"В деятельности органов государственной охраны можно вспомнить операции, которые вписаны в историю отдельной строкой. В их числе – мероприятие по обеспечению безопасности Тегеранской конференции 1943 года. Некоторые детали его проведения – в нашем материале.
Организация знаменитой встречи «Большой тройки» была сопряжена с целым рядом непростых обстоятельств. Во-первых, конференцию предстояло провести в условиях войны с фашистской Германией и жесточайшего противоборства с ее спецслужбами. Во-вторых, охраняемым лицам на пути в Тегеран требовалось воспользоваться сразу двумя видами транспорта – часть маршрута они должны были преодолеть на поезде, а часть – на самолете. Кроме того, срок, который советская делегация должна была находиться на территории иностранного государства, был достаточно длительным - с 26 ноября по 2 декабря 1943 года.
Подготовка к проведению конференции, в плане обеспечения безопасности лидеров трех держав, заняла достаточно много времени и проходила в очень сложных условиях. Сразу после того, как было определено место встречи, спецслужбы СССР и Великобритании активизировали работу по нейтрализации прогерманской агентуры и немецких разведчиков в Иране. В сентябре-октябре 1943 года более 150 наиболее активных и опасных участников прогерманских организаций арестовали иранские власти.
В это же время немецкие спецслужбы по поручению Гитлера начали разработку операции «Длинный прыжок», которая предусматривала в том числе организацию покушения на лидеров «Большой тройки». Ее осуществление было поручено руководителю военной разведки «Абвер» Канарису и начальнику главного управления имперской безопасности Кальтенбруннеру. Немцы даже успели переправить в Тегеран группу диверсантов, которые, замаскировавшись под местных жителей, доставили в город оружие и взрывчатку, а сами обосновались на вилле, расположенной неподалеку от посольств США и СССР. Лишь благодаря действиям нашей разведки замыслы противника удалось разрушить – подробная информация об операции оказалась в руках советских властей, и посылать основную группу террористов на верный провал гитлеровцы не решились.
Тем не менее серьезная опасность для лидеров «Большой тройки» сохранялась. В августе в иранскую столицу прибыла группа руководящих работников НКВД – НКГБ СССР: заместитель Наркома внутренних дел по войскам генерал-полковник А.Н. Аполлонов, начальник 2-го управления НКГБ СССР П.В. Федотов и заместитель начальника 6-го управления НКГБ СССР Д.Н. Шадрин, которые занялись проработкой охранных мероприятий во время конференции.
Сотрудники НКГБ осмотрели объекты, которые предстояло задействовать для встречи гостей и проведения конференции - аэродром, вокзал, территорию посольства СССР, а также ознакомились с общим порядком в городе. После этого совместно с представителями Наркомата иностранных дел СССР была разработана схема обеспечения безопасности. Конференцию решили провести на территории советского посольства. Это место оказалось наиболее подходящим для переговоров трех лидеров. От внешнего мира усадьбу отделяла каменная стена высотой в три метра. Ее территория представляла собой большой парк площадью свыше 9 гектаров: тенистые аллеи с чинарами и кустами вечнозеленого самшита здесь соседствовали с каскадами прудов, в которых плавали золотые рыбки и лебеди. В прежние времена он был собственностью иранского землевладельца Атабека.
Тем не менее возникла необходимость провести на территории посольства ряд работ. Были отремонтированы жилые комнаты в особняке посла и в основном здании, заасфальтирована часть внутренних дорог и дорожек, проведен ремонт стены, огораживавшей территорию посольства, и установлено дополнительное освещение. В посольстве пришлось принять и меры, связанные с вопросами безопасности. К примеру, оказалось, что система его водоснабжения достаточно уязвима для возможных диверсий: вода двигалась с гор по водоводу, имевшему 895 неохраняемых колодцев – кирязов. В связи с этим было принято решение о доставке питьевой воды с горных источников автоцистернами, которые заранее прибыли из Баку.
