Все тренеры национальной сборной от начала 90−х до наших дней: сравнительная история
"Везунчик Гус Хиддинк появился в нашем футболе на удивление вовремя. К концу 2005 года сборная России достигла пика неудач или дна «впадины достижений». Даже имея вполне адекватного и успешного клубного тренера Юрия Семина, команда была явно не в состоянии прогрессировать. Почему это произошло и что изменилось сейчас?
«Сентябрьский проигрыш в Англии со счетом 3:0 не вызвал ощущения привычного уныния, после которого опускаются руки. Российская сборная впервые за много лет безусловно мотивирована, играет азартно, рискует, «бегает». А дефицит мастерства и опыта никогда не раздражает болельщиков так сильно, как нежелание сражаться и серый, неинтересный футбол. Поэтому руководители РФС еще до чудесной удачи, улыбнувшейся команде в Москве, предложили Гусу Хиддинку продлить контракт с национальной сборной до 2010 года. Такого кредита доверия не получал ни один из отечественных тренеров, работавших в сборной до него.
В 2006 году стало ясно, что сборной требуется «свежая кровь» и в лице игроков, и на посту наставника. И что было делать в этой ситуации руководству Российского футбольного союза, если все собственные руководящие кадры у руля национальной команды уже перебывали и каждый из них заканчивал работу в сборной в ситуации унылой безнадеги? Вот президент РФС Виталий Мутко и решился призвать на пост главного тренера иностранного специалиста, прославившегося умением создавать сборные почти с нуля.
У Гуса Хиддинка колоссальный опыт успешной работы как на клубном уровне, так и в национальных командах разных стран. Причем главные достижения «летучего голландца» пришлись на время его руководства сборными Южной Кореи и Австралии, до него на мировых чемпионатах не блиставших. И принимал Хиддинк эти команды в ситуации, весьма близкой к нынешней российской: когда они переживали явный спад в игре.
Начало российской карьеры «волшебника» Хиддинка, сделавшего Корею призером мирового первенства 2002 года, а со сборной Австралии добравшегося до 1/8 финала ЧМ-2006, было достаточно скромным. Сыграв прошлой осенью вничью две домашние встречи с командами Хорватии и Израиля, россияне поставили под сомнение свое участие в финале будущего чемпионата мира.
Но это было только начало. Резко взяв курс на омоложение состава, Хиддинк не побоялся отказаться от услуг ветеранов уровня Егора Титова, привлекая в состав национальной команды игроков, еще год-два назад не входивших ни в один самый что ни на есть расширенный список кандидатов в сборную. И нынешними летом и осенью россияне наконец-то «побежали», у игроков появились и блеск в глазах, и мотивация, и, что самое главное, уверенность в своих силах. В результате — волевая домашняя победа над блистательной по составу сборной Англии, которая может стать определяющей в судьбе нашей команды. Что же отличает голландского тренера от российских? Почему Хиддинк, работая в тех же условиях и на том же «материале», в состоянии кардинально изменить стиль и лицо российской сборной? Неужели главной причиной его успехов является всего лишь личный 2−миллионный контракт? Откуда тогда у команды азарт?
Павел Садырин
Павел Садырин пришел в сборную в самое сложное время. В начале 1990−х годов у нас главенствовало поколение Игоря Шалимова, Сергея Кирьякова, Игоря Добровольского и Андрея Канчельскиса, выигравших множество призов в составе юношеских и молодежных сборных еще Советского Союза. Его представителям эксперты прочили славу настоящих звезд, но на деле им удалось лишь в той или иной мере решить личные материальные проблемы. На переломе эпох футболисты, которых зазывали к себе сильнейшие иностранные клубы, потребовали от бедной национальной федерации тех же финансовых условий, что предлагали им на Западе. Разрыв поколений и крах игровой мотивации был катастрофическим. А футбол — игра командная, и ничто так сильно ее не разрушает, как споры из-за денег и коррупционные скандалы на фоне нищеты сборной.
Руководить игроками, которые вместо того, чтобы думать об игре, начинают подсчитывать суммы призовых и количество выданных комплектов тренировочной формы, сложно любому тренеру. Но, во-первых, Павел Садырин, в отличие от так быстро перестроившихся на западный лад Шалимова и Добровольского, был футбольным человеком до мозга костей, а во-вторых, он остался советским. И стиль его работы всецело принадлежал уходящей эпохе: «Я начальник — ты дурак».
