Путин публично призвал к проведению "честных выборов", к соблюдению нравственных принципов в политической борьбе. Правда, его справедливое желание было высказано лишь спустя месяц после избирательной кампании в Госдуму, прошедшей не только вне рамок человеческих приличий, но даже вопреки профессиональной журналистской этике. Более того, и.о. президента не погнушался впоследствии дать ряд интервью Доренко - "боевой свинье" (так звали бревно, которым разбивали ворота осажденной крепости) штурмового отряда Березовского. Так что уповать на чудесное нравственное исцеление нам не приходится. Чтобы ни у кого не оставалось иллюзий, мы достали из архива неопубликованный сценарий пиаровской кампании по захвату "Связьинвеста", разработанный рекламной фирмой "PR-центр", принадлежащей Березовскому. Изложенные в нем методы "конкурентной борьбы" опробованы и на прочих PR-акциях. Это и "поддержка СМИ для раздувания скандала", и "провоцирование ответного выброса компромата", и "подогревание скандала через провоцирование участия в контркампании СМИ" и "создание агрессивной среды".
Указаны действующие лица: "Аналитическая программа "Время" (Доренко). Сильный удар по ОНЭКСИМу, Потанину, Немцову, Коху. Провокация, направленная на закрытие программы и пересмотр отношений с ОРТ. Запуск утечки об экстренном совещании после программы Доренко с участием банкиров и членов правительства".
И как последний довод - "дискредитация окружения Президента, обвинения в бездействии, отсутствии реакции на незаконные действия.
В этом сценарии упоминается и известный международный финансист Джордж Сорос, конкурент Березовского, также претендовавшего на свой пакет акций "Связьинвеста: "Дж. Сорос - известный финансовый воротила. Скандал в Юго-Восточной Азии, где Сорос учинил кризис национальных валют".
Сорос выпускает свою книгу, в которой он описывает некоторые детали той истории, связанной с приватизацией "Связьинвеста". Приведем фрагмент из этой книги.
"В 1996 году я принял решение принять участие в аукционе по государственной телефонной холдинговой компании "Связьинвест". Это решение далось мне мучительно. Я знал о всепроникающей российской коррупции. Мне было бы легче ограничиться благотворительной деятельностью и не пачкать рук, но я считал, что Россия нуждается в иностранных инвестициях даже больше, чем в благотворительности. А если Россия не сумеет перейти от грабительского к узаконенному капитализму, вся моя филантропия окажется напрасной. Поэтому я решил спуститься со своего Олимпа и участвовать в аукционе по "Связьинвесту", который и выиграл. Это был один из первых подлинных аукционов, в котором государство не оказалось обманутым. Хотя цена оказалась высокой - немногим менее 2 млрд. долларов, из которых почти половину обеспечили мои фонды, я посчитал это выгодным вложением в том случае, если переход к узаконенному капитализму все-таки состоится.
К сожалению, на деле все произошло иначе. Этот аукцион стал прологом к ожесточенной схватке между олигархами, превратившейся в воровскую схватку. Некоторые олигархи были готовы к переменам, в то время как другие сопротивлялись им, поскольку действовать на основе права они не умели. Главным противником был Борис Березовский. Он угрожал взорвать ситуацию в случае, если не получит обещанное, и именно это он и сделал. У нас с ним состоялось несколько откровенных бесед, но мне не удалось переубедить его. Я говорил ему, что он богатый человек, его состояние на бумаге исчисляется миллиардами. Его главным достоянием была "Сибнефть", одна из крупнейших нефтяных компаний мира. Все, что ему нужно было сделать, это укрепить свое положение. Если он не мог сделать это сам, он мог привлечь инвестиционный банк. Он ответил мне, что я не понимаю, о чем идет речь. Это был не вопрос богатства, а вопрос его иерархического положения относительно Чубайса и других олигархов. Они заключили сделку и должны выполнить ее условия. Он должен либо уничтожать сам, либо быть уничтоженным.
