"Швейцарская компания Noga, пытающаяся с 1993 года взыскать долг с России, вновь вышла на тропу войны. Вчера стало известно, что по иску швейцарцев в Париже 2 января были арестованы средства российских госучреждений и компаний, находящихся во французских банках, в том числе депозиты Банка России. Это далеко не первый случай ареста российских активов за рубежом из-за судебной тяжбы с Noga. Правда, после того как в марте 2006 года американский бизнесмен российского происхождения Александр Коган купил долги России перед швейцарской компанией, казалось, что многолетняя история сложных и запутанных взаимоотношений сторон наконец закончена. В Минфине утверждают, что все долги российского правительства перед швейцарской компанией выкуплены Россией, поэтому никаких причин для ареста активов нет. В ближайшее время Минфин намерен опротестовать действия судебных приставов, а МИД России вчера уже направил ноту французским властям.
Как говорится в официальном релизе агентства РИА Новости, пострадавшего в числе прочих от действий Noga, в общей сложности швейцарской фирме удалось заморозить около 49 млн евро, принадлежащих российским компаниям, среди которых оказались Минфин, Минэкономразвития, «Роскосмос», «Рособоронэкспорт», «Росатом», Внешэкономбанк. Средства информационного агентства находились на счетах банка «ВТБ-Европа». Согласно документам «ВТБ-Европа», судебными приставами заблокирована находившаяся на счету РИА Новости сумма в размере 79 тыс. евро. В пресс-релизе Минфина говорится, что «это коснулось средств Российского информационного агентства РИА Новости и ряда депозитов, размещенных Центральным банком Российской Федерации. Арест был наложен без предварительного уведомления российского правительства или владельцев блокированных счетов. Ни на одном из этих счетов не размещены средства, принадлежащие правительству». Постановление об аресте было вынесено на основе решения Стокгольмского Международного суда по иску Noga от 1 февраля 1997 года.
О претензиях к России скандально известной швейцарской фирмы, находящейся на грани банкротства, не было слышно с марта 2006 года. Тогда американский бизнесмен российского происхождения Александр Коган выкупил у трех банков долговые обязательства российского правительства на сумму около 60 млн долл. Требования Noga к России перешли BNP Paribas, Credit Lyonnais и Banque cantonale de Geneve в ходе процедуры банкротства швейцарской компании. Г-н Коган заявлял, что действовал в интересах российской стороны. Вчера, когда стало известно об аресте счетов, он еще раз подтвердил, что у Noga нет никаких причин требовать от России возвращения долга, признав при этом, что пока юридического подтверждения того, что российское правительство больше ничего не должно швейцарской компании, у него нет.
Зато Минфин вчера официально заявил, что права требования по решениям Стокгольмского арбитражного суда уже не принадлежат Noga. «В свое время «Нога» уступила права требования по указанным судебным решениям в пользу ряда банков, -- говорится в сообщении Минфина. -- В результате серии последующих уступок права требования по этим судебным решениям приобрела российская сторона. Выданные ранее компании «Нога» этими банками полномочия требовать возмещения от России были аннулированы».
Таким образом, компания «Нога» не имеет более финансовой или иной заинтересованности требовать возмещения по решениям Стокгольмского арбитражного суда, на основании которых она предприняла последние действия по блокированию российских активов в Париже».
В сообщении также говорится, что «единственной целью компании «Нога» является намерение вынудить правительство России вновь вступить в переговоры об урегулировании ее финансовых претензий».
По мнению юристов, представляющих интересы российского правительства, арест, наложенный на счета Банка России, является прямым нарушением французского банковского законодательства. Поэтому российская сторона намерена опротестовать судебный приказ о наложении ареста на счета и потребовать от швейцарской компании возмещения ущерба, нанесенного в результате незаконного ареста российских активов. МИД России уже направил по дипломатическим каналам ноту французским властям по данному вопросу.
Сотрудники Генпрокуратуры также подключились к разрешению конфликта. Как заявил генпрокурор Юрий Чайка, «я дал поручение разобраться в этой ситуации, хотя сам узнал о ней из сообщений СМИ».
Судебное разбирательство между Noga и российским правительством началось еще в начале 1990-х годов. В 1991--1992 годах Россия заключила с компанией несколько контрактов на сумму около 1,4 млрд долл., согласно которым Noga обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты.
С тех пор обе стороны оспаривают выполнение условий соглашения противной стороной. По условиям соглашений Россия отвечала за выполнение контрактов своим имуществом. В 1993 году российское правительство расторгло договор. По мнению российских юристов, эти спорные контракты были составлены некорректно и исключительно в интересах владельца Noga бизнесмена Нессима Гаона. По контракту 1991 года в случае возникновения конфликтной ситуации предусматривался отказ Москвы от государственного иммунитета. На этом основании Noga смогла возбудить дело в международном трибунале в Стокгольме и выставить России счет на 1,5 млрд долл. В 1997 году шведский суд решил дело в пользу Noga по двум искам общим объемом 27 млн долл. С тех пор компании несколько раз удавалось арестовывать российское имущество за рубежом -- в 2000 году Noga добилась во Франции ареста счетов Банка России и российского парусника «Седов», а в 2001 году попыталась арестовать российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже, однако затем счета были разблокированы, а аресты имущества признаны незаконными. В 2005 году по запросу Noga в Швейцарии была арестована коллекция картин из Пушкинского музея, однако арест был снят после вмешательства федерального совета (правительства) Швейцарии, и картины вернулись в Москву.
По мнению председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, в конце 1990-х годов занимавшего пост замминистра финансов, правительство добьется снятия ареста с российских счетов во Франции. «Арест, безусловно, снимут. Нужно, чтобы квалифицированным образом в суд обратилась юридическая компания, которая работает на правительство в такого рода случаях», -- цитирует РИА Новости слова г-на Вьюгина. В Центральном банке России эти события не комментируют. "