Первое отличие Хиддинка от всех его предшественников в сборной России: он умеет выстраивать работу так, чтобы материальные стимулы не мешали, а подкрепляли игровой дух и амбиции развивать свой талант. Имея громадный опыт сосуществования с игроками и футбольными властями в условиях правильно выстроенных рыночных отношений, он вряд ли попал бы в такую ситуацию, как та, что поставила крест на карьере Садырина в национальной команде. Будь в 1993 году у руля нашей сборной человек масштаба Хиддинка, появление «письма четырнадцати» было бы просто невозможно. И дело не только в том, что голландцу досталась команда, у которой уже есть деньги, просто при нем появилось еще и понимание, что деньги — это не все и слава, чувство победителя, профессиональный рост бывают дороже гонораров. А настоящий игрок всегда может заработать настоящие деньги, а не средненькие гонорары в средних клубах, где закончило свои карьеры последнее советское поколение футболистов.
Борис Игнатьев
Бориса Игнатьева, который был помощником Садырина, а затем волею всесильного тогда главы РФС Вячеслава Колоскова попал и на пост главного тренера сборной, отличало хорошее знание юношеского футбола. Он долгое время работал с молодняком — и во времена Советского Союза, и после его распада. Однако крупных побед в своей карьере Игнатьев не добился, прослыв неконфликтным и даже слабовольным человеком, идущим на поводу у авторитетных игроков и не умеющим в случае необходимости настоять на своем.
Никаких мало-мальски значимых побед сборная под его руководством не добилась, «вершиной» его тренерской карьеры стала первая для россиян неудача в матче с «футбольным карликом» — ничья с командой Кипра.
Нынешний наставник сборной России внешне тоже не выглядит диктатором, но трудно даже представить, что его авторитет в команде может быть поставлен под сомнение кем-либо из игроков. В этом, пожалуй, главное отличие тренера Хиддинка от тренера Игнатьева, который, кстати, и уйдя из сборной, нигде в роли первого тренера успехов не добился, гораздо чаще работая ассистентом более сильных и авторитетных специалистов.
Олег Романцев
По «политическому весу» среди болельщиков и специалистов из бывших тренеров сборной с Хиддинком может сравниться разве что Олег Романцев. Правда, грандиозных успехов Олег Иванович с национальной командой не добивался, но отборочные циклы Евро-96 и ЧМ-2002 команда благополучно преодолевала. Самую яркую победу в своей истории — над тогдашними чемпионами мира, французами, — сборная России также одержала под руководством Олега Романцева. То, что он остается единственным наставником, дважды привлекавшимся к спасению отечественного футбола на международной арене, говорит о многом. Да и девять титулов чемпиона России во главе московского «Спартака» случайными не назовешь. Фигура Романцева, который уже несколько лет отсутствует в «обойме» действующих наставников ведущих российских клубов, всплыла в третий раз, когда с поста главного тренера сборной уходил Юрий Семин.
И все же выбор чиновников РФС был сделан не в пользу «дважды бывшего» или какого-то другого отечественного спеца, а в пользу Хиддинка. Почему же не Романцев? Все просто: Олег Иванович — личность настолько же увлеченная футболом, насколько не умеющая ценить ничьих чужих заслуг и не готовая признать собственную, даже временную, несостоятельность.
Чрезвычайная самоуверенность и полное отсутствие самоиронии сделали Романцева кем-то вроде непризнанного гения. А ведь у любого человека, участвующего в каком-то творческом процессе, случаются успехи и неудачи, подъемы и спады. Более того, избрав для себя путь тренера, бывший футболист как никто другой должен понимать, что формула «выигрывает команда, проигрывает тренер» универсальна для всех стран и эпох. Романцев, в отличие от Хиддинка, понять и принять это оказался не способен. Конечно, можно сказать, что голландец не терпел столь крупных неудач, как Олег Иванович в 2002 году в российской сборной или в столичном «Динамо» образца 2005−го. Хотя и Хиддинка увольняли из «Реала», да и из сборной Саудовской Аравии тоже. Просто в отличие от Романцева он умеет извлекать пользу даже из самого неудачного опыта.
Анатолий Бышовец
Анатолий Бышовец, одержавший со сборной СССР последнюю крупную победу на международной арене на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле, давно был причислен к легендам отечественного футбола. Он зарекомендовал себя грамотным тренером и за рубежом (в той же Южной Корее и Португалии), и в отечественных клубах «Зенит» и «Томь», а в годы простоя консультировал отдельные команды и работал экспертом в спортивных изданиях.