Одной из наиболее сложных задач в работе сотрудников госохраны в Тегеране было обеспечить беспрепятственный проезд автомобилей с охраняемыми лицами от аэродрома до посольства СССР. Путь пролегал по центральной части Тегерана через ряд перекрестков с интенсивным движением транспорта и пешеходов. По дороге попадалось большое количество магазинов, лотков, у которых толпились многочисленные покупатели. По улицам бродили нищие, постоянно двигались караваны вьючных верблюдов и ишаков. В итоге на маршруте была организована усиленная охрана сержантского и красноармейского состава полка войск НКВД СССР. Кроме того, в переулках вблизи охраняемой трассы дислоцировались резервные войсковые группы автоматчиков на крытых грузовых машинах, специально сформированные для этих целей.
К третьей декаде ноября в Тегеране все было готово к приезду высоких гостей. В военном городке советской воинской части в двух километрах от Тегерана уже разместилась основная группа сотрудников НКГБ СССР, выделенных для обеспечения безопасности работы конференции. Она включала в себя более 300 человек - представители личной охраны, сотрудники для несения службы на постах, водители, обслуживающий персонал. Советскую делегацию ждали доставленные из Баку автомобили: И.В. Сталину и его группе личной охраны предназначались бронированный «Паккард», «Линкольн», ЗИС-101 и «Кадиллак».
Все вопросы с размещением лидеров трех держав также были решены. И.В. Сталин должен был расположиться на территории советского посольства в доме посла, представлявшем собой двухэтажный особняк. Часть здания самого посольства, где находилась канцелярия, на время проведения конференции планировалось переоборудовать под резиденцию президента США Ф. Рузвельта. (Остальные члены американской делегации, а также технический персонал должны были проживать в миссии США в полутора километрах от посольства СССР.) Предполагалось, что У. Черчилль вместе с делегацией остановится в посольстве Великобритании, расположенном через дорогу от советского. На время конференции их планировали превратить в единый комплекс - перегородив улицу, где находились посольства, с помощью брезентовых полотнищ.
Советская делегация отбыла из Москвы 22 ноября на поезде особой нормы – сначала путь лежал в Баку. С воздуха состав прикрывала шестерка, а на отдельных участках – восьмерка истребителей авиачастей Красной армии. Утром 26 ноября, по прибытии в Азербайджан, делегация СССР сразу же вылетела на шести самолетах «Дуглас» С-47 в Тегеран.
В это время территория посольства СССР уже была взята под охрану как с внешней, так и с внутренней стороны, превратившись в настоящую крепость. Отдельно обеспечивалась безопасность части здания посольства СССР, где размещался руководитель американской делегации (там выставлялись круглосуточные американские посты), зала заседания конференции (здесь несли службу советские, американские и британские сотрудники охраны), дома посла, где размещались И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Л.П. Берия. В целом на территории посольства в дни работы конференции находилось более 150 сотрудников охраны и специальная рота красноармейцев-автоматчиков в количестве 200 человек. Там же для них и их зарубежных коллег было организовано питание: в глубине парка установили три походные кухни. Особым успехом у гостей из США и Великобритании пользовались борщ и макароны по-флотски.
Необходимо отметить, что все мероприятия в Тегеране организовывались с учетом возможных попыток проведения террористических акций со стороны противника. Допуск на территорию посольства осуществлялся по списку и специально утвержденным пропускам. В комендатуре круглосуточно дежурили представители США и Великобритании, переводчики с английского и персидского языков. Обмен информацией разрешался только по проверенным телефонным линиям без использования радиосвязи.
В дни работы конференции на территории советского посольства и вне его был проведен ряд мероприятий. Так, 30 ноября шах Ирана встречался в советском посольстве с президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем. Позже шаха Ирана в его дворце посетил И.В. Сталин. Эта поездка была связана со значительной угрозой для его безопасности и потребовала разработки специальной операции. За полчаса до появления Верховного Главнокомандующего улицы, прилегающие к дворцу, были блокированы батальоном советских солдат на «Студебеккерах». Сотрудники охраны были расставлены на посты вокруг дворца шаха и внутри дворца на всем пути прохода охраняемого лица, начиная с главного входа и заканчивая входом в кабинет шаха.
