Осенний рост цен на продукты питания оказался неожиданным для российской власти и вызвал закономерное беспокойство в ее верхах. Хотя на самом деле ничего неожиданного в этом нет, ибо введение частной собственности на землю и другие природные ресурсы (в сочетании с залогом земли) предопределяет революцию цен. Это неизбежная расплата общества за период первоначального накопления капитала. Рост цен на продовольствие – это третий сигнал экономики (после немыслимого роста тарифов на транспорте и коммунальных платежей) о разрушительности созданного в России хозяйственного механизма и обусловившего его законодательства. Следующим будет подорожание одежды и того же продовольствия при еще большем взлете коммунальных платежей и транспортных тарифов.
"Революция цен
«Я имею моральное право на такое утверждение по той причине, что еще осенью 1991 г. я предупреждал, что при существующем способе мышления у нас может быть только два работоспособных закона – о льготах президента и о льготах депутатов. Остальные обязательно должны дезорганизовывать экономику городов и районов. Если не дезорганизуют, то только случайно.
Но сегодня главной угрозой для будущего России является не сам рост цен (хотя, конечно, ущерб от него трудно переоценить), а то, как власть будет бороться с этим ростом. Ведь отечественный опыт показывает, что всякое беспокойство власти по поводу экономических и социальных процессов заканчивается принятием скоропалительных решений, еще больше дезорганизующих экономику страны в целом и сами эти процессы. Появившиеся комментарии чиновников свидетельствуют, что так и будет. Ведь опять речь идет не о ценовой политике государства в целом в увязке с долгосрочной стратегией изменения отраслевых и территориальных пропорций размещения населения и производства товаров и услуг для повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, а лишь о продовольствии. То есть вместо того чтобы рассматривать данный вопрос на основе главного принципа устойчивого развития: «Мыслить глобально, действовать локально», мы опять имеем дело с проблемным подходом, при котором решаемая задача выступает как самоцель.
Так, предлагается снизить импортную пошлину на молоко и ввести экспортные пошлины на пшеницу и ячмень. Но стратегически это ошибочно. Снижение импортной пошлины задушит отечественное производство. Ведь в Западной Европе расход кормов на поддержание жизни коров составляет около 5% от общего расхода на их содержание, а у нас – более 20%. Понятно, что наше молоко абсолютно неконкурентоспособно, и при низкой импортной пошлине молокозаводы будут покупать импортное молоко, особенно сухое, вместо отечественного. Снижать импортную пошлину можно, но только с введением строгих квот на его ввоз по субъектам РФ и разорительных санкций на молокозаводы в случае их отказа принимать местное молоко (или в случае занижения закупочных цен на молоко в хозяйствах, шантажируя отечественных производителей возможностью импорта).
Опасность экспортной пошлины на пшеницу и ячмень заключается в том, что это стимулирует не рост отечественного производства, а коррупционные фокусы для уклонения от этих пошлин. Эффективнее ввести квоты в тысячах тонн на обязательные поставки внутри страны, закрепив отдельные районы за отдельными компаниями (или их объединениями), а сверх этого – вывози. Тем самым создаются стимулы для роста производства продукции и использования сельскохозяйственных угодий страны, которые сегодня по легкомыслию власти зарастают.
Между тем никогда нельзя решать отдельную проблему, а необходимо находить оптимальный уровень нерешенности всех проблем с точки зрения оптимального сочетания текущих и долговременных национальных интересов на основе комплексного кибернетического социо-эколого-экономико-демографо-географо-градостроительного подхода. При этом предлагаемое решение поставленной задачи всегда должно рассматриваться как одно из средств достижения целей управления страной высшего порядка и оцениваться с точки зрения достижения этих целей.
Цель данной статьи – на основе принципов комплексного кибернетического подхода показать неизбежность роста цен при либеральной ориентации экономики России и сформулировать условия, при которых можно стабилизировать внутренние цены.
