Московские власти пытаются вернуть контроль над рынком алкоголя
"Столичные чиновники не прочь полностью перекрыть «горлышко» малому и среднему бизнесу на рынке алкогольной продукции и установить тотальный контроль за оптовой продажей спиртного. «Необходимо запретить продажу алкоголя в мелкорозничной сети, именно там чаще всего реализуется некачественное спиртное», -- вкратце описал вчера городским депутатам желанную модель реализации спиртного руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков. Однако для этого, по его словам, мэрии необходимо обзавестись рычагами контроля крупных оптовиков. Не имея в настоящее время на то достаточно полномочий, исполнительная власть столицы обратилась в Мосгордуму с пакетом поправок в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции». Эти поправки столичные депутаты должны после трех чтений, первое из которых состоялось вчера, передать федеральным коллегам.
В частности, московские редакторы алкогольного законодательства предлагают вернуть региональным властям контроль за качеством и безопасностью спиртного, поставляемого на рынок, и позволить им «аккредитовать организации, осуществляющие поставки алкогольной продукции для розничной продажи». По словам г-на Малышкова, власти субъектов федерации в 2006 году, после вступления в силу новой редакции федерального закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, предусматривавшего введение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС), окончательно потеряли рычаги регулирования этого «сверхважного и сверхопасного» сегмента потребительского рынка.
«Если раньше мы имели дело с 400 проверенными и надежными оптовиками, то сегодня мы вынуждены контролировать 15-тысячную армию предприятий розничной торговли, которые обязаны получать лицензию на торговлю спиртным, -- посетовал г-н Малышков. -- Какой аппарат нужно иметь, чтобы проверять их хотя бы раз в два года». Контроль же за оптовыми предприятиями, число которых за это время достигло 2000, по его словам, город полностью потерял, за исключением лояльных властям представителей оптовой торговли, которые откликнулись в сентябре 2006 года на призыв мэрии о добровольной аккредитации. «Нас отключили от оптовиков, через которых проходит любая партия алкогольной продукции, они что хотят, то творят», -- заявил чиновник.
Провалилась, по словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы, и система ЕГАИС, которая контролирует только импорт на таможне и производство, также оставив за бортом «сферы контроля» оптовую и розничную торговлю спиртными напитками. Это, по мнению г-на Малышкова, привело и к росту нарушений лицензионного законодательства, и к увеличению смертельных случаев от употребления некачественного спиртного. Так, по его данным, в 2007 году 900 действующих на московском рынке предприятий нарушили лицензионные требования, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году, а число смертей от отравления фальсификатом выросло с 70 более чем до 100 случаев в год.
В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Владимир Малышков признал, что московские идеи далеко не всегда адекватно воспринимаются на федеральном уровне, однако городские чиновники на сей раз отступать не намерены. «Нужно кричать о проблеме», -- заявил он. По словам г-на Малышкова, Москва намерена перенимать опыт Финляндии и Канады, «где спиртным торгуют локально только оптовые магазины, а не мелкая розница».
Эти планы столичных чиновников, однако, насторожили представителей фракции «Яблоко -- Объединенные демократы». Изначально позитивная идея создания механизмов контроля сферхдоходной сферы торговли спиртным, по мнению лидера фракции Сергея Митрохина, в предложенной редакции становится просто «оружием в руках коммерческих организаций, которые хотят отсечь конкурентов при помощи чиновников». Демократы, в частности, опасаются, что, получив тотальный контроль, власти города будут способствовать «выбиванию с рынка малого и среднего бизнеса», действуя тем самым в интересах крупных сетевых компаний. Это заявление единороссы парировали обвинением в адрес малого бизнеса, который, по их мнению, и несет ответственность за появление на рынке паленой водки. Кроме того, по мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, контроль рынка спиртного, как и подобных ему особо важных для государства сфер, предполагает «укрупнение и консолидацию»."