Авиационные катастрофы на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов»
"На прошлой неделе ударная авианосная группа Северного флота в составе тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Кузнецов», больших противолодочных кораблей «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», танкера «Сергей Осипов» и спасательного буксира «Николай Чикер» вышла из Североморска в дальний поход. Корабли пройдут Северную Атлантику, а в Средиземном море к ним присоединится флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» в сопровождении двух танкеров и еще одного спасательного буксира. Министр обороны Анатолий Сердюков лично доложил президенту Владимиру Путину, что «цель похода — обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана и создание условий для безопасного российского судоходства».
Планируется провести три тактических учения с практическими и имитационными стрельбами морскими и авиационными ракетами по береговым и морским целям. Корабли зайдут с визитами в порты 6 стран, пройдут более 12 тысяч миль и через 71 сутки, 3 февраля, должны по плану вернуться домой. Объявлено, что в результате Россия возобновит, как в лучшие советские времена, постоянное военно-морское присутствие в отдаленных морях.
Конечно, никакой угрозы «безопасности российского судоходства» в Атлантике и в Средиземном море сегодня нет. Наш флот будет показывать флаг потенциальным противникам из НАТО, демонстрируя миру и собственным гражданам непосредственно перед президентскими выборами возрожденную мощь России в соответствии с «планом Путина». Президент лично пожелал всем участникам похода «семь футов под килем». Для западных военных моряков подобный поход — вещь обыденная. Американские авианосные ударные группировки постоянно в море, обеспечивая реальное присутствие по всему Мировому океану.
Наш «Кузнецов», кстати, и раньше бывал в Средиземноморье — последний раз в конце девяностых. В том походе «Кузнецов» буквально развалился и потом семь лет пребывал в постоянных ремонтах, а его авиационная группа семь лет не летала с палубы. В 2004-м, когда «Кузнецов» после семилетнего перерыва вышел в Атлантику для учений, корабельный Су-25УТГ при посадке сломал переднюю стойку шасси и вспахал летную палубу. Авианосец и сопровождающие корабли сильно потрепало в осенней Атлантике штормом. На «Кузнецове» открылись многочисленные течи, и ударная группировка с трудом прихромала назад в Североморск, оставляя за собой широкий след вытекающего топлива. В 2005-м во время летнего выхода в Атлантику упал с летной палубы «Кузнецова» и утонул из-за обрыва троса аэрофинишера корабельный истребитель Су-33. 2006 год «Кузнецов» опять стоял в ремонте.
Все пять ТАКР типа «Киев» (проект 1143), построенные при советской власти, из которых «Кузнецов» — последний, оказались конструктивно негодными. Неудачливые корабли преследовали беды и поломки, основная паротурбинная энергетическая установка постоянно выходила из строя, оставляя «авианосцы» без хода. «Киев», «Минск» и «Новороссийск» списали. ТАКР «Адмирал Горшков» взялись переделывать на «Севмаше» в Северодвинске по контракту 2004 года в авианосец для Индии с удлиненной полетной палубой под истребители МиГ-29К. Впрочем, и тут вышел конфуз.
По плану авианосец «Викрамадитья» («Горшков») должен был осенью 2008-го войти в боевой состав индийского ВМФ, но этим летом выяснилось, что контракт сорван, что индийские деньги кончились, а авианосца нет. На «Севмаше» утверждают, что денег не хватило, поскольку «фактически строят новый авианосец, оставив от старого только корпус». Требуются еще миллиард-другой и 4 года дополнительно на работу. Но источники в индийском военном ведомстве опасаются, что через 4 года после вложения дополнительных средств авианосец вправду станет годным и поплывет. Потому решение о продолжении контракта может принять на политическом уровне только высшее руководство в Дели, а сами индийские военные, похоже, настроены против.
По уму «Кузнецова» давно надо было либо построить заново, оставив, как от «Горшкова», только корпус, либо списать, поскольку сегодня этот корабль представляет существенную угрозу не для НАТО, а для собственного экипажа. На флоте понимают реальную степень риска, потому с четырьмя боевыми кораблями отправили в море сразу два спасательных буксира. "