Порочные принципы
Неизбежность роста цен в стране обусловлена следующими порочными принципами экономической политики прежних правительств России и Федерального собрания РФ:
каждый нормально работающий субъект рынка, в том числе и в отраслях инфраструктуры (включая ЖКХ и транспорт), должен быть рентабельным;
внутренние цены на сырье и топливо должны быть на уровне мировых, ибо низкие цены на ресурсы не стимулируют ресурсосбережения;
все бывшие советские республики должны платить за топливо по европейским ценам, в том числе и дружественная Белоруссия;
сельское хозяйство является черной дырой российской экономики, и лучше завозить продовольствие по импорту;
каждый потребитель должен платить за природные ресурсы и за загрязнение природной среды;
по мере инфляции ежегодно следует увеличивать все обязательные платежи (за землю, за аренду помещений, акцизы и т.п.);
ставка рефинансирования ЦБ РФ не может быть ниже инфляции;
все предприятия, не имеющие исключительно высокого стратегического значения, должны быть приватизированы (равно как земельные и другие природные ресурсы); бороться за снижение инфляции искусственным укреплением Центробанком России курса рубля;
иметь большие резервные средства на случай ухудшения мировой конъюнктуры, создавая профицит федерального бюджета за счет дефицита муниципальных и региональных бюджетов;
следует ликвидировать все административные барьеры для развития рыночной инициативы, включая все принципы настройки инвестиционной политики бизнеса на соблюдение эффективной территориальной организации Российской Федерации, ибо рынок сам все расставит по своим местам;
снижать налоговую нагрузку на бизнес, сохраняя единую для всех пропорциональную систему налогообложения по критерию максимума текущего пополнения бюджета;
по этому же текущему критерию эффективности строить и таможенную политику; России необходима иностранная миграция не только квалифицированной, но и неквалифицированной рабочей силы.
Если рассмотреть эти названные выше 14 принципов во взаимодействии, то сразу становится понятным, что они исключают возможность:
остановить рост тарифов и цен;
стимулировать нравственное ведение бизнеса и сократить социальную базу коррупции;
ликвидировать дефицит оборотных средств и инвестиций для внедрения новой техники, роста производительности труда и повышения конкурентоспособности российской экономики и роста доходов населения;
сочетать инвестиционную активность бизнеса с оптимизацией взаимодействия отраслевой и территориальной структуры с целью снижения суммарной ресурсоемкости всего общественного воспроизводства;
обеспечить существенное превышение коэффициента обновления основных фондов над коэффициентом старения этих фондов;
стабилизировать отношение стоимости импорта к стоимости экспорта на уровне 0,6–0,7 (на 2010 г. заложено 1,03);
повысить доверие населения к власти и снизить социальную напряженность, обеспечив опережающий рост производительности труда над ростом заработной платы.
Понятно, что именно этот «джентльменский» набор либералов, ведущий к системной дезорганизации всех сторон общественной жизни, и является истинной причиной роста тарифов и цен. Поэтому бессмысленно пытаться сдерживать цены на продовольствие, сохраняя этот набор антинаучных стереотипов. Всякое искусственное, особенно штучное, вмешательство властей в рыночное ценообразование приведет лишь к ухудшению всей социально-экономической ситуации в стране.
Особенно опасны призывы к прямому установлению цен на продовольственные товары, ибо при существующем уровне компетентности власти это совсем взорвет всю экономику страны и каждого региона.
Каков будет выбор?
Сегодня высшее руководство страны должно принять стратегическое решение. Или федеральный центр остается на существующих либеральных позициях с элементами макроэкономического регулирования, уповая на системоорганизующую роль рынка, или федеральный центр берет системную организацию страны в свои руки и переходит на управление Россией по принципу оптимального сочетания государственных, муниципальных и рыночных механизмов регулирования инвестиционного, миграционного и прочего поведения разных слоев и территориальных групп населения во имя текущих и долговременных интересов страны.
В первом случае – Россия и часть мирового сообщества, и часть всемирного рынка. Критерием эффективности управления страной выступает максимум прибыли каждого субъекта рынка, а критерием эффективности управления каждым городом – максимум расширения налогооблагаемой базы, не считаясь с влиянием на суммарную ресурсоемкость экономики и состоянием тех городов, от которых он отбирает трудовые и финансовые ресурсы. Тарифы устанавливаются исходя из издержек; денежные стимуляторы рождаемости устанавливаются едиными для всех районов страны и т.д. Продолжается курс на сохранение профицитного бюджета, резервных фондов и на износ имеющихся основных фондов. Но это делает неизбежным рост тарифов и удорожание отечественной продукции со всеми вытекающими социально-экономическими и политическими последствиями, включая ослабление экономических и психологических основ российской государственности.
