Сводный финансовый отчет 24 политических партий за 2006 год. Проверка ЦИК РФ. Основные нарушения
"ИНФОРМАЦИЯ о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий о поступлении и расходовании средств за 2006 год
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О политических партиях» (далее – Федеральный закон) политическими партиями представлены в ЦИК России сводные финансовые отчеты за 2006 год (далее – сводные финансовые отчеты), включая сведения по их региональным отделениям и иным зарегистрированным структурным подразделениям.
Из 35 политических партий, осуществлявших свою деятельность в 2006 году, полностью выполнили требования Федерального закона по представлению финансовой отчетности 24 (список прилагается).
В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Федерального закона Федеральная регистрационная служба проинформирована об 11 политических партиях, не представивших сводные финансовые отчеты. В их число вошли политические партии, в отношении которых Росрегистрацией на дату представления годовой отчетности решался либо был решен вопрос о ликвидации, а также партии, принявшие решение о преобразовании в общественные организации либо о самоликвидации.
В рамках осуществления контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, в течение отчетного года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществила проверку более 2,5 тысяч жертвователей, внесших пожертвования политическим партиям, (из них 245 юридических и 2298 физических лиц).
По итогам этой проверки органами Федеральной налоговой службы и Федеральной миграционной службы выявлено 22 юридических и 174 физических лица, нарушивших требования Федерального закона в части внесения пожертвований.
Аналогичные проверки жертвователей проводились избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в отношении источников пожертвований, вносимых региональным отделениям политических партий.
Проверка сводных финансовых отчетов политических партий выявила ряд нарушений в вопросах выполнения политическими партиями требований Федерального закона, нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующих подготовку и представление финансовой отчетности.
Рядом политических партий не выполнены в полной мере требования статьи 34 Федерального закона в части обеспечения полноты отражения данных об источниках и о размерах полученных денежных средств и их расходовании в течение отчетного года.
Расхождения со сведениями из квартальной финансовой отчетности выявлены в сводных финансовых отчетах 14 политических партий (отражение сумм пожертвований, их возврата, расходов на выполнение уставных мероприятий).
Значительные отклонения от данных квартальной отчетности допустили Аграрная партия России и Народная партия Российской Федерации. Только по пожертвованиям расхождения у этих партий составляют 7,5 млн. рублей и 6,4 млн. рублей соответственно. В целом региональные отделения политических партий учитывают соответствующие обращения избирательных комиссий направленных на исполнение требований Федерального закона.
Вместе с тем, отдельные политические партии по-прежнему не выполняют требований постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 163/1079-4 о представлении Сводного финансового отчета в машиночитаемом виде и методических рекомендаций по его составлению. Особенно это касается политической партии «Партия Национального Возрождения «Народная Воля»* и Общероссийской политической партии «Партия развития регионов «Природа и Общество».
В отчетности семи политических партий - Аграрной партии России, Российской экологической партии «Зеленые», Партии Национального Возрождения «Народная Воля», Партии социальной справедливости, партии «Патриоты России», Социалистической единой партии России и Общероссийской политической партии «Партия развития регионов «Природа и Общество», указана излишняя информация о жертвователях – физических лицах, отражение которой, согласно Рекомендациям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, одобренным выпиской из протокола заседания от 28 сентября 2005 года № 162-1-4, недопустимо.
Несмотря на проведенную в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации подготовительную и методическую работу отчеты отдельных политических партий содержат технические ошибки. В первую очередь это касается политической партии «Патриоты России» и Аграрной партии России.
Финансовое состояние политических партий в целом, включая их региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения, за 2006 год характеризуется следующими данными.
Согласно представленной ими финансовой отчетности объемы привлекаемых средств за истекший год по сравнению с 2005 годом увеличились на треть, что в абсолютной величине составило более 2,3 млрд. рублей. Из них 93 процента (или около 2,2 млрд. рублей) составляют денежные средства (пожертвования и другие виды поступлений) и 7 процентов (или около 171 млн. рублей) – иное имущество. Таким образом структура поступлений по сравнению с 2005 годом значительных изменений не претерпела.
