Машиностроительные компании: от судостроителей до производителей автомобилей и запчастей к ним
" Группа «ГАЗ» 5 место Выручка $4380 млн
Подконтрольный Олегу Дерипаске крупнейший автомобилестроительный холдинг страны объединяет 18 предприятий, выпускающих легковые автомобили, автобусы, грузовики и строительную технику. Самое слабое звено группы — одноименный завод, где помимо пользующихся устойчивым спросом «газелей» делают древние «волги». Впрочем, скоро здесь начнут собирать Chrysler Sebring, для чего в США закуплен подержанный завод.
Группа «СОК» 11 место Выручка $2800 млн
В самарскую группу «СОК» входит несколько десятков предприятий по выпуску автокомплектующих, а также производству и продаже автомобилей. После смены руководства на АвтоВАЗе многие ждали, что у «СОКа» возникнут проблемы: группа—крупнейший поставщик комплектующих в Тольятти. Однако сотрудничество продолжается. Неплохо идут дела и на принадлежащем группе автозаводе «ИжАвто», выпускающем универсалы «ВАЗ», фургоны «Иж» и автомобили корейской марки Kia.
Трансмашхолдинг 20 место Выручка $2030 млн
Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, совладельцы «Трансмашхолдинга», начали скупать «лежащие» локомотивные и вагонные заводы в 2002 году. Почти монопольное положение на рынке они завоевали очень вовремя. Львиная доля инвестиционной программы РЖД до 2030 года (ни много ни мало $500 млрд) будет потрачена на обновление подвижного состава. К 2008 году, например, объем закупок железнодорожной техники составит $13,6 млрд (в 2006-м—около $4 млрд). Правда, доходами придется поделиться с заказчиком. Сделка по продаже железнодорожной монополии 25% «Трансмашхолдинга» в финальной стадии.
Концерн «Тракторные заводы» 53 место Выручка $920 млн
Михаил Болотин, президент и основной владелец концерна «Тракторные заводы», строил свою компанию 8 лет. На долю компании приходится 80% российского производства лесозаготовительной техники и 40% комбайнов. Концерн Болотина лидирует на рынке индустриальной техники (бульдозеры, трубоукладчики и т. д.), а входящий в его состав «Курганмашзавод» — единственный в стране производитель боевых машин пехоты. Планы на будущее? Болотин мечтает о превращении своей компании в транснациональную корпорацию стоимостью более $10 млрд. Первые шаги уже сделаны: в 2006 году в состав концерна вошел датский производитель лесозаготовительной техники Silvatec.
Автотор 69 место Выручка $750 млн
В июле руководители российских автозаводов поругались. Объединение автопроизводителей России потребовало от премьер-министра Михаила Фрадкова отменить льготы на «отверточную» сборку легковых автомобилей на калининградском заводе «Автотор», поскольку это дает ему несправедливые конкурентные преимущества. «Автотор» в ответ обвинил коллег в использовании административного ресурса и нецивилизованных методов конкурентной борьбы. Скандалы вокруг льгот «Автотора» не утихают уже семь лет, а завод тем временем бойко свинчивает новенькие Kia, BMW и Hummer.
Объединенная промышленная корпорация 74 место Выручка $750 млн
Петербургские «Балтийский завод» и «Северная верфь»—лучшие из российских предприятий, способных строить крупные надводные боевые корабли. Но оба остались за бортом создаваемой по инициативе правительства Судостроительной корпорации. Почему? Входящие в состав Объединенной промышленной корпорации верфи принадлежат сенатору от Тывы Сергею Пугачеву. О выкупе верфей с ним договориться не удалось, а о захвате, учитывая близость Пугачева к окружению Владимира Путина, и речи быть не могло. Теперь на территории «Балтийского завода», лишившегося военных заказов, будет построен деловой центр.
Сибирский деловой союз 75 место Выручка $750 млн
Хозяева компании «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев и Владимир Гридин объединили в ней угольные разрезы и спиртовые заводы, машиностроительные предприятия и колхозы, экспедиторский бизнес и пансионаты, жилищно-коммунальные службы и рекламные агентства. Основную прибыль бизнесмены получают от продажи угля и вагонов. «Алтайва-гон» — один из крупнейших российских производителей подвижного состава. А на угольный разрез «Черни-говец» регулярно привозят на экскурсию высоких столичных чиновников. Последним здесь побывал первый вице-премьер Сергей Иванов.
