Кто отбирает долю рынка у крупнейшего столичного провайдера быстрого Интернета. За последние полтора года провайдер потерял, по разным оценкам, от 6 до 10% своей рыночной доли. Почему уходит народная любовь?
"Быстрый, он же широкополосный, доступ в Интернет давно уже стал для многих столичных жителей такой же привычной вещью, как телефон или телевизор. Более трех лет бессменным лидером на этом рынке остается компания «Комстар-Директ», работающая под маркой «Стрим». На нее приходится около трети всех подключений в Москве. Однако позиции «Стрима» отнюдь не прочны: за последние полтора года провайдер потерял, по разным оценкам, от 6 до 10% своей рыночной доли. Почему уходит народная любовь?
«Однако вскоре стало очевидно, что он не успевает обслуживать клиентов, которые все прибывали». Жюль Верн, «Жангада»
На первый взгляд «Комстар-Директ» подвела выбранная технология доступа — доступная и дешевая, но ограниченная по скорости. «Стрим» использует ADSL, подключая абонентов через обычные телефонные линии. Плюс в том, что не надо тянуть дополнительных кабелей. Минус — информация грузится не быстрее 6 Мбит/сек. К примеру, реклама конкурирующей «Корбины Телеком», которая за год с небольшим развернула в Москве свою оптоволоконную сеть, обещает абонентам куда большую скорость — 100 Мбит/сек. И это работает: с начала 2006 г. «Корбина» подключила более 240 000 абонентов. Но только ли в технологиях дело? 78% абонентов «Корбины» подключены на безлимитные тарифы, которые тоже имеют ограничения по скорости. Лишь 10-15% из них наслаждаются скоростью 8-10 Мбит/сек., недоступной «Стриму». А обещанной астрономической скоростью 100 Мбит/сек. пользуются только оставшиеся 22% клиентов «Корбины». Сергей Приданцев, президент «Комстар-ОТС» — материнской компании «Комстар-Директ», уверен, что все дело лишь в том, что раньше услуги «Стрима» недостаточно хорошо продавали.
НЕ ОДИН В ПОЛЕ
Компания «МТУ-Интел», позже переименованная в «Комстар-Директ», запустила семейство тарифов «Стрим» в 2004 г. как дешевый вариант услуг, предоставлявшихся под брендом «Точка Ру». У «МТУ-Интел» был эксклюзивный договор с другой «дочкой» АФК «Система» — Московской городской телефонной сетью (МГТС), владеющей всеми медными телефонными линиями в Москве. Получив доступ к почти четырехмиллионной армии абонентов МГТС, «МТУ-Интел» стала монополистом сегмента ADSL-подключений. Альтернативой «Стриму» долгое время были разве что домовые Ethernet-сети, но они действовали в рамках своих районов и не могли подключать абонентов по всей Москве. К тому же «Стрим» предложил более чем привлекательный безлимит по $20, что было в среднем вдвое дешевле, чем у «домушников».
К концу 2005 г. у «Стрима» была уже четверть миллиона абонентов. Именно тогда, по оценке аналитиков J'son & Partners, провайдер достиг пика своей рыночной доли — 38,6%. А потом вдруг начал снижать темп подключений. Летом 2007 г., по данным J'son & Partners, услугами «Стрима» пользовалось лишь 27% абонентов широкополосного доступа. Исследователи из iKS-Consulting дают более оптимистичную оценку — 31% абонентов, но и они согласны, что «Стрим» теряет позиции. В III квартале, по их данным, доля провайдера снизилась еще немного — до 30%. Аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов объясняет происходящее тем, что к 2006 г. свои позиции восстановили домовые сети: они снизили цены, расширили географию присутствия. Активизировались и другие провайдеры — «Комкор-ТВ» (торговая марка «Акадо») и «Центральный телеграф» (Qwerty). И конечно же, «Корбина Телеком».
10% — на столько упал ARPL «Комстар-Директ» за последний квартал
МГТС В ПОМОЩЬ
Впрочем, поначалу в то, что на рынке широкополосного доступа сможет преуспеть совершенно новый игрок — «Корбина», мало кто верил. Невозможно протянуть оптоволокно по всей Москве за год, уверяли конкуренты. Оказалось, можно — если тянуть его не по земле, а по воздуху. Вместо того чтобы месяцами выбивать у властей разрешение на использование городских подземных коммуникаций, «Корбина» протянула свою сеть между крышами многоэтажек. Благодаря быстрой экспансии она довела свою долю на московском рынке до 16%.
Но ей все равно не удалось бы так преуспеть, считает Приданцев, если бы «Стрим» вел себя агрессивнее. «Провайдер почивал на лаврах монополиста, — сетует он. — На продажи обращали мало внимания, не координировали свои действия с другими компаниями “Системы”, а конкуренты в это время обзванивали квартиры и клеили объявления на подъездах».
