"Одна из самых необъяснимых загадок "Курска" - мощь взрыва внутри корабля. На учения атомные подводные крейсера выходят с учебными торпедами. Но если даже учесть суммарную мощь так называемой "морской смеси", которой начиняют учебную торпеду, то и тогда разрушения прочного корпуса не могли носить такого катастрофического характера. Все становится на свои места, если допустить, что на стеллажах субмарины были "сигары", начиненные боевым зарядом.
Vesti.Ru получили достоверную информацию из военных источников, что К-141 вышла на учение с тем же арсеналом, с которым несла около шести месяцев боевое дежурство на арктических курсах.
Любой подводник знает: после автономки (дальнего похода) лодка прежде всего встает под разгрузку оружия, начиненного реальным боевым зарядом. Сдал оружие - швартуйся к родному причалу. Однако в мае, когда "Курск" вернулся в базу, подъемные краны базы хранения оружия были опечатаны гостехнадзором. Железо обветшало настолько, что первая же погрузка-разгрузка, по мнению инспекции, могла привести к серьезной аварии. Командующий Северным флотом Попов еще в апреле начал бомбить Москву тревожными посланиями, но ответа так и не дождался.
Скорее всего, командир К-141 был поставлен перед фактом: "Курск" должен принять участие в очень важных для флота учениях. Несмотря на то, что на борту учебных торпед нет, а сплошь - с многокиллограммовыми тротиловыми начинками. Возможно, уже в море одну из торпед попытались переоснастить в учебную. Это занятие и для берега, где есть все необходимое оборудование, опасное, а на глубине, в отсеке ПЛ, и вовсе рискованное. Первый взрыв мог "разрядить" не менее 100 кг тротила.
Как ни трудно профессионалам представить эту ситуацию, она все же могла иметь место, учитывая, сколь бардачна сегодняшняя военно-морская служба, когда чего ни хватись - ничего нет. И в том числе - денег на ремонт кранов.
"Мина" под флотские краны (а значит, и под весь стратегический подводный флот) была заложена еще в приснопамятные дни раздела Союза. Единственный завод - поставщик пневмоколесных кранов для перегрузки стратегического оружия оказался за границей, в городе Одессе. Оттуда, из ООО "ИСТРИАН", и пришло в июне 1998 года первое уведомление о том, что завод приостановит производство и ремонт кранов для России, если не будут перечислены соответсвующие средства. Средства, естественно, не перечислили. Более того, в правительстве задумались: а стоит ли оплачивать рабочие места в чужом государстве, когда можно в своем такое производство наладить. И контракт с "Истрианом" был разорван. Следствием чего уже в феврале 1999 года стало письмо главкома ВМФ адмирала Куроедова на имя первого заместителя министра обороны Михайлова:
"Докладываю. В Военно-Морском Флоте сложилась критическая ситуация с технической готовностью пневмоколесных кранов, выполняющих работы по перегрузке стратегического вооружения. В настоящее время в ВМФ имеется стотонных кранов - 14 единиц (КС-8362) и сорокатонных кранов 63 единицы (КС-5363). Из них исправны только 3 крана КС-8362 и 17 кранов КС-5363. Остальные краны неисправны и требуют ремонта и списания.
В результате на Северном флоте все работы по погрузке-выгрузке БРПЛ (баллистических ракет подводных лодок), в том числе в случае создания аварийной ситуации, проводиться не могут". Михайлов изложил эту историю тогдашнему первому заму премьера Маслюкову и министру финансов Задорнову. После продолжительной (около года!) переписки больших чинов и малых клерков дело кончилось "пшиком". О ситуации исчерпывающе говорит один из последних (датированный июнем 2000 года) документов "крановой серии". Приводим его полностью:
"Председателю Правительства Российской Фендерации М.М.Касьянову
Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову
Парламентский запрос
Об исполнении статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", предусматривающей выделение средств на обсепечение ядерной безопасности при эксплуатации ракетно-ядерного вооружения морских стратегических сил
Депутаты Государственной Думы - члены Комитета Госдумы по обороне в соответствиии с вопросами ведения Комитета по обороне обратились к Главнокомандующему Военно-морским флотом Вооруженных сил России с просьбой предоставить информацию по вопросу обеспечения ядерной безопасности при эксплуатации ракетно-ядерного вооружения морских стратегическихъ ядерных сил.
