Хорошо, когда компанией управляют амбициозные наемные менеджеры. Но лучше, когда это делает владелец
" Министр промышленности и туризма Калининградской области Николай Власенко однажды сильно удивил областного министра финансов Елену Матвееву. Зайдя к коллеге в кабинет, властная дама обнаружила Власенко в спортивных трусах. Оказывается, Власенко давно занимается йогой и решил попрактиковаться в обеденный перерыв. «К счастью, успел выйти из позы собаки»,—смеется Власенко. Чиновником он пробыл всего два года и «гражданским» привычкам не изменил.
В августе Власенко подал губернатору Георгию Боосу заявление об уходе. Предприниматель вновь возглавил группу компаний «Виктория», которая управляет почти двумя сотнями магазинов под марками «Квартал», «Виктория» и «Дешево» в Калининграде, Москве и Санкт-Петербурге. «Дистанционно управлять большим бизнесом, который быстро растет, невозможно. Это как через жену управлять автомобилем», —объясняет Власенко с жаром, будто только что это понял. Между тем у предпринимателя уже был негативный опыт передачи дел наемным менеджерам. Вместе с партнерами Владимиром Кацманом и Александром Зарибко он ведет дела уже 15 лет. Когда Власенко и Зарибко, однокашники по калининградской мореходке, 1 в 1992 году открыли продуктовый киоск, бывший нефтяник Кацман жарил по соседству сосиски. Некоторое время партнеры занимались мелкооптовой торговлей, а в 1999 году появились первые супермаркеты «Виктория».
В 2002 году совладельцы «Виктории» рискнули доверить открытие первых магазинов в Москве менеджерам. И пожалели об этом: за год появилось всего два объекта, далеко друг от друга и не в лучших местах. Тогда компаньоны перебрались из Калининграда в столицу, чтобы лично принимать решения, для которых у наемных сотрудников не хватало полномочий или опыта. Например, начали открывать в сытой Москве не дискаунтеры «Дешево», а универсамы «Квартал» с широким ассортиментом товаров и супермаркеты «Виктория», оснащенные производственными цехами. Сейчас на Москву и область, где открыто больше ста торговых точек, приходится 55% выручки группы, причем 20-25% оборота каждого супермаркета составляет продажа еды собственного приготовления.
Долгое время партнеры принимали все важные решения лично. Например, прежде чем приобрести или арендовать недвижимость под магазин, кто-то из совладельцев должен был обязательно выехать на место и выкурить у входа сигарету: за это время можно оценить, сколько человек проходит мимо здания, можно ли здесь сделать парковку и т. д. Власенко уверяет, что никакие исследования с привлечением «таинственных покупателей» не дадут владельцу лучшего представления о том, как идет бизнес, чем личный визит в магазин. Если хозяин видит недочеты, значит, стоит поработать с менеджментом. Вот, например, в магазине не убрано. Можно просто директора поругать, а можно разобраться: а хватает ли уборщиков, адекватную ли им предлагают зарплату или менеджеры перестарались в борьбе за прибыль.
Казалось бы, можно было извлечь опыт из первых московских неудач. Но в 2005 году партнеры решили, что теперь бизнес отлажен, менеджерам остается только поддерживать его, а акционеры своим вмешательством в управление лишь тормозят развитие компании. К 2005 году появилось полное описание бизнес-процессов в 17 увесистых томах. Председателем совета директоров компании стал Георгий Ананчик, 10 лет проработавший в «Виктории», а гендиректором—Максим Белолипцев (участвовавший, кстати, в открытии первых московских магазинов). Учредители занялись собственными делами.
Владимир Кацман вернулся в общепит — вплотную занялся ресторанным бизнесом. Его компания «Балтийские рестораны» управляет сетями пиццерий «Дон Ченто», кафе «Блинца-ца» и чайных «Унция». Александр Зарибко купил в родной Белоруссии сеть магазинов «Рублевский», создал сеть «магазинов у дома» «Алми». А Власенко решил посвятить себя своей «малой родине» — Калининградской области. Заняв пост в областном правительстве, он подготовил проект создания особой туристической зоны на территории национального парка на Куршской косе в Балтийском море. Задача—принимать столько туристов, сколько бывает на литовской части косы (2,5 млн человек в год против нынешних 100 000 человек). Федеральное правительство проект Власенко поддержало, Куршская коса получила статус особой зоны.
Делами «Виктории» акционеры занимались раз в месяц, собираясь на совет директоров. Казалось бы, все шло отлично — новые магазины открывались по плану, выручка в 2006 году составила $800,8 млн, рост, как и у большинства ритейлеров, бурный — 60% в год. Однако месяца три назад владельцы почувствовали: что-то идет не так. «Заслушивали на совете директоров стратегию развития подразделений и поняли, что кадровый состав стал слаб: выступления плохо подготовлены, логику действий менеджеров мы не всегда понимаем, — объясняет Власенко. — Значит, где-то системный сбой, руководство перестало быть связующим звеном между подразделениями». Например, менеджеры предложили концепцию нового формата магазина для маленьких городков с населением до 10 000 человек, акционеры ее одобрили. Но первые участки под пилотные магазины были почему-то найдены в Калининграде и Гусеве, куда более крупных городах. Насторожило акционеров и решение потратить весь рекламный бюджет на продвижение сети «Квартал» на канале «Муз-ТВ» — они совсем иначе представляли себе целевую аудиторию магазинов.
Власенко отпросился у Бооса в отпуск, но быстро понял, что наскоком исправить положение не удастся, и окончательно вернулся в бизнес. Сменив половину руководителей высшего звена, Власенко провел ревизию бизнес-процессов и позиционирования магазинов. Например, он обнаружил, что в петербургских магазинах группы самые привлекательные места на полке заняты молоком, которое является убыточным лидером продаж: у покупателей продукт популярен, но сеть на нем не зарабатывает. Обычно такие товары ставят подальше (их все равно найдут), а на лучшие места выставляют товар, генерирующий прибыль. Наемные менеджеры проблему просто не заметили. «Активное участие акционеров в управлении, хоть и нарушает сформированное на рынке представление о пользе отделения собственников от управленцев* подчас является для компании необходимым, —говорит Елена Ломакина, партнер компании Ernst & Young. — Они знают всю подноготную этой конкретной компании с рождения, что является лучшим гарантом динамики и успеха бизнеса».
Власенко настроен решительно — собирается в будущем году войти в два новых региона, запустить формат ги-пермаркета, купить более мелких конкурентов. «Идет накачка мускулов», — говорит он. А еще он начал применять в бизнесе опыт, полученный в кресле чиновника. Например, позаимствовал у Бооса практику совещаний на местах, когда все министры по субботам выезжали в какой-нибудь район и могли совместно решать проблемы. Теперь Власенко обходит свои магазины не один, а в сопровождении руководителей функциональных подразделений.
В сентябре глава «Виктории» выступал на ежегодном бизнес-форуме Retail Director, где собираются топ-менеджеры сетей, компаний-поставщиков, инвестиционных фондов. Начал он так: «Нет в корпоративном мире более забитого и бесправного человека, чем акционер, не участвующий в оперативном управлении».