"Почему так получилось, что наши спасатели-глубоководники больше недели безрезультатно пытались проникнуть в потерпевшую крушение лодку "Курск", а норвежские водолазы попали в нее практически через считанные часы? Неужели у нас нет своих квалифицированных водолазов, своих спасательных подводных субмарин? Ведь не так давно наш глубоководный аппарат "Мир" погружался в пучину на 6-7 тысяч метров. Не так давно СМИ сообщали о том, что наши акванавты работали на двухкилометровой глубине (чего не могли добиться больше нигде в мире). Наконец, недавние работы на затонувшем "Титанике" вели опять же наш аппарат и наши специалисты. Так куда же подевались в решающие, возможно, для жизни ребят с "Курска" минуты наши передовые глубоководные технологии? С этим вопросом я обратился в Институт океанологии.
- Технологии у нас действительно есть, - согласился заместитель заведующего отдела флота Анатолий Волочков. - Но средств на то, чтобы эти технологии реализовывать, нет. Вот появились зарубежные спонсоры для проекта "Титаник" - тогда начались работы, была подготовлена техника, команда, проведена уникальная в своем роде работа... А государство средств не дает. А значит, мы не можем содержать отряд водолазов, внедрять свои разработки...
А таковые имеются - только сплошь в единичных, опытных экземплярах или вовсе в чертежах. Это и глубоководные роботы-спасатели, способные выполнить любую работу на большой глубине, и роботы-телеоператоры, и автоматические телеуправляемые подводные лодки, и водолазное снаряжение, позволяющее работать на запредельных глубинах. Наконец, уникальные методики подготовки водолазов, которые по большому счету в последние десять лет не были востребованы.
- У нас в институте, - продолжал собеседник, - была группа водолазов экстра-класса. Их готовили по космической программе, даже медкомиссии они проходили вместе с космонавтами. Но постоянные тренировки, медицинское обслуживание, особенности питания, равно как и постоянный контроль за техникой и снаряжением, оказались слишком дороги для государства. И от водолазов было решено отказаться. Еще при Горбачеве. Водолазных групп не стало сначала в институте, позже их сократили и на флотах...
... Как мне сообщили, еще в 1983 году во время учений была смоделирована ситуация, один в один похожая на ту, что произошла с "Курском". Тогда водолазы отработали безукоризненно -справились с задачей за несколько часов. Первым делом глубоководники подвели к лодке шланг и начали нагнетать воздух, чтобы отсеки не затапливались и было чем дышать.
То были последние подобного рода учения. Все участвующие в них глубоководники давно отпущены на вольные хлеба. И смены им практически нет, если не считать нескольких специалистов Института океанологии, которые все же проводили в последние годы уникальные (хотя и по большей части коммерческие) работы на глубине. Увы, все они в момент катастрофы находились в экспедиции на последнем в нашей стране судне "Келдыш", приспособленном для глубинных водолазных работ.
- "Келдыш" прийти на помощь никак не успевал, - сообщил мне начальник пресс-службы ВМФ капитан 2 ранга Игорь Дыгало. - Корабль находился в трех неделях ходу от места затопления "Курска". Десять лет назад у нас было два вспомогательных судна, специально оборудованных для работы водолазов. Плюс каждый флот имел минимум одно такое же. Все было рассчитано так, чтобы в подобных случаях прийти на помощь в ближайшие часы. Теперь спасателей почти не осталось. Несколько водолазов в штатном расписании флота еще числятся, но в отсутствии техники их работа на больших глубинах невозможна.
И напрасно десятки добровольцев из числа уволенных с флота глубоководников в эти дни обрывали телефон штаба флота, предлагая помощь. Глубоководные водолазы Юрий Фильченков, Владимир Костыгов, капитан 2 ранга в запасе Анатолий Вырелкин... Их обращения либо остались без ответа, либо им говорили: секретный военный объект не могут спасать гражданские, обойдемся своими силами...
В штабе флота не отрицают, что часть экипажа, возможно, пережила взрыв и какое-то время эти моряки выживали, ожидая спасения. И, будь на Северном флоте свое водолазное судно - их могли еще, возможно, успеть спасти. "