Мало того, как личность поистине легендарная, Бышовец стал даже героем анекдотов. Один из них гласит, что, когда Анатолия Федоровича после сеульского успеха пригласили на работу в один из богатых арабских эмиратов, то главным условием своего приезда он поставил право на контракт, сумма которого должна была превышать итоговую цифру аналогичного соглашения другого известного советского тренера Валерия Лобановского. Но за короткий срок своей работы в сборной России Анатолий Федорович установил поистине «абсолютный рекорд» для наставника, который трудно будет кому-либо побить: шесть поражений в шести проведенных матчах. Дело тут не в низкой квалификации самого тренера, а в молниеносно испорченных отношениях с руководством РФС и тренерами клубных команд, которые под разными предлогами отказывались отпускать своих подопечных в сборную Бышовца.
Хиддинка в подобной ситуации представить трудно. Какие бы трудности ни создавали ему чиновники федерации, голландец ни разу не дошел до жесткой публичной критики футбольного руководства. Да и к наставникам российских клубов, среди которых, к слову, в разных ипостасях числятся четыре его предшественника, он выказывает исключительное уважение.
Исключение было сделано им лишь однажды — по отношению как раз… к Анатолию Бышовцу. Когда нынешний наставник столичного «Локомотива» в публичном интервью приписал Хиддинку слова, которых тот не произносил, голландец вскипел и дал фантазеру на страницах спортивных газет резкую, но не выходящую за рамки приличия отповедь.
Валерий Газзаев
Российская желтая пресса, для которой история, как поссорились Гус Хиддинк и Анатолий Бышовец, могла бы на долгие недели стать первополосной, оценила такт голландца. Однако в разговорах с тренером сборной журналисты по-прежнему частенько сбиваются на мелкие провокации, пытаясь поймать его на слове. Так, вопросы о любимчиках Хиддинку задают с первых дней его пребывания в сборной. Голландец терпеливо и развернуто, ни разу не сбившись, отвечает, что для него все российские футболисты равны. Возможно, ему даже не приходит в голову, почему этот вопрос так волнует нашу футбольную общественность.
А ведь почти все прежние наставники национальной команды не только делили ее на любимчиков и изгоев, но и не раз вступали в пуб¬личную перепалку со своими оппонентами. Всем памятны трения Олега Романцева с Сергеем Кирьяковым или конфликт Георгия Ярцева с Александром Мостовым. Не обошлось без подобных скандалов и у Валерия Газзаева в бытность его наставником сборной.
При этом у тренера ЦСКА, который совмещал работу в клубе и национальной команде, особенно четко прослеживалась ориентировка на своих игроков. В случае если на ту или иную позицию в сборной претендовали два футболиста, можно было не сомневаться, что Газзаев при прочих равных условиях выберет армейца. Особенно характерной была история противостояния двух вратарей — Сергея Овчинникова из «Локо» и Игоря Акинфеева из ЦСКА. Газзаев раз за разом делал выбор в пользу талантливого, но совсем еще юного армейца. Опытный же Овчинников вынужден был «протирать скамейку», чем был крайне недоволен, не раз обрушиваясь на тренера сборной с обвинениями в недоверии.
Конечно, Хиддинк, тренируя только сборную, гораздо свободнее в выборе. И все же за полтора года голландец ни разу не был пойман прессой на том, что в состав команды он включил человека, которому попросту симпатизировал. Более того, Гус может себе позволить выгнать со сбора сильнейшего на тот момент игрока, который всего-то на час опоздал на тренировку, как это случилось с Сергеем Игнашевичем.
Георгий Ярцев
А вот Георгий Ярцев хоть и не представлял в сборной интересы какого-либо клуба, не избежал публичного проявления симпатий и антипатий. Кого-то (как в случае с Мостовым) он мог выгнать из команды за публичный комментарий работы тренера, а кого-то (как, например, Вадима Евсеева) мог ставить в основной состав даже тогда, когда игрок явно не соответствовал уровню сборной.