Новое содружество 111 место Выручка $570 млн
Совладельцы компании «Новое содружество» Константин Бабкин, Дмитрий Удрас и Юрий Рязанов работают вместе уже 15 лет, даже кабинет у них общий. Главное предприятие группы—завод «Ростсельмаш», контролирующий 65% российского рынка комбайнов. Входящий в состав «Нового содружества» холдинг «Эмпилс» контролирует 15% российского рынка красок. Это успехи. А неудачи? В 2001 году Бабкин, Удрас и Рязанов попытались расширить сферу деятельности, купив ульяновский авиазавод «Авиастар». Но договориться с менеджментом и чиновниками не удалось. После полугодичной корпоративной войны партнеры были вынуждены уйти из Ульяновска.
ТагA3 115 место Выручка $540 млн
Построив в Таганроге новенький автосборочный завод, ростовский предприниматель Михаил Парамонов патриотично переименовал собираемые там корейские легковушки Daewoo в «Кондор», «Орион» и «Ассоль». Потребители патриотизма не оценили. С трудом продав несколько сотен машин, ТагA3 свернул производство. С машинами нового партнера—Hyundai—в Таганроге не экспериментируют, и правильно: недорогие Hyundai Accent и Sonata, снятые с производства в Корее, пришлись потребителям по душе.
ГК «Электрощит» — ТМ Самара 143 место Выручка $440 млн
С продукцией самарского завода «Электрощит» знакомы жители спальных районов. Именно на этом предприятии в 1990-х придумали гараж-«ракушку». Один из недостроенных цехов был продан компании Pepsi, что и дало средства на развитие нового производства. За контроль над заводом воевали две семьи—гендиректора Егорова и главного конструктора Поло-винкина. В середине 1990-х вражда завершилась свадьбой дочери директора и сына конструктора Андрея, который сейчас возглавляет компанию. Реформа электроэнергетики подхлестнула спрос на трансформаторы, и компания занялась скупкой своих поставщиков—приобрела узбекский завод «Узэлектроаппарат» и производство металлоконструкций в Ульяновске.
ГК «Электрозавод» 148 место Выручка $420 млн
Несмотря на то что производственная площадка «Электрозавода» находится недалеко от центра Москвы, предприятию удалось не только избежать рей-дерских атак, но и сохранить объемы производства, не утратив статуса одного из крупнейших производителей трансформаторов в России. Компания завершает строительство трансформаторного завода в Уфе, благодаря чему увеличит объемы производства в пять раз. Чтобы принять непосредственное участие в распределении средств инвестпрограммы РАО ЕЭС, в июне 2007 года «Электрозавод» создал собственную инжиниринговую компанию совместно с немецким концерном Siemens.
Группа компаний «Тадем» 150 место Выручка $420 млн
Торговля поддельными запчастями для российских машин—распространенное явление. Автолюбителю они грозят поломками, а группе «Тадем», крупнейшему поставщику стартеров и генераторов для «лад»,—убытками. Поэтому «Тадем» уже два года содержит сайт kontrafakt.ru, где объясняет отличие настоящих запчастей от поддельных, в особенности китайских. Среди потребителей продукции «Тадема» практически все российские моторные и автомобильные заводы, Алтайский и Минский тракторные заводы, «Российские железные дороги» и даже «Норильский никель».
Автовазагрегат 194 место Выручка $320 млн
До 2000 года тольяттинский «Автовазагрегат» входил в состав АвтоВАЗа и поставлял на его конвейеры несколько сотен узлов и деталей, в том числе сиденья и глушители. Сейчас «Автовазагрегат» — самостоятельная компания, а ее совет директоров возглавляет бывший президент АвтоВАЗа Алексей Николаев. С появлением на Волжском автозаводе нового собственника, компании «Рособоронэкспорт», у «Автова-загрегата» наступили трудные времена. Компания вложила $10 млн в новый цех по производству сидений (на них приходится более 50% ее оборота), а АвтоВАЗ договорился о поставках сидений с американской компанией Johnson Controls.