"Партийное присутствие в телеэфире становится все более насыщенным, «Единая Россия» по-прежнему сохраняет лидерство, ее преследователи держатся плотной группой, делая акцент на критике партии власти. Таковы главные выводы из представленных «НГ» результатов мониторинга телевизионных СМИ, проведенного в последние две недели компанией «Медиалогия».
В понедельник Центр экстремальной журналистики (ЦЭЖ) представил плоды своих трудов по изучению новостного пространства главных российских телеканалов в октябре. ЦЭЖ принимал во внимание только информационные выпуски, выходившие с шести часов вечера до полуночи. Результаты оказались вполне предсказуемыми: в среднем около 90% времени телевидение уделяет президенту, госструктурам и партии власти. Директору ЦЭЖа Олегу Панфилову эта ситуация напомнила анекдот о том, что содержание советских новостей – это Брежнев и две минуты о погоде.
Пункт 2 статьи 24 Закона «Об обороне» запрещает любую политпропаганду в силовых структурах.Впрочем, Панфилов отметил: год назад было еще хуже – кроме «Единой России», других партий в телевизионном пространстве практически не было, а сейчас они худо-бедно, но представлены в эфире. Однако доля эфирного времени, выделяемого телеканалами для освещения новостей от единороссовских конкурентов, мизерная. Например, на Первом партии власти уделялось 16% времени новостных выпусков, в то время как остальные политические структуры недотянули и до 1% (кроме «Справедливой России», чей показатель 1,2%).
Между тем компания «Медиалогия» изучила, как часто упоминались партии в телеэфире с 29 октября по 11 ноября. Как и следовало ожидать, начало предвыборной агитации в СМИ сказалось на масштабе присутствия участников думского марафона на телевидении. Если на позапрошлой неделе сообщений с упоминаниями партий было 116, то на неделе минувшей на телеэкраны вышли уже 188 партийных сюжетов. Из основных претендентов на места в парламенте прибавили почти все. Лишь «Яблоко» продемонстрировало отрицательную динамику: на стыке октября и ноября партия упоминалась 40 раз, а по данным последнего мониторинга – только 34.
Преследователи «Единой России» идут все более плотной группой. Явных середняков и аутсайдеров уже нет. Показателен пример того же «Яблока», которое на позапрошлой неделе неожиданно встало на четвертую строчку в рейтинге, оттеснив эсэров, упоминавшихся всего 36 раз – вровень с СПС.
А на минувшей неделе из традиционных аутсайдеров – правых партий – прибавил уже СПС, который присутствовал в 44 телевизионных сюжетах. Это неудивительно: новостей, связанных со структурой Никиты Белых, действительно было немало, хотя для партии они имели по большей степени негативный характер. Например, основные телеканалы не преминули отметить сокращение предвыборного списка правых, который в массовом порядке покинули ряд партийных функционеров в регионах.
Лидером по росту упоминаемости стала КПРФ, чей показатель количества сообщений вырос с 46 на позапрошлой неделе до 77 на неделе минувшей. Главная причина столь значительного роста очевидна – ни один телеканал не обошел вниманием празднование 7 ноября, устроенное коммунистами в Москве. Первый канал посвятил этому почти целый сюжет, немного разбавленный новостями о том, как годовщину революции отметили мироновцы. Впрочем, репортер Первого не упустил случая рассказать и о пробках, возникших на центральных улицах Москвы из-за акции КПРФ, и о скромных масштабах выступлений коммунистов в Санкт-Петербурге.
Еще один фактор, повлиявший на расклад сил в телеэфире в последнюю неделю, – предвыборные дебаты, которые также учитывались «Медиалогией» в своем исследовании. Заметим: интерес к ним даже самих партий, не говоря уже об избирателях, невелик. Например, на питерском телевидении старт политической агитации провалился: представители Демократической партии, Партии социальной справедливости и «Патриотов России» попросту проигнорировали запланированную на 6 ноября дискуссию друг с другом. «Надеюсь, что завтра все-таки кто-нибудь придет», – отреагировал на ситуацию ведущий дебатов.
На федеральном телевидении агитация идет сравнительно более активно и стала сказываться на показателях партий. Самым примечательным в этом смысле стало значение индекса информационного благоприятствования (ИИБ) у единороссов. Чем выше это значение, тем более позитивно и выгодно представлена партия в материалах СМИ. Партия власти всегда была во главе этого рейтинга – ее показатель обычно не снижался ниже 100. Однако на минувшей неделе медведи откатились сразу на пятую позицию с показателем 32. Меньше только у СПС, а лидером рейтинга с показателем 95 стала КПРФ.
Характерно также, что на минувшей неделе в телеэфир вышло сразу восемь сообщений негативного характера о партии власти. Обычно ни одну политическую структуру не критикуют столь активно. Эти изменения – очевидное следствие проводившихся на прошлой неделе теледебатов, которые, таким образом, отчасти компенсируют доминирование «Единой России» в новостных и аналитических программах.
Индекс партий по рейтингу информационного благоприятствования на ТВ 5-11 ноября (по данным "Медиалогии")
Рейтинг
+/-
Название объекта
Индекс
1
+2
КПРФ
96,86
2
0
ЛДПР
93,40
3
+2
"Яблоко"
86,51
4
0
СР
68,94
5
-4
ЕР
32,49
6
0
СПС
-56,62
Упоминаемость политических партий на ТВ 29 октября - 4 ноября (по данным "Медиалогии")
Объект
Всего сообщений
Конфликтных сообщений
Главная роль
Негативный характер
Позитивный характер
Прямая речь
Пересказ прямой речи
ЕР
74
6
9
1
4
34
1
КПРФ
46
1
1
0
2
24
3
ЛДПР
46
3
3
0
2
25
0
"Яблоко"
40
4
3
0
1
11
2
СР
36
2
4
1
1
18
0
СПС
36
3
3
2
1
9
1
В отчете проанализировано 116 сообщений на 5 телеканалах.
Упоминание политических партий на ТВ 5-11 ноября (по данным "Медиалогии")
Объект
Всего сообщений
Конфликтных сообщений
Главная роль
Негативный характер
Позитивный характер
Прямая речь
Пересказ прямой речи
ЕР
90
12
18
8
5
35
3
КПРФ
77
5
23
2
8
31
4
ЛДПР
51
2
7
0
3
31
0
СР
49
3
10
0
5
31
1
СПС
44
4
13
4
1
25
0
"Яблоко"
34
1
10
0
4
21
0
В отчете проанализировано 188 сообщений на 5 телеканалах