Во втором случае – Россия часть мирового сообщества, соблюдающая правила игры мирового рынка в той мере, в какой это соответствует текущим и долговременным национальным интересам (почему России и необходим мощный военно-промышленный комплекс, иначе нас разорят). Критерием эффективности управления страной является максимум экономического роста в целом по стране при соблюдении хода экономических и социальных процессов в каждом субъекте РФ в согласованном диапазоне, а критерием эффективности города – максимум снижения социальной агрессивности населения при минимальном возрастании суммарной ресурсоемкости городской, региональной и национальной экономики.
Все денежные стимуляторы привязываются к стоимости потребительской корзины соответствующей местности, чтобы власти были заинтересованы в поддержании эффективных территориальных пропорций в размещении населения в целом, пенсионеров и т.д. (так, материнский капитал должен быть равен 100 потребительским корзинам, по беременности – 10 потребительским корзинам). Налоги, тарифы, арендные, таможенные платежи устанавливаются не по произвольному критерию максимума текущего пополнения бюджета, а по объективному критерию – максимум превышения налогооблагаемой базы в следующем периоде (вследствие снижения нагрузки на бизнес) над прямым недополучением средств вследствие такого занижения.
В сочетании с соответствующей организацией частно-государственного партнерства, настраивающего интересы бизнеса на соблюдение закономерностей системной организации страны и создающего за счет общесистемного эффекта фонды возмещения затрат инфраструктуры это позволит перекрывать неизбежный процесс удорожания факторов жизнедеятельности и держать стабильными тарифы и цены, обеспечивая одновременно пропорциональное развитие всех муниципалитетов.
Все вышеуказанные рычаги регулирования рассчитываются в рамках многоуровневой системы математических моделей экономико-географического, градостроительного и экономического прогнозирования. Но так как российские министерства и ведомства в силу своего либерального извращенства ни методологически, ни методически, ни инструментально не готовы к научно обоснованному управлению Россией в соответствии с современной технологией мышления, то для регулирования цен и недопущения их роста предлагается следующая система оперативных мер.
Нужны срочные меры
Указами президента (на изменение законов нет времени) вносятся изменения в действующий хозяйственный механизм, обеспечивающие следующие процессы.
А. Прямое влияние власти на уровень розничных цен
1. Действие мировых цен ограничивается сферой внешней торговли со странами дальнего зарубежья, а внутри России и со странами СНГ вводятся расчетные цены. Мировые цены в России допустимы после того, как пенсия будет равна 4 и более потребительским корзинам; минимальная заработная плата – 6 и более потребительским корзинам; процентная ставка за кредит коммерческих банков будет не более 50% от уровня рентабельности основной массы субъектов рынка и т.п. Всякое удорожание сырья и топлива для Белоруссии обернется не только социальными и геополитическими последствиями, но и ростом отечественных цен на получаемые от нее товары.
2. Вводится (по примеру ФРГ) порядок защиты существующих отпускных цен предприятий и намечаемых изменений этих цен с формулированием вариантов возможных действий федерального центра по компенсации потерь предприятия при изменившейся конъюнктуре. А уже федеральный центр принимает окончательное решение – или соглашается с повышением цены, или идет на какой-то из вариантов компенсации убытков поставщика. Важно гасить удорожание продукции у поставщика, а не у потребителей, чтобы избежать кумулятивного ущерба в целом по стране, грозящего гиперинфляцией.