Вскорости я стал свидетелем исторического эпизода, в подлинность которого я никогда не поверил бы, если бы не наблюдал его самолично. Я видел драку людей, находящихся в лодке, которая плывет к краю водопада. Березовский, начав кампанию по сбросу компромата, предал гласности тот факт, что Чубайс получил 90 тыс. долларов за ненаписанную книгу, что по сути было гонораром олигархов за его руководство предвыборной кампанией Ельцина. Эта борьба ослабила Чубайса и отвлекла его от дел. Собираемость налогов - дело, требовавшее его непосредственного участия, - упала. В тот момент, когда начали ощущаться последствия азиатского кризиса, события в России приняли опасный оборот. Их кульминацией стал дефолт России по внутреннему долгу в августе 1998 года, потрясший международные финансовые рынки.
Последствия этого для российской экономики оказались менее разрушительными, чем можно было ожидать в то время. Дефолт по обязательствам Министерства финансов облегчил положение бюджета; рост нефтяных цен помог улучшить финансовый и торговый балансы; а девальвация привела к росту спроса на национальную продукцию. После первого потрясения, вызванного крушением банковской системы, экономика достигла нижней отметки и начала выздоравливать. Банки и олигархи понесли серьезные потери, но в течение года ВНП России превысил докризисный уровень. Даже иностранным кредиторам были предложены схемы урегулирования, которые они признали выгодными.
Развитие политической и социальной ситуации было менее удовлетворительным. По совету Бориса Березовского семья Ельцина вела поиски преемника, способного защитить ее от преследований после выборов. Таковой был найден в лице Владимира Путина...
Стремительный взлет Путина из небытия странным образом напоминал переизбрание Ельцина в 1996 году. В обеих этих кампаниях, на мой взгляд, заметен почерк Бориса Березовского. Я хорошо знаю этого человека. Впервые мы встретились с ним в тот момент, когда он пожертвовал 1,5 млн. долларов Международному научному фонду. Нас познакомил Алекс Гольдфарб, исполнительный директор этого фонда. (Это был проект, позволивший выжить 40 000 лучших российских ученых и доказавший, что иностранная помощь может быть эффективной.) Затем мы встретились на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 1996 года, где и состоялся наш, ставший впоследствии известным, разговор. Позже он утверждал, что именно этот разговор побудил его создать группу по переизбранию Ельцина. В 1996-м мы несколько раз очень откровенно обсуждали ход избирательной кампании.
Я начал понимать его манеру действий. Когда помощника Чубайса поймали на выходе из "Белого дома" с 200 000 долларов наличными, я не удивился. Затем мы стали соперниками в ходе аукциона по "Связьинвесту", но продолжали беседовать друг с другом. Я пытался доказать ему преимущества узаконенного капитализма перед капитализмом грабительским. Он пытался использовать меня в борьбе за пост председателя "Газпрома" - самой мощной коммерческой структуры в России. В июне 1997-го он пригласил меня на встречу с Черномырдиным в Сочи, откуда доставил в Москву на собственном самолете. Он сообщил мне, что Чубайс и Немцов поддерживают его кандидатуру. Я не поверил ему и спросил об этом Немцова. Тот слышал об этом впервые. "Через мой труп" - такова была его реакция. Впоследствии я обедал с Березовским в его "клубе", который - умышленно или случайно - был декорирован в стиле голливудских фильмов о мафии. Я был единственным гостем. Я не стал передавать ему точные слова Немцова, но сказал, что задал тому вопрос, и Немцов утверждал, что ничего не знает о претензиях Березовского на пост председателя "Газпрома". Это вызвало гнев Березовского, от которого у меня появились мурашки. Я чувствовал, что он буквально готов убить меня. Он не произнес этого вслух, но дал мне понять, что я его предал. Это был поворотный пункт в наших отношениях. Мы по-прежнему встречались и беседовали друг с другом - однажды Березовский специально ради разговора со мной летал в Нью-Йорк, но с тех пор я от него дистанцировался".
Разумеется, идеализировать Сороса, считать его бескорыстным филантропом было бы наивным, но и не доверять его воспоминаниям не следует. Этот известный финансист - в отличие от Березовского - вынужден заботиться о своей репутации в деловых кругах. Нижеследующий документ - тому подтверждение.
