Несмотря на деньги Березовского 28 января в Белом зале Музея имени Пушкина чествовали лауреатов премии «Триумф» – старейшей российской премии в области культуры.
Имена героев: сценарист Юрий Арабов, художник и сценограф Эдуард Кочергин, художник-мультипликатор, обладатель «Оскара» Александр Петров, композитор Алексей Рыбников.
О подводных течениях премии, о роли в ней опального олигарха Бориса Березовского мы поговорили с директором фонда «Триумф» Несмотря на деньги Березовского 28 января в Белом зале Музея имени Пушкина чествовали лауреатов премии «Триумф» – старейшей российской премии в области культуры.
Имена героев: сценарист Юрий Арабов, художник и сценограф Эдуард Кочергин, художник-мультипликатор, обладатель «Оскара» Александр Петров, композитор Алексей Рыбников.
О подводных течениях премии, о роли в ней опального олигарха Бориса Березовского мы поговорили с директором фонда «Триумф» Игорем Шабдурасуловым. .
"– «Триумф» с самого первого дня был известен как премия Березовского. Он по-прежнему дает на нее деньги?
– В 2000 году он выделил некую сумму, которая была депонирована в банки. На ежегодные проценты от этой суммы и образуется объем премиального фонда, в общей сложности он составляет 750 тысяч долларов в год. По такой же схеме выделяются деньги на нобелевские премии.
– Березовский, мягко говоря, не фаворит Кремля. У фонда «Триумф» нет в связи с этим осложнений?
– Осложнений нет, но определенный флёр, безусловно, присутствует. Я имею в виду имидж Бориса Абрамовича и его сегодняшние отношения с властью, точнее говоря, отсутствие этих отношений. До 2000 года, когда он был во власти и власть была к нему благосклонна, вопросов не было вообще никаких. Сейчас он фактически полит¬эмигрант. От этого ни культура, ни наука не умерли. Надо быть совсем без ума, чтобы устраивать гонения на фонд или на членов жюри только потому, что проект финансирует Березовский.
– Он в курсе выбора жюри?
– Естественно. И всегда, не только в этом году, мы зачитываем приветствие Бориса Абрамовича, адресованное членам жюри, и его поздравление лауреатам. Иногда оно состоит из трех слов, иногда из трех абзацев.
– У него не было желания лично посетить церемонию?
– Простите меня, а каким образом он может это сделать? Если бы вы были в его положении, вы рвались бы сюда?
– Вряд ли.
– Вот вы и ответили на вопрос.
– По идейным соображениям от премии не отказывались?
– Никогда.
– Инфляция на размер премиального фонда не влияет?
– Я в фонде с 2000 года, и при мне это всегда была величина постоянная: несколько премий в области культуры, так называемых Больших, по 50 тысяч долларов каждая. С 2000 года появились две новации: премия «Триумф» в области науки с тем же номиналом и молодежная – для молодых лауреатов. Раньше она составляла полторы тысячи долларов, сейчас – пять.
– Налагает ли премия какие-либо обязательства на победителей?
– А какие они могут быть?
– Ну, например, выступить с концертами в детских домах.
– Такого никогда не практиковалось. Иногда в рамках фестиваля «Триумф», который проводится каждый год, мы обращаемся к лауреатам с просьбой выступить, дать концерт, показать фильм – в зависимости от жанра, в котором они работают. Естественно, когда люди могут и их расписание позволяет, то отказов не бывает. Гонораров за выступление мы не платим.
– Бывало так, что человек становился лауреатом, потому что отчаянно нуждался в деньгах? Я это спрашиваю, потому что нередко у служителей высокой культуры очень скромный достаток.
– Благотворительность сама по себе прекрасна и хороша, но это не предмет премии. Она дается за профессиональные заслуги и достижения. Но вот Юнна Мориц, получая премию, сама сказала, что, помимо моральных аспектов, ей очень важна денежная составляющая. У нее на тот момент было сложное материальное положение. "