Соратников Михаила Касьянова заранее подозревают в фальсификации подписей
"Центризбирком приступил к проверке подлинности подписей двух самовыдвиженцев на президентских выборах, допущенных к этой стадии, -- лидера Демократической партии Андрея Богданова и главу «Российского народно-демократического союза», экс-премьера Михаила Касьянова. Окончательно круг кандидатов в президенты станет известен в конце января, а 2 февраля стартует агитационная кампания в СМИ.
Между тем власти уже успели возбудить уголовное дело против соратников Михаила Касьянова. Оно возбуждено в отношении главы избирательного штаба г-на Касьянова в Республике Марий Эл Рустама Абдуллина. Следственный отдел Йошкар-Олинского управления республиканской прокуратуры заподозрил касьяновского соратника в подделке подписных листов, собранных в поддержку кандидата в президенты. За подобные преступления ч. 2 ст. 142 Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде серьезных денежных штрафов или даже лишения свободы сроком до трех лет. Сотрудники правоохранительных органов задержали г-на Абдуллина несколько дней назад по дороге в Москву и обнаружили в его багаже документы, содержащие, по официальной оценке, около 50 тыс. автографов сторонников г-на Касьянова. Глава избирательного штаба был арестован и впоследствии отпущен под подписку о невыезде.
Сами касьяновцы расценивают эту историю как попытку политического давления. Экс-премьер назвал действия правоохранительных органов «беззаконием», а г-н Абдуллин вчера поделился с корреспондентом «Времени новостей» своей версией случившегося.
«11января неизвестные люди ворвались в офис «Российского народно-демократического союза», не представившись, отобрали у людей мобильники, стали обыскивать помещение, кричать, напугали людей, не давали им вставать и даже ходить в туалет». После этого, по словам г-на Абдуллина, силовики доставили в городскую прокуратуру пять сотрудниц РНДС и подвергли их «допросу с пристрастием». Женщин якобы продержали десять часов, грозили им тюремным заключением и требовали сознаться в подделке подписных листов. А уже на следующий день задержали самого главу штаба, который, по его собственным словам, подписал признание в фальсификации автографов «в обмен на обещание прекратить прессинговать моих людей». Однако теперь Рустам Абдуллин от этого признания отказывается и намерен «всячески бороться за свою политическую свободу».
Член ЦИК Елена Дубровина сообщила вчера, что комиссия пока не располагает какой-либо информацией в связи с этим инцидентом. Однако она подчеркнула, что само по себе возбуждение уголовного дела не может стать основанием для отказа в регистрации г-на Касьянова как кандидата в президенты. «Для нас важен в первую очередь объем фальсификаций, -- отметила г-жа Дубровина. -- Если эти подписные листы поступили к нам и их окажется более 5% от числа проверенных подписей, то регистрации кандидата не будет». Между тем Рустам Абдуллин сообщил корреспонденту «Времени новостей», что все спорные автографы из Йошкар-Олы изъяты сотрудниками правоохранительных органов и в Центризбирком не поступали. По его словам, речь может идти максимум о 20 тыс. подписей.
Елена Дубровина напомнила, что оба кандидата-самовыдвиженца, Михаил Касьянов и Андрей Богданов, принесли в ЦИК по два с небольшим миллиона подписей каждый. Для кандидатской регистрации необходимы 2 млн автографов избирателей, от этого числа циковские эксперты проверяют на достоверность 20%, то есть 400 тыс. Если при этом будут признаны недостоверными 100 тыс. подписей -- 5% от необходимого для регистрации числа, проверка прекращается, и незадачливому кандидату отказывают в праве баллотироваться на пост президента. Если же отбраковывается от 20 до 100 тыс., производится вторая выборка в 200 тыс. автографов. После их проверки принимается окончательное решение о регистрации. Именно поэтому кандидаты стараются заручиться 2,1 млн автографов: «лишние» 100 тыс. -- это своего рода задел на разрешенный процент брака. Кстати, у г-на Касьянова этой страховки нет: его сторонники принесли в ЦИК только 2 млн 67 тыс. подписей. То есть недостоверных может быть меньше «критических» 100 тыс., но оставшихся автографов для регистрации не хватит.
Не поможет даже вторая выборка, необходимость которой г-жа Дубровина вчера живописала весьма подробно: «Когда брошюруют подписные листы, их проверяют, и все, что не нравится самим сотрудникам штабов, отправляют в угол, отбирая только хорошее. Потом подписей начинает не хватать, и сортировка прекращается. А в конце, чтобы добрать необходимое количество, брошюруют уже листы из этого угла. Если нам случайно подвернутся именно эти папки при проверке, процент брака будет очень высок, поэтому делается вторая выборка».
Для проверки подписных листов Центризбирком помимо собственных специалистов привлек экспертов со стороны, в том числе почерковедов. Все они работают в две смены, чтобы успеть к 26 января -- это последний день, когда ЦИК должен принять решение о регистрации кандидатов. Член Центризбиркома Евгений Колюшин также сообщил, что Андрей Богданов потратил на сбор автографов около 811 тыс. руб., а г-н Касьянов -- 4,7 млн. Таким образом, г-ну Богданову один автограф обошелся всего в 38 коп., а экс-премьер заплатил за каждую подпись впятеро дороже -- 2 руб. 23 коп. Откуда взялась такая разница в расходах на сбор подписей, ЦИК объяснить затрудняется."