План информационных мероприятий
В связи с предстоящим коммерческим конкурсом по продаже 25% акций плюс одна открытого акционерного общества "Связьинвест" и продолжающимся усилением позиций ОНЭКСИМбанка (МФК), претендующих на покупку указанного пакета акций, считается целесообразным разработка, организация и проведение информационной кампании и специальных мероприятий, направленных на дискредитацию и снижение конкурентной способности указанных банков, а так же связанных с ними организаций и частных лиц. Кампания состоит из 2-х этапов: до и после аукциона.
I. Подготовительный этап.
Основные направления:
1. Создание негативного имиджа банка:
- Банк-неудачник. Организация и поддержка негативного ньюс-мейкинга.
- Скандальный банк (информационная поддержка скандалов).
"Банк, занимающийся финансовыми махинациями", "Постоянные скандалы отпугивают иностранных инвесторов".
- Возможно использование обвинений в незаконных сделках или прокручивании бюджетных средств. Для этого: мощный информационный повод (возможно чье-то выступление с обвинениями или выброс компрометирующих материалов), поддержка СМИ для раздувания скандала, провоцирование ответного выброса компромата.
Возможная информационная поддержка - 1-2 недели.
2.Создание негативных персональных имиджей:
- Создание агрессивной среды вокруг Потанина - упор на избыточность его недавних приобретений: "Пурнефтегаз", попытка отспорить "Сибнефть", намерение победить в инвестконкурсе на право приобретения акций "Норильского Никеля" ("НН") и пр.
- Противопоставление Потанина банковскому сообществу: недопущение сильного отрыва. Включение Потанина в негативные банковские рейтинги в экономических изданиях ("Профиль", "Эксперт").
3. Недопущение привлечения иностранных инвесторов.
- Публикации в оппозиционных и официозных СМИ: упор на опасность вторжения иностранного капитала и нарушения национальной и информационной безопасности России ("Советская Россия", "Правда-5", "Российская газета", "Российские вести").
4. Создание искусственной ситуации вокруг "Связьинвеста":
- Снижение, сбивание цен (холдинг должен "уйти по дешевке").
- Публикации ("Сегодня", "Коммерсанть-Daily", "Финансовые известия", "Независимая газета", "Эксперт") о проблемах холдинга, невыгодности приобретения. Акценты на неясностях и "темных" местах предстоящей сделки.
5. Удар по КМР, ослабление "молодых волков":
- Зафиксировать раздел в правительстве. Подчеркнуть усиление ЧВС. Публикации аналитических материалов в значимых для политической элиты изданиях ("Независимая газета").
- Возможна связка со скандалом по использованию бюджетных средств. Фиксация связки банка с "высокими покровителями" в правительстве. Критика лоббирования.
6. Выброс компромата на членов КМР (дискредитация Немцова). ("Независимая газета", "МК").
II. Наезд В связи с победой на аукционе по продаже 25% акций плюс одна АО "Связьинвест" консорциума, интересы которого представляет ОНЭКСИМбанк-МФК, представляется необходимым проведение следующих информационных мероприятий:
1) 26.07. Аналитическая программа "Время" (Доренко). Сильный удар по ОНЭКСИМу, Потанину, Немцову, Коху. Провокация, направленная на закрытие программы и пересмотр отношений с ОРТ возможность повтора ситуации с "Известиями" и "КП". "Душат свободную журналистику!"
2) 27.07. Интервью Доренко на "Эхо Москвы" и основным СМИ. Повторный удар. Обвинения в коррупции. "Куда смотрят премьер и президент?"
3) Запуск утечки об экстренном совещании после программы Доренко с участием банкиров и членов правительства. Принятие решения о "прикрытии" программы Доренко и ОРТ. Технология принятия решения - подготовка президентского указа - это должен сделать Немцов (аргументы: любимчик Ельцина, имеет неофициальный статус его преемника, много ошибается, поэтому может принять такое "необдуманное" решение).
4) Запуск утечки о том, что уставные документы по ОРТ уже затребованы на стол Чубайсу (Коху) после программы Доренко.