Поднимать продажи интернет-услуг Приданцев намерен с помощью МГТС, также входящей в «Комстар-ОТС». То, что раньше «Стрим» не использовал огромные дистрибуторские возможности московского оператора, он называет «колоссальной ошибкой». В конце октября МГТС начала продавать интернет-услуги под собственным брендом. Она предлагает подключение по более низкой цене, чем «Стрим» (от 97 руб. в месяц), но и с более низкой скоростью . «Это такой народный Интернет», — говорит Приданцев. Новые услуги МГТС рекламируют телефонные мастера, посещающие московские квартиры для ремонта или профилактики. Сегодня они уже получают по 2000 заявок на подключение в сутки. С этого стола перепадает и самому «Стриму». Требовательным клиентам мастера готовы предложить подключение и побыстрее.
СПАСЕНИЕ ЛИЦА
Более тесное партнерство с МГТС решит для «Стрима» еще одну проблему. Падение популярности этого провайдера, полагает Анкилов из iKS-Consulting, во многом связано с тем, что компания не смогла переварить тот огромный поток пользователей, который хлынул к ней после введения дешевых безлимитных тарифов. С этим соглашается Григорий Новицкий, который руководил «МТУ-Интел» с середины 2005 г. до осени 2006 г. «В 2005 г. на этом рынке было легко работать, он очень быстро рос, — вспоминает он. — Но чем дальше, тем больше внимания нужно было уделять сервису. А компания очень неохотно перестраивалась».
Порой сроки ожидания подключения растягивались на недели. До провайдера невозможно дозвониться, у него часто возникают технические проблемы, жаловались пользователи. И хотя сервис у «Стрима», по заверениям Приданцева, значительно улучшился, осадок в душах потребителей остался. Как показывает сентябрьское исследование «ГфК-Русь», марка «Стрим» знакома 96% москвичей. Но при этом 16% опрошенных заявили, что не хотят подключаться к «Стриму». Столько негативных эмоций не вызывает ни один столичный провайдер. МГТС в этом смысле хороший способ начать жизнь с чистого листа. И бренд известный, и отторжения не вызывает. Индекс доверия к нему, по данным той же «ГфК-Русь», составляет 76%.
СКОРОСТЬ ПЛЮС
И все же, считает аналитик «Тройки Диалог» Андрей Богданов, одна из главных причин падения доли «Стрима» — в том, что компания прозевала более прогрессивную технологию передачи данных по оптоволокну. Кроме низкой пропускной способности ADSL страдает таким недостатком, как асинхронность: скорость передачи данных от провайдера к абоненту в несколько раз выше, чем от абонента к провайдеру. А ведь все больше пользователей делятся друг с другом файлами, размещают фото и видео в публичном доступе.
Недавно Приданцев обнародовал программу модернизации сетей «Стрима». Сейчас телефонные станции МГТС соединены медными кабелями с 11 000 распределительных шкафов, от которых идут медные линии к домам. «Комстар» намерен потратить в 2008-2009 гг. около $100 млн на то, чтобы заменить медные кабели от станций до шкафов на оптоволокно. Это позволит «Стриму» продавать услуги интернет-доступа на скорости 20-25 Мбит/сек.
Новое оборудование поможет «Стриму» предложить абонентам услуги телевещания высокой четкости (HDTV). Цифровое телевидение стандартного разрешения в пакете с Интернетом уже давно не новость — помимо «Стрима» им занимаются и «Корбина», и Qwerty, и «Акадо». Переход на HDTV поможет не только усилить позиции «Стрима», но и стабилизировать доходы. За последний квартал показатель среднего дохода с линии (ARPL, average revenue per line) упал у «Комстар-Директ» на 10%, до $18,1. Из-за увеличения маркетинговых расходов, кстати, пострадала и рентабельность провайдера — OIBDA снизилась на 20%, до $7,2 млн.
Аналитик J'son & Partners Григорий Бецков не слишком высоко оценивает шансы «Стрима» вернуться к прежним показателям. Он указывает на еще один недостаток «Стрима» — отсутствие «файловых помоек». В любой домовой сети найдутся локальные серверы, где хранится огромное количество различного контента — фильмов, музыки, игр, которые можно качать совершенно бесплатно. Как правило, 90% такого контента имеет пиратское происхождение, но наших пользователей это не особо волнует. Ни модернизация, ни более тесное партнерство с МГТС, считает Богданов, не помогут — «Стрим» и дальше будет терять долю московского рынка. Через пару лет «Комстар» может рассчитывать лишь на 10% подключений. Аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев, впрочем, с коллегой не согласен. Он уверен, что все беды «Стрима» были связаны с плохим управлением, а поэтому вполне разрешаемы.
Для Приданцева проект «Стрим» имеет принципиальное значение. На «Комстар-Директ» приходится около 11% оборота всей «Комстар-ОТС». При этом общая выручка группы за последний квартал упала на 2%, а доходы от интернет-услуг хоть немного, но выросли (на 1%, до $38,9 млн). Приданцев уверен, что новая стратегия позволит «Комстару» к 2011 г. получить 50% московского рынка. Она уже работает: за полтора последних месяца МГТС и «Комстар-Директ» подключили около 100 000 пользователей. Это на порядок больше, чем «Стрим» подключал в прошлом году. С такими темпами заявленный план — 650 000 пользователей к концу года — кажется выполнимым. Только сможет ли в этот раз «Стрим» переварить новую волну абонентов, не навлекая на свою голову проклятий за резко ухудшившийся сервис?»"
03.12.2007
Ксения Болецкая, 46 (87) 03 декабря 2007 www.smoney.ru