7 ноября 1879 года в семье богатого землевладельца из числа еврейских колонистов родился Лев Давидович Троцкий (настоящая фамилия Бронштейн).
"
О детских годах Троцкий вспоминал: "Мое детство не было детством голода и холода. Ко времени моего рождения родительская семья уже знала достаток. Но это был суровый достаток людей, поднимающихся из нужды вверх и не желающих останавливаться на полдороги. Все мускулы были напряжены, все помыслы направлены на труд и накопление".
В 1888 году Троцкий поступил в приготовительный класс Одесского реального училища Святого Павла. Там Троцкий очень скоро показал свои честолюбивые устремления: во время учения проявлял большое прилежание, все время шел первым. С самого детства он много читал: "Природа и люди не только в школьные, но и в дальнейшие годы юности занимали в моем духовном обиходе меньшее место, чем книги и мысли", – вспоминал он в своей книге "Моя жизнь. Опыт автобиографии". В училище не раз случались конфликты с преподавателями, за что Троцкого однажды даже исключили, но на следующий год приняли снова.
По окончании Одесского реального училища Троцкий перебрался в Николаев, чтобы окончить седьмой класс "реалки". 1896 год стал для него переломным. Троцкий забросил учебу (правда, знания, полученные в училище, позволяли держаться на положении первого ученика), его потянуло к общественной жизни. Он участвует в создании и деятельности одной из первых социал-демократических организаций – "Южнорусского рабочего союза", целью которого были просвещение и защита экономических интересов рабочих.
Вместе с другими членами организации Бронштейн преподавал политическую грамоту рабочим, принимал активное участие в написании прокламаций, издании газеты, выступал в качестве оратора на митингах, выдвигая требования экономического характера. В январе 1898-го вместе с единомышленниками он был арестован. Во время следствия Бронштейн изучал английский, немецкий, французский и итальянский языки, читал труды Маркса ("я изучал Маркса, сгоняя тараканов с его страниц"), став фанатичным приверженцем его учения, познакомился c работами Ленина, в первую очередь с "Развитием капитализма в России". Был осужден и приговорен к четырехлетней ссылке в Восточную Сибирь. Находясь под следствием в Бутырской тюрьме, женился на соратнице по революционной деятельности Александре Соколовской.
С осени 1900-го молодая семья находится в ссылке в Иркутской губернии. Бронштейн работал приказчиком у сибирского купца-миллионера, потом сотрудничал в иркутской газете "Восточное обозрение", где опубликовал литературно-критические статьи и очерки о сибирской жизни. В 1902-м Бронштейн с согласия жены, оставив ее с двумя маленькими дочерьми – Зиной и Ниной, бежал в одиночку за границу, в Лондон. При побеге он вписал в фальшивый паспорт свою новую фамилию, позаимствованную у надзирателя одесской тюрьмы, – Троцкий.
Именно в Лондоне Троцкий познакомился с В.И. Лениным и по его рекомендации начал работать в "Искре". В 1903-м в Париже он женится на Наталье Седовой, ставшей его верной спутницей и разделившей все взлеты и падения, которыми изобиловала жизнь. По программным вопросам Троцкий поддерживал Г.В. Плеханова и Ленина, но в спорах об уставе партии перешел на позицию Ю.О. Мартова. В ленинском требовании жесткого "революционного централизма" он усмотрел опасность отрыва партии от масс и установления в ней личной диктатуры. В конце 1904-го Троцкий отошел от меньшевиков, но и не примкнул к большевикам, выступал за объединение обеих фракций.
В 1905 году в России произошла революция. Узнав об этом, Троцкий нелегально возвращается на родину. В октябре 1905-го стал заместителем председателя, потом председателем петербургского Совета рабочих депутатов. В декабре вместе с советом был арестован. Находясь в тюрьме, создал работу "Итоги и перспективы", в которой сформулировал понятие "перманентная революция". Троцкий исходил из своеобразия исторического пути России, где царизм должна была сменить не буржуазная демократия, не революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, а власть рабочих, которая бы навязала свою волю всему населению страны и опиралась на мировую революцию.
