Автор новой версии о гибели Литвиненко — в интервью “МК”
"
Луговой убил Литвиненко непреднамеренно — такую сенсационную версию выдвинул на днях известный британский журналист Марк Франкетти. Снятый им документальный фильм Most wanted (Внимание, розыск!) показали в воскресенье в самый прайм-тайм по Би-би-си. “МК” связался с нашим британским коллегой, чтобы узнать подробности необычной версии.
— Я сделал фильм не о Литвиненко, а об Андрее Луговом, — рассказал Марк ФРАНКЕТТИ в интервью “МК”. — На его примере я хотел показать англичанам, какая ситуация сейчас складывается в России, почему человек, которого Скотленд-Ярд считает главным обвиняемым в убийстве Литвиненко, вдруг занялся политикой и почему в России есть немало людей, которые готовы за него голосовать.
— То есть вы считаете, что Луговой будет баллотироваться в президенты России?
— Нет, конечно, я не думаю, что это серьезно. То, что он сейчас занимается политикой, я понимаю, но идти в президенты — это слишком. — А почему вы утверждаете, что Луговой убил Литвиненко непреднамеренно?
— Я пришел к такому выводу после долгих часов общения непосредственно с Андреем. Он достаточно успешный бизнесмен и хороший семьянин, чтобы вот так вот вдруг пойти на убийство, способное перевернуть всю его жизнь. Подтверждением тому, как мне кажется, служит его поведение в первые дни после того, как Скотленд-Ярд стал его подозревать в этом преступлении. Если помните, тогда Луговой сразу пошел в британское посольство. Такое поведение несвойственно хладнокровному убийце. — Считаете, что бывшего сотрудника КГБ было так легко обвести вокруг пальца?
— Давайте разберемся, как эта история могла выглядеть с точки зрения организатора операции. Скажем, по той или иной причине спецслужбам нужно убрать Литвиненко. Это лучше всего сделать через Лугового, который часто ездит в Лондон и общается с Сашей. Но он не профессиональный убийца. Как поступить? Давить на него? Можно. Но очень сложно. Легче договориться с Андреем как с “бывшим нашим”. Так, к нему приходят из спецслужб и говорят, например: “Знаешь, Андрей, нам нужно достать Литвиненко. Он себя плохо ведет в последнее время: общается с МИ-6 и МИ-5, дружит с Закаевым и Березовским... Нам нужно с ним поговорить. Вот только британская сторона против, понимаешь?”. Короче, они ему объясняют, что было бы неплохо подсыпать Литвиненко что-нибудь в чай, чтобы тот “отключился на некоторое время”, а потом устроить допрос в одном из номеров отеля. Луговой соглашается. Но, когда понимает, что его обманули, уже поздно. — Но зачем российским спецслужбам разрабатывать план с полонием, чтобы убрать не самого значительного перебежчика?
— Мы никогда не узнаем, кто разработал план убийства Литвиненко наверняка. Но исключить, что это были российские спецслужбы, нельзя. Ведь Саша не умел сидеть тихо и постоянно провоцировал российские власти. А в ситуации открытой вражды между спецслужбами Британии и России, которая, если верить прессе, длится и по сей день, такое поведение могло раздражать Москву. Ведь, по мнению многих в России, Литвиненко имел какие-то связи с МИ-5 и МИ-6, а значит, его можно было считать предателем. Тем более что, как неоднократно говорилось в СМИ, он вербовал агентов ФСБ для работы в британской разведке. То есть Саша не был человеком, который просто сидит спокойно и пишет книги. Соответственно, незаметно убив такого “перебежчика”, российские спецслужбы выглядели бы в выгодном для себя свете перед британской стороной. Они бы показали МИ-5 и МИ-6, что за их планами следят. — Но почему полоний, редкий элемент, который трудно достать без участия государства?
— Когда я говорю “спецслужбы”, это не значит, что я имею в виду Кремль. Возможно, в этом убийстве были задействованы некие скрытые структуры, о которых мы с вами знать не можем. Они использовали полоний, надеясь, что он не будет обнаружен. И им это практически удалось. Ведь Литвиненко умирал от отравления 23 дня, а радиоактивное вещество было идентифицировано лишь в последние часы перед его смертью. Если бы англичане не обнаружили полоний, об этом бы так много не писали. — А сам Луговой видел фильм?
— Пока нет. Андрей сейчас где-то в Сибири. Я покажу ему мою работу, как только он вернется в Москву. Перед началом съемки я обещал, что фильм будет объективным. Думаю, я сдержал свое слово на 100%.