В тот же день в посольстве Великобритании У. Черчилль устраивал прием по случаю своего дня рождения – ему исполнилось 69 лет. Мероприятие было связано с определенным риском: существовала опасность, что гитлеровцы попытаются проникнуть на огороженную территорию посольств СССР и Великобритании через водоканал с целью проведения теракта. Но во многом помехой для реализации подобных намерений стал факт наличия между посольствами единой зоны безопасности.
1 декабря 1943 года в зале заседаний посольства СССР У. Черчилль вручил И.В. Сталину почетный меч от короля Великобритании Георга VI защитникам Сталинграда, выкованный опытнейшими английскими оружейниками. На церемонии был организован караул из солдат и офицеров советских, английских и американских войск. Передавал меч представитель английской армии, принимал подарок офицер Красной армии. Клинок меча украшала надпись «Подарок короля Георга VI людям со стальными сердцами – гражданам Сталинграда в знак уважения к ним английского народа». В общей сложности за шесть суток пребывания в Тегеране И.В. Сталин при большом количестве мероприятий, в которых он участвовал, выезжал из посольства СССР всего три раза, один из которых - для встречи с шахом Ирана в его дворце.
В дни конференции в советском посольстве имел место забавный случай, не на шутку озадачивший сотрудников охраны президента США. Однажды Сталин пригласил Рузвельта взглянуть на приготовленный для него подарок. В служебном помещении кухни американский лидер с удивлением увидел большую медную ванну, в которой находился живой лосось - длиной около полутора метров и почти полметра в диаметре. Рузвельт несколько минут не мог отвести взгляд от подарка. Представителям его охраны в это время пришлось выяснять у советских и иранских коллег, как нужно обращаться с рыбиной, дабы потом не подвергать риску здоровье главы государства. Перед отлетом в США ее разрубили на куски и упаковали в пергаментную бумагу.
Отъезд советской делегации из Тегерана намечался на 2 декабря 1943 года. Для обеспечения беспрепятственного отъезда охраняемых лиц пришлось предпринять дополнительные меры безопасности. Была подготовлена резервная дорога с выходом на аэродром «Кола-Морге». В день отъезда 30 грузовых и 8 легковых автомашин, а также 100 парных постов красноармейцев-автоматчиков перекрыли все улицы и переулки трассы проезда. В 09. 45 охраняемые лица без всяких задержек и препятствий проследовали на аэродром. Помимо машин личной охраны, основные автомобили сопровождали оперативные работники на мотоциклах.
Подводя итоги, справедливо будет заметить, что при организации охранных мероприятий не удалось избежать некоторых недочетов. Был зафиксирован ряд моментов, осложнявших проезд делегации СССР в Тегеран и обратно. Так, приходилось сталкиваться с задержками в пути по причине расплавления подшипников, горения букс в вагонах поезда, выявления лопнувших рельсов, имели место факты, когда выделялись неисправные паровозы. А на станции Голутвин Московско-Рязанской железной дороги на тендер паровоза поезда особой нормы сумели попасть трое неизвестных с криминальным прошлым.
В целом особенности работы в Тегеране потребовали от сотрудников госохраны повышенного уровня конспирации и бдительности. Но основная задача по организации охранных мероприятий, поставленная перед ними, была выполнена. Успешная работа совещания подтвердила правильность решений, принятых в ходе подготовки конференции. По возвращении в Москву весь личный состав, участвовавший в обеспечении безопасности мероприятия, был награжден орденами и медалями.
В создании материала принимали участие: С.В. ДЕВЯТОВ, В.И. ЖИЛЯЕВ, А.С. МАРКОВ."