В конце 1906 года Троцкий был приговорен к вечному поселению в Сибири с лишением всех гражданских прав, но по пути к месту ссылки бежал вновь. В 1907-м на 5-м (Лондонском) съезде РСДРП возглавлял группу центра, не примыкая ни к большевикам, ни к меньшевикам; Ленин отметил на съезде приближение взглядов Троцкого к большевистским.
С 1908 по 1912 год Троцкий издавал в Вене газету "Правда" (это название позднее позаимствовал Ленин), пытался в 1912-м создать "августовский блок" социал-демократов. В этот период случались его наиболее острые столкновения с Лениным, который назвал Троцкого Иудушкой за то, что после раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков Троцкий объявил себя независимым и уговаривал враждующие стороны помириться. В 1912-м Троцкий был военным корреспондентом "Киевской мысли" на Балканах, после начала Первой мировой войны – во Франции. Будучи резко против войны, обрушивался со всей мощью своего политического темперамента на правительства всех воюющих держав. В 1916-м был выслан из Франции в Испанию, вскоре снова был арестован и вместе с семьей отправлен в США, где продолжал выступать в печати.
В 1917 году Россию поглощает Февральская революция. В газете "Новый мир" от 27 февраля 1917 года Троцкий писал: "...Мы являемся свидетелями начала второй российской революции. Будем надеяться, что многие из нас явятся ее участниками". В мае 1917-го он прибыл в Россию и занял позицию резкой критики временного правительства. В июле вступил в составе "межрайонцев" в партию большевиков. Выступал на заводах, в учебных заведениях, театрах, на площадях, в цирках, по своему обыкновению был весьма плодовит и как публицист. После июльских дней был арестован и оказался в тюрьме. В сентябре после освобождения, исповедуя радикальные взгляды и излагая их в популистской форме, стал кумиром балтийских матросов и солдат городского гарнизона, избран председателем петроградского совета. Кроме того, стал председателем военно-революционного комитета, созданного советом. Был фактическим руководителем октябрьского вооруженного восстания.
На 6-м съезде РСДРП (26 июля – 3 августа 1917 года) Троцкий был принят в партию большевиков; он был заочно избран почетным председателем съезда и в ЦК, членом которого являлся до 1927-го.
После прихода большевиков к власти Троцкий стал наркомом иностранных дел. Выдвинул формулу "войну прекращаем, мира не подписываем, армию демобилизуем", которую поддержал большевистский ЦК (Ленин был против). Несколько позднее, после возобновления наступления немецких войск, Ленину удалось добиться принятия и подписания условий "похабного" мира, после чего Троцкий сложил с себя полномочия наркома.
Весной 1918-го Троцкий был назначен на пост наркома по военным и морским делам и председателя революционного военного совета республики. Для создания боеспособной армии предпринял решительные и жестокие меры: взятие заложников, расстрелы и заключение в тюрьмы и концлагеря противников, дезертиров и нарушителей воинской дисциплины, причем не делалось исключения и для большевиков. В годы Гражданской войны его поезд курсировал по железным дорогам на всех фронтах; наркомвоенмор осуществлял руководство действиями фронтов, произносил перед войсками речи, карал провинившихся, награждал отличившихся.
В этот период Троцкий и Ленин тесно сотрудничали, хотя по ряду вопросов политического (например, дискуссия о профсоюзах) и военно-стратегического (борьба против войск генерала Деникина, оборона Петрограда от войск генерала Юденича и война с Польшей) характера между ними были серьезные разногласия.
В конце Гражданской войны и начале 1920-х популярность и влияние Троцкого достигли апогея, начал складываться культ его личности. Только двоих в советской России официально именовали вождями: "вождь революции товарищ Ленин" и "вождь Красной Армии товарищ Троцкий". Несмотря на разногласия с Лениным по вопросу о профсоюзах накануне 10-го съезда РКП(б), Троцкий полностью поддержал ленинский курс перехода от военного коммунизма к нэпу и основные идеи, изложенные в последних ленинских работах.
