"Спасательные работы на затонувшем "Курске" еще не были прекращены, вся страна напряженно следила за работой норвежских водолазов, а Борис Березовский уже организовал благотворительный фонд "Подлодка "Курск" и успел собрать в него $1 млн. Во всяком случае, он об этом объявил.
"Ко мне обратились многие предприниматели с предложением организовать сбор средств для помощи родным и близким моряков потерпевшей катастрофу подводной лодки "Курск", - сказал Березовский в интервью "Интерфаксу" в воскресенье. Однако никто из бизнесменов-активистов перед публикой не предстал. Согласно заявлению, которое распространил вчера офис Березовского, в попечительский совет фонда вошли писатель Василий Аксенов, губернатор Курской области Александр Руцкой и адвокат Генри Резник.
"Ведомости" вчера опросили многих ведущих российских предпринимателей об их отношении к трагедии "Курска". Большинство из них либо уже оказали какую-то помощь семьям погибших моряков, либо собираются это сделать. О намерении перевести деньги в новый фонд Березовского не сказал никто.
Гендиректор Промышленно-страховой компании Дмитрий Маркаров заявил, что ПСК всегда оказывает только адресную благотворительную помощь, минуя любые фонды. Пробизнесбанк готовит совместную акцию с Российским фондом помощи. Председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман отдал распоряжение филиалам банка в регионах оказать прямую помощь семьям моряков. Самостоятельно разыскивает семьи и нефтяная компания "СИДАНКО". ТНК, "ЛУКОЙЛ" и "Газпром" будут помогать родственникам погибших не только деньгами, но и организацией отдыха или учебы. "Славнефть", по словам ее президента Михаила Гуцериева, оплатила фрахт самолета, которым сейчас пользуется штаб ВМФ - перевозит семьи погибших в Мурманск, и выделила деньги на лекарства и психологическую помощь.
Новолипецкий металлургический комбинат, по словам его руководителя Владимира Лисина, перевел деньги на счет в полевом учреждении ЦБ, указанный на днях военными, и, подобно другим компаниям, зарезервировал некоторую сумму для адресной помощи родственникам моряков. А президент Wimm-Bill-Dann Давид Якобашвили пока не знает, как технически организовать помощь, хотя компания хочет ее оказать.
Многие компании просили не афишировать их участие в помощи семьям экипажа "Курска". Общая сумма пожертвований опрошенных "Ведомостями" компаний превышает $500000.
В целом, как показал наш опрос, промышленники откликнулись на трагедию раньше, чем банкиры. В компаниях, где высшее руководство в отпуске (например, в "Сибнефти", акционером которой до недавнего времени был Березовский) , никакие решения о помощи не принимаются.
Таким образом, откуда взял свой миллион Березовский и кто из предпринимателей его поддержал, пока неясно. Зато бывший депутат Госдумы, как всегда, на 100% использовал случай для политического заявления в рамках своей кампании по созданию "конструктивной оппозиции" Владимиру Путину. "Мне кажется, что Путин повел себя неожиданно черство: он принимал решения умом, а не сердцем. .. Я задыхаюсь, не понимая, ради чего и почему гибнут наши моряки-подводники".
Другие российские предприниматели, если и критикуют власть, все же не спешат примкнуть к руководимому Березовским оппозиционному движению.
Дмитрий Маркаров, гендиректор Промышленно-страховой компании:
- К сожалению, на Руси всегда очень спокойно относились к жизням солдат и офицеров. Я сам почти 20 лет прослужил в армии, и у меня есть полная уверенность, что для спасения подводников не было сделано все, что можно. Было видно нежелание сразу доложить о случившемся руководителям, знакомое мне по армейским годам. Думали, что само собой все "рассосется", а когда чуда не случилось, слишком много времени оказалось потеряно. Нужно отметать политические игры - принимать или не принимать иностранную помощь. В первую очередь мы люди, жители планеты, а потом уже разделенные по идеологическим или военным принципам. Если бы сделали все и все-таки не спасли, по крайней мере, другие знали бы, что в случае чего на их спасение будут брошены все силы.
Михаил Гуцериев, президент нефтяной компании "Славнефть":
- Я очень сожалею о том, что произошло. Но, в принципе, были учения, на войне как на войне. Очень жаль, что так получилось, но то, что произошло, было в зоне риска.
Сергей Леонтьев, президент Пробизнесбанка:
- То, что произошло, в какой-то мере для меня знаковое событие. У нас в августе всегда что-то происходит. Ситуацию с "Курском" я бы поставил в один ряд с событиями августа 98-го, хотя это и из другой оперы. Это демонстрация крушения общественных иллюзий, на которых последние полгода что-то держалось. В то же время это очевидная реальность, в которой находится сегодня наша армия. Вот к чему приводит доминирующее положение государства во всем и вся. Очевидно, что сделано для спасения моряков не все, но, чтобы говорить конкретно, надо быть специалистом. Государство должно научиться очень быстро принимать решения, особенно когда это касается жизни человека. Какое бы оно ни было болезненное, решение нужно уметь принимать вовремя - именно этим бизнес отличается от власти.
Вагит Алекперов, президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ":
- Мы, нефтяники, работаем в самых суровых условиях, в том числе и в северных морях. Поэтому нам хорошо понятен нелегкий труд моряков, и катастрофу подлодки "Курск" мы восприняли как личную трагедию.
Сергей Недорослев, президент группы компаний "Каскол":
- Вместе со всеми очень переживаем из-за трагедии. Сейчас, наверное, еще рано говорить с полной определенностью, что могло стать причиной этой ужасной и неожиданной катастрофы. Без ответа остается слишком много вопросов. Но те компании, в которых участвует наша группа, сделали все возможное, чтобы спасти жизни людей, оказавшихся в подводном плену. Самолет авиакомпании "Волга-Днепр" по первой просьбе перевез английскую спасательную подводную лодку, а подводные аппараты, сконструированные в нижегородском КБ "Лазурит", принимали участие в спасательных работах в Баренцевом море.
"