" ОДНО ИЗ САМЫХ интересных занятий, выпадающих нам при подготовке ежегодного рейтинга 200 крупнейших частных компаний России,— наблюдение за его отраслевой структурой. Два года назад мы обнаружили, что доля, которую составляют в рейтинге добывающие компании и компании обрабатывающей промышленности, приближается к доле торговых компаний. В прошлом году эта тенденция сохранилась. Составляя рейтинг-2007, мы решили исследовать отраслевую структуру непубличной экономики России подробнее.
Теперь все компании рейтинга разделены на 12 групп — от машиностроения до туризма и развлечений. Некоторые виды бизнеса, например сотовая связь, реклама или пошив одежды, оказались представлены всего одной-двумя компаниями. Их мы объединили в группу «Иные». Работая над четвертым по счету рейтингом частных компаний России, мы решили не заниматься повторением пройденного, а предложить читателю принципиально новый продукт. Мы исходили из того, что человеку, незнакомому с IT-бизнесом, мало что говорят названия Verysell или Merlion, а бизнесмен, занимающийся, например, строительством, скорее всего ничего не знает о фармацевтическом дистрибьюторе «Морон». Поэтому мы задались непростой целью представить читателю всех без исключения участников рейтинга. Теперь каждому из них посвящена небольшая статья. Рейтинг компаний, содержащий подобный объем информации, выходит в России впервые. Наибольшую долю в рейтинге - 2007 заняли компании, занимающиеся оптовой торговлей, и розничные сети. Однако в верхней части списка, где представлены максимальные цифры годовой выручки, высока доля металлургических компаний — как производителей стали и цветных металлов, так и компаний, выпускающих прокат и трубы.
Второй год подряд лидерство в списке удерживает неоднократно менявшая название алюминиевая компания Олега Дерипаски. Теперь, когда она из «Русского» стала «Российским алюминием», присоединив СУАЛ и часть предприятий Glencore, ее отрыв от преследователей выглядит еще более значительным: компания, занимающая вторую строчку в рейтинге, отстает от лидера по выручке более чем на $5,5 млрд. Второе место теперь тоже принадлежит металлургам: группу «ГАЗ» вытеснила Уральская горно-металлургическая компания. А самыми быстрорастущими компаниями рейтинга стали розничные сети и девелоперы.
КАК МЫ СЧИТАЕМ
Мы включаем в список компании, чьи акции не присутствуют на фондовом рынке. Это закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и группы компаний, ведущие общий бизнес и подконтрольные общему владельцу. Учитываются также открытые акционерные общества, акции которых принадлежат одной или нескольким (до 10) группам владельцев. Компании ранжируются по выручке, полученной в 2006 году. В список не включены банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. За основу оценки выручки приняты сведения, официально предоставленные Forbes компаниями. Используются также данные с сервера раскрытия информации Федеральной службы по финансовым рынкам, информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс». Данные по группам компаний, не предоставившим консолидированную отчетность, суммируются. Сведения о выручке компаний сверяются с данными о внешнеэкономической деятельности и оценками аналитиков по отраслям рынка. Если в качестве итоговой цифры взята расчетная оценка (при отсутствии официальной информации), она помечена в таблице буквой «е» (от англ. estimated, «оценочно»). Данные о выручке округлены до десятков миллионов долларов.