Главнокомандующий ВМФ доложил, что гарантийные сроки эксплуатации всех кранов, задейстовавннных при перегрузке ядерных ракет, истекают в конце июня 2000 года. На восстановление этой составляющей технологического процесса поддержания боевой готовности морских стратегических ядерных сил срочно требуется только в 2000 году 516 млн рублей. Главнокомандующий ВМФ обратился к депутатам Госдумы с просьбой при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотреть выделение средств на указанные цели.
На заседании рабочей группы Госдумы по принятию закрытой части федерального бюджета данный вопрос всесторонне изучался и обсуждался. Учитывая крайне опасную ситуацию, которая сложилась с обеспечением ядерной безопасности на флоте, понимая все сложности, связанные с финансированием национальной обороны, Госдума была вынуждена единогласно принять соответствующую статью в приложении № 3 (секретно) Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". Совет Федерации и Президент РФ поддержали решение Государственной Думы.
Однако при формировании государственного оборонного заказа на 2000 год Министерство экономики РФ и Министерство обороны РФ не выполнили указанную статью Федерального бюджета "О федеральном бюджете на 2000 год". В связи с этим Комитет Госдумы по обороне направил соответствующее обращение в Совет Безопасности РФ. Аппарат Совета безопасности РФ провел совещание по данному вопросу с привлечением соответствующих специалистов и экспертов, после чего 27 марта 2000 года в адрес заместителя Председателя Правительства РФ было направлено обращение от имени секретаря Совета безопасности, в котором указывалось на необходимость безусловного исполнения указанной статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и внесения соответствующих изменений в государтсвенный оборонный заказ, что является необходимым условием обеспечения ядерной безопасности при эксплуатации ракетно-ядерного вооружения морских стратегических ядерных сил.
1 апреля 2000 года заместитель Председателя Правительства РФ И.И.Клебанов направил поручение ИКП № 7094-37 Министру обороны РФ и Министру экономики РФ с требованием внести соответствующие изменения в государственный оборонный заказ. Однако до настоящего времени это поручение не исполнено.
Учитывая исключительную важность для обеспечения безопасности и обороноспособности страны достаточного финансирования закупки и ремонта кранового хозяйства, применяющегося при эксплуатации ракетно-ядерного вооружения морских стратегических ядерных сил, затраты на которое несопоставимы с возможными затратами на ликвидацию последствий аварий стратегических ракет при эксплуатации неисправной техники, Государственная Дума обращается к Председателю Правительства РФ с предложением незамедлительно принять меры по исплонению указанной статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и внести соответствующие изменения в государственный оборонный заказ на 2000 год. Государственная Дума просит Генерального прокурора РФ провести прокурорскую проверку факта неисполнения указанной статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и сообщить Государственной Думе о ее результате".
Таким образом, пока "губерния писала", К-141 успела полгода честно отработать в арктических широтах и, ткнувшись в опечатанные краны, ушла в свой последний поход.
Кого казнить, с кого срывать погоны? С адмиралов? Но то, что Куроедов и его подчиненные постоянно долбили Минобороны, правительство раскаленными добела телеграммами - это факт. Не бездействовали вроде бы и те, к кому они обращались. В колокола громкого боя били депутаты... А в сухом остатке - опечатанные краны ВМФ.
Все шумим о внешней угрозе, в военной доктрине готовимся к проискам НАТО, грешим на американские субмарины, нарушающие правила подводного движения, но как-то упускаем из виду, что главный враг России - мы сами. Лишь одно звено в цепочке стратегической безопасности выбило - какие-то, прости Господи, краны, а параличом разбило весь подводный атомный стратегический флот России. Третий год могучая держава чешет в затылке - как эту майну-виру наладить. И нет решения. Тупик. Остается только удивляться, зачем американцам надо возиться с какими-то СНВ-2, СНВ-3, когда русские впечатляюще доказывают, что могут разоружаться и в одиночку, причем самыми оригинальными способами.
А ребят с К-141 не вернешь. Они честно выполнили приказ. Один из тех преступных приказов, на которые так щедра Родина.
"