3. Государство в соответствии с принципом плюрализма форм собственности обязывает все муниципалитеты иметь на своей территории не только частные, но и муниципальные магазины с рентабельностью до 7% (торговля должна получать массу прибыли с оборота, а не с наценок); для эффективного функционирования этих магазинов восстанавливается система государственной оптовой торговли. Кажущаяся неэффективность государственной и муниципальной торговли обусловлена некомпетентностью управления и неумением использовать эффект от оперативного маневрирования ресурсами в пространстве и во времени. Этот эффект недоступен малому бизнесу, господство которого в торговле лишь ведет к губительным для страны последствиям (повышенные издержки и цены, удушение отечественной экономики импортом, создание видимости потребностей в иностранной рабочей силе при реальном вывозе из России денежной массы, отвлечение молодежи и инвестиций от реального производства и т.п.).
4. Объявляется принцип недопустимости индивидуальной рентабельности предприятий инфраструктуры. Вводится порядок построения тарифов по критерию максимума превышения налогооблагаемой базы в будущем году от оживления экономики вследствие занижения тарифов над прямым недополучением средств от такого занижения, с созданием за счет получаемого общероссийского эффекта отраслевых фондов возмещения затрат инфраструктуры.
Практически это означает изъятие из всех тарифов фискальной (включая налог на имущество и платежи за природные ресурсы), амортизационной и инвестиционной составляющей, компенсируемых из отраслевых фондов возмещения затрат инфраструктуры (этот фонд от оживления экономики в целом существенно больше потребностей инфраструктуры в затратах на капитальный ремонт и инвестиции в новое строительство). Поскольку за многократным снижением тарифов стоит значительное сокращение расходов населения на оплату всех услуг, то одновременно с мораторием на рост цен можно ввести временный (на полгода или год) мораторий на рост зарплаты и пенсий.
5. По такому же объективному общесистемному критерию должны строиться налоги, импортные пошлины, акцизы и арендные платежи. И при таком кибернетическом критерии сразу становится понятна недопустимость: а) наличия в России НДС (кроме элитарных видов услуг и импортируемых товаров, душащих отечественных товаропроизводителей); б) повышения по мере инфляции платы за аренду помещений (она должна по крайней мере не возрастать, хотя правильнее ее снижать на величину инфляции); в) повышения платы за землю в муниципалитетах, где не происходит повышения рыночной цены земли – наоборот, в них она должна снижаться пропорционально происходящему в них экономическому и демографическому опустошению; г) включения платежей за природные ресурсы и их нормативное (в соответствии с принятой технологией) загрязнение в хозрасчетный механизм (плата за природные ресурсы должна учитываться лишь на стадии обоснования бизнес-планов, схем размещения отраслей и развития городов и регионов).
6. Должна быть введена дифференцированная система таможенных пошлин в зависимости от баланса производства и потребления продукции. Не производится в стране и не будет производиться – беспошлинно. Намечается организация местного производства – пошлина, скажем, 5%, и обязательно с квотой и т.д. Важно только, чтобы политика в области импортных пошлин была синхронизирована с инвестиционной политикой в сфере производства соответствующей продукции и с общей концепцией участия России в системе международного разделения труда.
Б. Косвенное снижение отпускной цены производителей продукции
1. Для снижения затрат предприятий в связи с возвратом кредитов и ликвидации дефицита оборотных средств для внедрения более эффективных технологий, снижающих себестоимость продукции, уменьшить ставку рефинансирования ЦБ до 0,1%, (как в Японии), чтобы ставка коммерческого кредита не превышала 5% (с возмещением государством коммерческим банкам всех потерь по депозитам) и была ниже процентной ставки в иностранных банках. Соответственно все предприятия получат выход на валютную биржу, а курс рубля к иностранной валюте будет соответствовать балансу интересов всех типов субъектов российского рынка, одновременно сводя к минимуму ненужное вмешательство ЦБ РФ.
2. Для увеличения товарных ресурсов за счет повышения экономической активности бизнеса и местного самоуправления вводится принцип частично регрессивного налогообложения (чем больше прирост налогооблагаемой базы по сравнению с прошлым годом, тем меньше ставки всех налогов на этот прирост).
3. Для нейтрализации экономико-географической и градостроительной безграмотности бизнеса и местной власти необходимо изменить схему частно-государственного партнерства, введя порядок ежегодного утверждения Минрегионразвития РФ для каждого субъекта муниципалитета перечня наиболее эффективных для страны производств с соответствующими льготами. Это приведет к снижению суммарной ресурсоемкости российской экономики и обеспечит пропорциональное развитие всех муниципалитетов с темпом экономического роста России в 2–2,5 раза уже к 2010 г.