Перед смертью Ленина и особенно после нее среди вождей большевиков разгорелась борьба за власть. В 1923 году появился так называемый "обруч": члены Политбюро тайно договорились никогда не спорить между собой в присутствии Троцкого, дружно не соглашаться с любыми предлагаемыми Троцким решениями. К стылым дням января 1924 года, когда Ленина не стало, многое уже было предрешено. Троцкий оказался в глубокой изоляции, и его надежда на союз с Лениным рухнула роковым образом. Готовятся похороны Ленина. Троцкий получает телеграмму: "Похороны состоятся в субботу, не успеете прибыть вовремя. Политбюро считает, что вам по состоянию здоровья необходимо ехать в Сухум. Сталин". На самом деле похороны назначены на воскресенье.
Троцкому противостояло заподозрившее его в диктаторских замыслах большинство руководства страны во главе с Зиновьевым, Каменевым и Сталиным. В 1923 году Троцкий статьей "Уроки Октября" начал так называемую литературную дискуссию, выступив с критикой поведения Зиновьева и Каменева во время октябрьского переворота. Кроме того, в ряде статей он обвинил "триумвират" в бюрократизации и нарушении партийной демократии, выступил за вовлечение в решение важных политических проблем молодежи. В январе 1925 года Троцкий был освобожден от работы в реввоенсовете, в октябре 1926-го выведен из Политбюро, а в октябре 1927-го – из ЦК В ноябре 1927-го Троцкий был исключен из партии, после чего выслан из Москвы в Алма-Ату, затем в Турцию, на остров Принкипо в Мраморном море. Здесь было написано его основное историческое сочинение "История русской революции", посвященное событиям 1917 года.
В августе 1933-го Троцкий прибывает во Францию, однако надолго обосноваться ему там не удалось – из-за конфликта с властями пришлось перебраться в Норвегию (июнь 1935 года). Здесь он живет в небольшой деревушке Вуксхолл. В 1935 году Троцкий создал свой наиболее важный труд по анализу советского общества "Преданная революция", где было рассмотрено противоречие интересов основного населения страны и бюрократической касты во главе со Сталиным, чья политика, по мнению автора, подтачивала социальные основы строя. Троцкий провозгласил необходимость политической революции, задачей которой была бы ликвидация засилья бюрократии в стране.
В конце 1936-го Троцкий покинул Европу, найдя себе убежище в Мексике, где поселился сначала в доме художника Диего Риверы, а затем на укрепленной и тщательно охраняемой вилле в городе Койокан. Были укреплены стены и ворота дома, установлена сигнализация, у ворот дежурили вооруженные охранники. Дом Троцкого превратился в подобие крепости. Маленькая крепость жила своей напряженной и тревожной жизнью. Шла борьба за выживание. Окружение Троцкого давно заметило, что вокруг убежища опального революционера стали появляться незнакомые люди.
В 1938-м при загадочных обстоятельствах в Париже в больнице после операции умер его самый близкий и неутомимый соратник – старший сын Лев Седов. Из Советского Союза шли известия не только о беспримерно жестоких репрессиях против троцкистов. Были арестованы и впоследствии расстреляны его первая жена и младший сын Сергей Седов. Обвинение в троцкизме в СССР стало в это время самым страшным и опасным.
24 мая 1940 года на дом Троцкого было совершено нападение. Ему с женой чудом удалось спастись. Однако Сталин решил окончательно покончить с Троцким. 20 августа нанятый НКВД испанец Рамон дель Рио Меркадер ударом ледоруба по голове наносит смертельную рану Троцкому. 21 августа 1940 года Лев Троцкий умер.
24 августа 1940 года "Правда" сообщила: "В могилу сошел человек, чье имя с презрением и проклятием произносят трудящиеся во всем мире, человек, который на протяжении многих лет боролся против дела рабочего класса и его авангарда – большевистской партии".
В поэме Владимира Маяковского "Хорошо!" есть строки: "Вас вызывает товарищ Сталин, направо третья, он там". "Товарищи, не останавливаться, чего встали? В броневики и на Почтамт по приказу товарища Троцкого!" "Есть!" – повернулся и скрылся скоро. И только на ленте у флотского под лампой блеснуло: "Аврора".
Поэма писалась к 10-летию Октября, когда Троцкий уже находился в глубокой опале, но Маяковский счел невозможным его не упомянуть. Из всех последующих изданий строка о Троцком была вымарана. Внимательные читатели недоумевали, отчего это к слову "флотского" отсутствует рифма.»"