Железной дороге, по которой «Сильвинит» возит продукцию, грозит провал грунта. Всему виной прошлогодняя авария на руднике «Уралкалия»
"Подмыл конкурента
"Сильвинит «предупредил, что в ноябре может прекратить поставки потребителям. Всему виной прошлогодняя авария на руднике «Уралкалия».
Провал грунтовых пород, который образовался на месте, где год назад рудник начал подтапливаться солевым рассолом, в июле был размером 50 на 70 м, с тех пор границы его достигли 306 на 190 м. В ночь на 24 октября, по данным «Сильвинита», размер увеличился еще на 30 м — в сторону 800-метрового резервного участка железнодорожной ветки, связывающей север Прикамья с Транссибом (он построен в начале 2007 г.). Расстояние от провала до объездного пути теперь всего около 100 м, сообщил «Сильвинит». «По нашим расчетам, средняя скорость приближения провала к объездной ветке — 2,5 м в сутки, — говорит представитель “Сильвинита” Антон Субботин. — Альтернативы железнодорожному транспорту для отгрузки 450 000-480 000 т продукции в месяц у нас нет».
Оперативный штаб Пермской области сообщает, что с восточной стороны провала выявлена трещина, расстояние от которой до резервной ветки — 115 м, от провала — 142 м. РЖД обещает, что построит новую объездную ветку длиной 6 км к февралю 2008 г. А к 2010 г. РЖД вместе с пока не найденными партнерами хочет за 8,9 млрд руб. построить 53-километровый обход Заячья Горка (Соликамск) — станция Яйва, говорит представитель монополии, эта линия будет расположена за пределами шахтных полей и перспективных участков подземной разработки.
Прекращение отгрузки в ноябре — феврале дорого обойдется «Сильвиниту»: его чистая прибыль в 2007 г. может оказаться почти вдвое меньше текущего прогноза в $293 млн, подсчитал директор аналитического управления «Антанта-капитала» Георгий Иванин. «Сильвинит» обеспечивает около 60% поставок хлористого калия на внутренний рынок, без сырья может остаться большинство потребителей, в том числе «Акрон», Кирово-Чепецкий химкомбинат и «Минудобрения» (Россошь). Их представители ситуацию не комментируют.
«Уралкалию» ничто не угрожает: почти все он отгружает со станций в нескольких километрах от аварийного участка, сообщает близкий к компании источник. Не спешат бить тревогу и другие. К примеру, «Ависма» готова возить продукцию до ближайшей железнодорожной станции автотранспортом — себестоимость увеличится незначительно, говорит исполнительный директор «Оборонимпэкса» (управляет «ВСМПО-Ависмой») Михаил Воеводин.
Мировой рынок хлористого калия тут же отреагировал на новость о провале. На «Сильвинит» приходится около 8,5% мирового производства, возможное прекращение поставок станет серьезным драйвером роста цен на калийные удобрения, отмечает Иванин. В пятницу взлетели котировки акций большинства производителей (см. таблицу), а крупнейший из них — канадская Potash Corp. приостановила переговоры по новым контрактам с потребителями. Такое же решение принял экспортер продукции «Беларуськалия» и «Уралкалия» — Белорусская калийная компания (БКК). Предупреждая о возможном сокращении предложения, производители пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы поднять цены для потребителей на следующий год. БКК, к примеру, как раз сейчас начинает переговоры с крупнейшими импортерами в Китае, напоминает эксперт.»"
29.10.2007
Ирина Малкова, Юлия Федоринова, Глеб Столяров, №204 (1978) Ведомости