Сведения о формировании имущества политических партий в 2006 году (в млн. рублей) № п/п Наименование политической партии Поступило имущества, всего В том числе в виде денежных средств 1 2 3 4 1 Всероссийская политическая партия "Единая Россия" 1 499.99 1 386.31 2 Политическая партия "Справедливая Россия" 166.48 152.79 3 Политическая партия "Патриоты России" 158.42 146.29 4 Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" 149.56 127.45 5 Либерально-демократическая партия России 148.36 142.14 6 Политическая партия "Аграрная партия России" 46.43 46.43 7 Политическая партия "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" 43.86 43.33 8 Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" 38.32 35.87 9 Политическая партия "Партия Национального Возрождения"Народная Воля " 36.73 36.68 10 Народная партия Российской Федерации 16.06 16.06 11 Всероссийская политическая партия "Свободная Россия" 14.69 14.69 12 Демократическая партия России 12.02 12.02 13 Политическая партия "Социалистическая единая партия России" 11.63 11.63 14 Политическая партия "Партия социальной справедливости" 5.42 5.35 15 Политическая партия "Социал-демократическая партия России" 3.79 3.79 16 Политическая партия "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" 2.53 2.53 17 Политическая партия "Партия Возрождения России" 2.25 2.25 18 Политическая партия "Республиканская партия России" 1.45 1.45 19 "Российская экологическая партия"Зелёные" 0.66 0.66 20 Политическая партия - Концептуальная партия "Единение" 0.46 0.46 21 Общероссийская политическая партия "Партия развития регионов"Природа и общество" 0.09 0.09 22 Политическая партия "Народно-патриотическая партия России" 0.02 0.02 Итого 2 359.22 2 188.29
Двум политическим партиям – Российской политической партии Мира и Единства и партии «Свобода и Народовластие» за 2006 год средства не поступали.
Из общей суммы поступивших денежных средств 71 процент денежных средств (более 1,5 млрд. рублей) составляют пожертвования, 4,6 процента (101,6 млн. руб.) – вступительные и членские взносы, 12 процентов (265,1 млн. руб.) – средства федерального бюджета, перечисленные 11 политическим партиям**.
На осуществление уставной деятельности политические партии в 2006 году израсходовали 93 процента всех поступивших денежных средств, что составляет немногим более 2 млрд. рублей.
На проведение съездов, партийных конференций, общих собраний 19 политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями израсходовано более 75 млн. рублей, или 3,6 процента от суммы всех расходов.
Несмотря на то, что съезды и партийные конференции являются достаточно затратными мероприятиями, политическая партия «Свободная Россия»*** каких-либо расходов на проведение в ноябре 2006 года VI съезда партии в Сводном финансовом отчете не показала.
По информации указанной политической партии, представленной в ЦИК России, расходы по данному мероприятию будут компенсированы в течение 2007 года. Российская политическая партия Мира и Единства в сводном финансовом отчете за 2006 год отразила сведения о съезде и пленуме партии, а также партийных конференциях, проводившихся в 2005 году с «нулевыми» затратами.
Более 64 процентов всех расходов (1,3 млрд. рублей) составляют расходы на содержание самих политических партий, из них 25 процентов (326 млн. руб.) приходится на содержание руководящих органов политических партий и 75 процентов (984 млн. руб.) – на содержание региональных отделений и иных зарегистрированных подразделений.
У шести политических партий - «Республиканская партия России», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Партия развития регионов «Природа и Общество», «Народно-патриотическая партия России», «Российская политическая партия Мира и Единства», «Свобода и Народовластие» средства на содержание региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений не расходовались.
На финансирование своего основного уставного вида деятельности – участие в выборах и референдумах – политические партии израсходовали немногим более 156 млн. рублей, или около 7,7 процентов от всех расходов.
Представленная в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации финансовая отчетность за 2006 год показала, что у восьми политических партий: «Партия социальной справедливости», «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», «Народно-патриотическая партия России», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Социалистическая единая партия России», «Свобода и Народовластие», «Социал-демократическая партия России», «Демократическая партия России» вступительные и членские взносы в течение текущего года не поступали, хотя уставами этих партий они предусмотрены, а порядок их сбора регулируется внутрипартийными документами.
Значительная сумма средств (более 632 млн. рублей), поступивших политическим партиям в виде пожертвований, была внесена юридическими лицами – некоммерческими организациями. Их доля составляет около 40 процентов всех пожертвований. С целью предотвращения использования этой категории жертвователей в качестве посредника в перечислении средств от источников, не имеющих права напрямую осуществлять финансовую поддержку политическим партиям, в декабре 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации были приняты поправки к Федеральному закону, направленные на дополнительное регулирование правомочности участия некоммерческих организаций в оказании финансовой поддержки политическим партиям. В настоящее время совместно с Федеральной регистрационной службой отрабатывается механизм проведения проверки таких некоммерческих организаций. Указанная информация подготовлена на основании заключений о проверке сводных финансовых отчетов политических партий за 2006 год.
Заключения о проверках после доведения их до сведения политических партий (уполномоченных лиц политических партий) будут размещены на специальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
* С апреля 2007 года наименование партии изменено на «Политическая партия «Народный Союз». ** Без учета средств федерального бюджета, полученные политической партией «Российская партия пенсионеров», не представившей сводный финансовый отчет за 2006 год. *** С апреля 2007 года наименование изменено на «Всероссийская политическая партия «Гражданская сила».
СВЕДЕНИЯ о представлении политическими партиями сводных финансовых отчетов за 2006 год http://www.cikrf.ru/politparty/finance/sved_o_pred_otch.xls
Сводные финансовые отчеты политических партий за 2006 год и информация о результатах проверки http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_06.jsp
Сводные финансовые отчеты политических партий за 2005 год и информация о результатах проверки http://www.cikrf.ru/actual/svodn_otchet.jsp