5) Мощная кампания информационной поддержки в СМИ ("Независимая газета" и "Сегодня"). Размещения материалов в "МН", "К-Ъ". Цитирование Доренко. Упоминание утечек. Направленные публикации:
- Подогревание скандала через провоцирование участия в контркампании СМИ, подконтрольных ОНЭКСИМбанку ("Известия", "КП")
- Давление через СМИ на ЧВС и общественное мнение с целью . возможного пересмотра результатов аукциона.
- Разворачивание кампании по целенаправленной дискредитации Немцова.
- Реакция на ответные действия - встречный ньюс-мейкинг.
Направления для публикаций, основные идеологемы.
1. Итоги аукциона: - Сомнения в законности и "чистоте" сделки.
- Нарушения во время подготовки и проведения аукциона:
- Крайне ограниченный во времени график подачи предложений на аукцион;
- Отсутствие информации;
- Нечестные правила;
- Подведение итогов за закрытыми дверьми;
- Долгое вскрытие конвертов;
- Отсутствие представителя победившей Mustcom на пресс-конференции по итогам аукциона;
- Небольшая разница в предложении участников.
2. ОНЭКСИМ банк - Сюжет по череповецкому комбинату "Азот" или по ситуации с "Норильским никелем"
Банк-"кидала". Репортажи и публикации о катастрофическом положении дел на "НН" и череповецком "Азоте" (невыплаты зарплат, аварии, несчастные случаи на производстве, устаревшее оборудование, волнения рабочих, недовольство).
- Выяснение происхождения денег ОНЭКСИМа: ""НН" держат в "черном теле", откуда деньги на непрофильные и в целом убыточные операции?"
- Скандал с пропажей 200 млн.$: (связь с МФК) - "Победу на крупнейшем конкурсе одержала группа компаний и банков, которые не в ладах с законом".
- У ОНЭКСИМа "нечистые деньги": "Важно не сколько платят, а кто и чем платит".
"У международной общественности сформируется негативный образ российского телекоммуникационного монополиста, в чистоте происхождения которого имеются большие сомнения"
"ОНЭКСИМ обманывает государство: "Если Генпрокуратура подтвердит свои обвинения, то окажется, что бюджет в результате одной сделки выиграл примерно столько, сколько потерял зимой этого года по инициативе Вавилова и близких ему банков"
- государство ничего не выиграло от сделки;
- стоимость "Связьинвеста" явно занижена;
- казна могла бы получить больше, нет выгоды для государства.
- ОНЭКСИМ не выполнит условий сделки
- возможна перепродажа акций;
- произойдет раздробление пакета;
- ненадежность партнеров.
- Блокирующий пакет акций оказался в руках иностранного капитала
- Нарушена информационная безопасность России (По словам Сороса, он вложил в сделку по "Связьинвесту" 980 млн.$, что составляет более половины от стоимости 25%+1 акция (1,875 млрд.$)
- Публикации в оппозиционных СМИ ("Советская Россия", "Правда") - "Западный капитал теперь допущен не только в сырьевые отрасли, но и отрасли высоких технологий, имеющих стратегическое значение, в том числе святая святых - связь ".
- Претензии ОНЭКСИМА на захват СМИ. Уже захватили "Известия" и "КП". Теперь - всю связь. Цели: "Банк нуждается в СМИ, чтобы заглушить запах от своих дурно пахнущих операций", "Банк нуждается в СМИ для подготовки избирательной кампании Немцова", "Банк нуждается в СМИ для подготовки избирательной кампании Потанина".
- ОНЭКСИМ - закрытый от СМИ банк
-отказы от интервью;
-не пускают журналистов. (ОРТ, НТВ),
- Невыполнение обязательств перед журналистами "Известий":
(Игорь Голембиовский в интервью "МН": "Мы оттянули конец, не предполагая, что ОНЭКСИМ нас "кинет" жестче, чем это сделал "ЛУКойл")
3. Банки, входящие в консорциум ОНЭКСИМа - Связи банка с "темными личностями", "спекулянтами", "людьми с сомнительной репутацией".