Но главное отличие Ярцева от Хиддинка не в этом. Голландец до сих пор не позволил никому ни на минуту усомниться в своем умении держать удар, хотя его карьера в сборной России началась не с крупных побед, а с нелепых и весьма болезненных домашних ничьих с соперниками по отборочной группе чемпионата Европы. А нынешней осенью подопечных Хиддинка англичане вообще разгромили в Лондоне со счетом 3:0. Однако в отличие от Ярцева голландец не сделал ни одного показного жеста в адрес своей команды и уж тем более не убегал с арены стадиона «Уэмбли», как это сделал Георгий Александрович во время матча россиян с Португалией, проигранного нашей сборной с унизительным счетом 1:7.
Вообще Хиддинк демонстрирует потрясающее умение владеть собой в самых трудных ситуациях. И в этом с ним может сравниться, пожалуй, только его непосредственный предшественник Юрий Семин.
Юрий Семин
Семин, как и Хиддинк, профессионал до мозга костей. Что же явилось причиной его относительно неудачной работы в сборной, которая при Юрии Павловиче хоть и не потерпела ни одного унизительного поражения, но и не одержала сколько-нибудь значимой победы? Пожалуй, главными в неудачном пришествии Семина в национальную команду явились два обстоятельства: отсутствие у тренера опыта работы именно со сборной и назревший в российском футболе кризис смены поколений.
К своим блистательным победам вместе со столичным «Локомотивом» Семин шел долгие годы, пережив множество неприятных поражений как в национальном чемпионате, так и на международной арене. Но владельцы «Локо» давали наставнику карт-бланш, которого в сборной у него не оказалось. Такова уж специфика: от первой команды страны всегда требуют только побед, а времени для целенаправленной работы с игроками у тренера бывает очень мало.
Вот и Семину попросту не хватило времени для осознания этой специфики. Он начал работать со сборной, как когда-то со скромным «Локомотивом»: не делая резких движений, постепенно подготавливая почву для замены ветеранов на амбициозную молодежь, нащупывая стиль командной игры. Но… Ни руководству РФС, ни болельщикам, ни экспертам результаты такой работы, которую, к слову, пытались в свое время вести и Садырин, и Игнатьев, и Бышовец, удовлетворения не приносили.
Гус Хиддинк
Все-таки опыт работы со сборной — очень важная вещь. И в этом Хиддинк даст сто очков вперед не только российским, но и многим иностранным специалистам. При этом пока голландцу удается не только в полной мере использовать свои тренерские наработки, сделанные в Корее и Австралии, но и отрешиться от национальной специфики этих стран. Ведь ясно же, что схожесть российской действительности с реалиями двух предыдущих мест работы голландца очень условна.
С одной стороны, нашим футболистам абсолютно не свойственна дисциплинированность корейцев, их традиционное почитание старших. К тому же россияне не столь атлетичны, как представители австралийского сокера. Но, с другой стороны, ситуация с российским футболом все-таки в чем-то схожа с тем, что происходит и в Корее, и в Австралии. Например, выбор талантов во всех трех странах крайне ограничен, хотя и по разным причинам. В восточном обществе индивидуальности вообще достаточно сложно пробиться, а в Австралии футбол просто не так популярен, как у нас, и многие потенциальные игроки находят себе применение в других игровых видах спорта. Россия же, все еще испытывающая значительный кадровый кризис в большинстве видов спорта, привыкла жить прежде всего сегодняшним днем. Поэтому так слабо движется дело создания спортивных школ, а большинство владельцев клубов предпочитает длительной и не всегда благодарной работе по подготовке собственных игроков быстрый успех за счет заезжих талантов.
Со всем этим Хиддинку придется иметь дело на протяжении еще трех лет. Что ж, за полтора года у руля нашей сборной голландец зарекомендовал себя как тонкий психолог и настоящий футбольный новатор. Кто еще два года назад мог представить себе в составе национальной сборной Габулова, Шишкина, Погребняка и Торбинского? Пожалуй, именно в этом, гораздо более широком и весьма заинтересованном, взгляде на реалии российского футбола и состоит главное отличие нынешнего тренера нашей национальной сборной от всех его предшественников.
Но и отношение к проблеме футбольной общественности изменилось. Все-таки и Садырин, и Романцев, и Газзаев были заложниками ситуации, при которой от них требовали сиюминутных успехов. У Хиддинка в этом смысле гораздо больше возможностей для маневра. И возможно, именно это дает ему и нам право с гораздо большим оптимизмом смот¬реть в будущее.»"
30.10.2007
Виктор Хрущев, Фото: Reuters; Итар-Тасс; Photoxpress; Даниил Иванов «Русский репортер» № 21 (21) октябрь 2007