Закономерности не перехитрить
Но самым главным условием стабильности цен, в том числе и на продовольствие, является курс на всемерное развитие отечественного производства, и прежде всего на использование сельскохозяйственных угодий России, особенно пашни, ибо спрос на сельскохозяйственную продукцию будет во всем мире нарастать и оценка ее дефицитности будет перекрывать наши индивидуальные издержки. Особенно важно наращивать производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции в глубинных районах страны, ибо по своей рентабельности эта продукция будет уступать лишь нефти, газу и цветным металлам.
Следовало бы срочно разработать программу освоения заброшенной пашни (типа освоения целинных и залежных земель) и повышения плодородия используемых земель, пока губернаторы в погоне за снижением бюджетных затрат не обезлюдили полностью сельские районы.
Практическая реализация указанных выше предложений по изменению хозяйственного механизма для обеспечения стабильных тарифов и цен очень сложна, но это вполне реализуемая задача при использовании современных информационных технологий. Необходимо четко понимать три вещи: 1) ориентация на хозяйственный механизм системной организации всех сторон общественной жизни (а не на выхваченные приоритеты) – единственный путь избежать упоминавшейся стихийной революции цен, обеспечить процветание российского народа и формирование могущественного государства (иначе нам не дадут процветать);
2) лучшим средством обеспечения независимости страны от колебаний рынка и обеспечения благоприятных условий для жизни будущих поколений является ускоренное обновление основных фондов на новой технической основе, восстановление плодородия почвы, укрепление нравственного, интеллектуального и генетического потенциала нации (но не валовое увеличение рождаемости), а не хранение обесценивающихся денег во всякого рода резервных фондах и неимоверных золотовалютных запасах (тем более в ценных бумагах зарубежных банков под 2% годовых);
3) нельзя в России снизить инфляцию без перехода от профицитного бюджета к дефицитному, ибо при профицитном бюджете государство не может не повышать обязательные платежи по мере инфляции и не может создавать фонды возмещения затрат инфраструктуры для нейтрализации постоянного удорожания сырья и топлива, лечения, обучения и переобучения населения, поддержания качества природной и градостроительной среды проживания.
Закономерности функционирования кибернетических систем с положительной обратной связью (современная Россия при действующем хозяйственном механизме ее системной дезорганизации) и с отрицательной обратной связью (в рамках изложенных предложений) ни отменить, не перехитрить нельзя. Но еще хуже, когда эти закономерности министерства и ведомства игнорируют.
ПРОГНОЗ
Сегодня все справедливо говорят о «плане Путина», но почему-то забывают, что президент исходит из целостного подхода к управлению страной на основе сочетания текущих и стратегических интересов Российской Федерации, а Государственная дума – преимущественно из лоббистских интересов. И созданный ныне хозяйственный механизм даже теоретически исключает возможности реализации «плана Путина». А как может быть иначе, если в регламентах работы Федерального собрания РФ отсутствует процедура оценки соответствия законотворческих инициатив оптимальному сочетанию текущих и стратегических интересов страны и нет материальной ответственности депутатов за израсходованные материальные ресурсы и потерянное время на размножение и обсуждение заведомо антигосударственных законотворческих инициатив.
Вот почему ничего нельзя изменить в стране (в том числе остановить рост цен) и обеспечить реализацию «плана Путина» без скорейшего принятия соответствующих указов президента Российской Федерации. Если для этого придется идти на объявление чрезвычайного экономического положения – значит, надо идти. Нельзя допустить революции цен, и именно ориентация на этот конечный результат должна определять направленность работы всех органов законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Именно на разработку соответствующих комплексных рекомендаций должна быть нацелена российская наука и все, кому дорога Россия.»"
30.10.2007
Анатолий ЭПШТЕЙН, руководитель группы системной оптимизации НИР ООН РАН Политический журнал
- ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, бывш. Премьер министр РФ, бывший руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу (финансовая разведка) при Минфине РФ