Дж. Сорос - известный финансовый воротила. Скандал в Юго-Восточной Азии, где Сорос учинил кризис национальных валют (по сообщению министра иностранных дел Малайзии - "это хорошо спланированный заговор спекулянтов"). Подготовка больших материалов ("Сегодня") Братья Йорданы -"любители российской госсобственности и халявной приватизации".
Леонид Рожецкин (управляющий директор "Ренессанс-капитала")- "несерьезный человек, с ним нельзя иметь дело'. Скандал с компанией "Русхим".
- Репортажи, интервью с входящими в консорциум банками и финансовыми организациями (Deutsce Bank, фонд Quantum, Morgan Stanley). Отказы от интервью, no comments. Нежелание говорить о "скандальном банке-партнере" - (OPT, HTB)
4. Потанин - обвинения в претензиях на президентский пост
- бездействие на посту первого вице-премьера
- перекачивание средств бюджета в свой банк
- коррупция
поддержка негативного имиджа Потанина: "скромность, граничащая с серостью", "не Цицерон", "не умеет держаться' (сюжет с нелепой вязанной шапочкой)
5. Потанин-Чубайс - Заинтересованность Чубайса в поддержке ОНЭКСИМа:
необходимо сохранение банковского баланса, подготовка к президентским выборам. Сюжет: при формироавании правительства Потанина вычеркнул ЧВС: "Или я, или он". Противоречия ЧВС-АБЧ , вмешательство Потанина в сферу ЧВС (Газпром, ТЭК)
6. Потанин-Кох - Связка Потанин-Кох; "давнишняя нежная дружба чиновника и банкира ".
- Лоббирование интересов ОНЭКСИМа в правительстве, несоблюдение правил - "Кох не умеет и не желает торговать госсобственностью с выгодой для страны":
7. Б. Немцов - Покровительство ОНЭКСИМу: причины покровительства:
1) наличие компрометирующих материалов (пленка с записью) на Немцова у людей Потанина, а не борьба с коррупцией;
2) расчет БЕНа на финансовые вливания для президентской кампании со стороны ОНЭКСИМа.
- Обвинения в расколе КМР - "Немцов примкнул к самым радикально настроенным представителям так называемых молодых реформаторов, расколов их доселе сплоченный лагерь надвое - он открыто перешел на сторону "Кох-Потанин"".
- Негативный имидж БЕНа - неудачи с "Волгами", четырехкомнатная квартира в Москве, привилегии;
- Заброс компрометирующих материалов на БЕНа ("Новая газета", "МК"). Обвинения в злоупотреблениях властью, безнаказанности, влиянии на президента.
III. Развитие последствий негативной информационной волны:
1. Провоцирование давления на OPT - "Если президент подпишет документ о "реформировании ОРТ", это явится свидетельством давления правительственных кругов на СМИ, которое по своим масштабам затмит все предыдущие операции по захвату газет".
2. Провоцирование нарушения принципов демократии - "Если в начале реформ журналисты были необходимы, чтобы защитить общество от власти, то сейчас они нужны власти лишь для защиты ее от общества".
3. Давление на ЧВС
- упор на нарушения, незаконность;
- возможность пересмотра решения о. подписании договора купли-продажи акций;
- давление общественного мнения.
4. Давление на президента
- обвинения в бездействии, отсутствии реакции на незаконные действия - "Нашему правительству и Президенту все равно, откуда поступают деньги в федеральный бюджет".
- обвинения КМР в подготовке к президентской кампании (запуск утечки о плохом состоянии президента, его неадекватности при принятии решений, манипулировании им через КМР) - "У молодых реформаторов одна дорога - вперед и вверх к президентскому трону".
- дискредитация окружения Президента - "Ельцин получает не самую точную информацию о положении дел в стране, что впоследствии негативно сказывается на принятии важнейших государственных решений"
- претензии Немцова на президентский пост
- претензии Потанина на президентский пост
5. Создание негативного информационного поля вокруг ОНЭКСИМа, Потанина
- Цель: давление на общественное мнение и влияние на судей арбитражных судов, расматривающих дела по "Сибнефти" и "Пурнефтегазу"
6. Использование ньюс-мейкинга со стороны Думы
- Селезнев, возможно пресс-конференция. "