится вполне реальной. Жириновский прибегает к любимому приему. Он пытается создать новый миф – «лидер ЛДПР – государственный деятель, серьезный и ответственный политик». Получается это у него плохо. На встрече с избирателями в Барнауле он кричит обратившейся к нему с замечанием пожилой женщине: «Помолчи! Стоять! Ушами хлопать! Дома должна сидеть… на кухне… с мужем!», а вся аргументация в поддержку представляемой партии сводится к раздаче сторублевок. http://com.sibpress.ru/17.08.2007/politics/86029/
«Достигнутые им большие высоты в политической и общественной жизни» (см. предвыборные документы) мало кого восхищают. В нем разочаровано так много избирателей, что партия с трудом переваливает через 7-процентный барьер. Но он не может понять, что его время шоумена от политики закончилось, поскольку страна изменилась. В нем больше не нуждаются ни власть, ни избиратели. Люди давно уже поняли, что клоунам место – не в Госдуме, а в цирке.
«Я пришел в политику, чтобы спасти свою страну, спасти Россию, чтобы хорошо стало жить всем людям в нашей стране!» - когда-то заявил Жириновский. Что же, для себя он эту задачу решил. Теперь надо попробовать обеспечить достойную жизнь и остальным гражданам России. Но без Жириновского. С ним это никогда не получится.
* Фонд «Общественное мнение». Выборка 3000 респондентов (200 населенных пунктов. 63 субъекта РФ. Интервью по месту жительства 26-27 января 2008 года. Статистическая погрешность не превышает 2,5%. Вопрос: «Если вы примете участие в выборах, то за кого из политиков вы скорее всего проголосуете?»"