Металлы — основа любой другой индустрии. Перед вами крупнейшие непубличные металлургические компании
" Российский алюминий 1 место Выручка $12 900 млн
«Русал» после слияния с СУАЛом и несколькими предприятиями Glencore International воплотил мечту Олега Дерипаски — теперь это крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема. Компания, с гордостью именующая себя «мегакорпорацией», работает в 19 странах мира на всех пяти обитаемых континентах. Русское название — реверанс в сторону поглощенного СУАЛа (контрольный пакет и главное слово в объединенной компании принадлежат Дерипаске), а в международном названии компании остался ее старый бренд: UC Rusal.
Уральская горно-металлургическая компания 2 место Выручка $7260 млн
Основа благосостояния России — нефть, но медь на мировом рынке дорожает едва ли не быстрее. Когда в 2004 году цена меди выросла на 61% (до $2870 за тонну), эксперты наперебой предрекали скорый спад. Как бы не так: в прошлом году медь стоила уже $8800 за тонну. Эта ситуация устраивает владельца УГМК, вышедшей в этом году на второе место в рейтинге Forbes, Искандера Махмудова и ее гендиректора Андрея Козицына: компания давно не приобретала новых предприятий, но зато активно вкладывает средства в уже имеющиеся у нее шахты и обогатительные комбинаты.
Металлоинвест 4 место Выручка $4730 млн
Металлургический холдинг Алишера Усманова, Василия Анисимова и Андрея Скоча уверенно растет. Сейчас «Металлоинвест»—крупнейший производитель железорудного сырья и пятая по объемам выручки компания в российской черной металлургии (впереди лишь гиганты — «Северсталь», «Евраз», Магнитка и НЛМК). С начала года «Металлоинвест» ведет переговоры о слиянии с крупной украинской металлургической компанией «Индустриальный союз Донбасса».
Объединенная металлургическая компания 10 место Выручка $2960 млн
Летом глава и совладелец ОМК Анатолий Седых объявил о намерении вложить почти $2 млрд в строительство нового прокатного стана, который будет выпускать стальные листы для производства труб большого диаметра для магистральных трубопроводов. Прокатный стан позволит заполучить в постоянные заказчики «Газпром» или «Транснефть», а это мечта любого металлурга. Проблема в том, что о подобных планах помимо ОМК уже заявили «Северсталь», ММК и «Металлоинвест». Но даже если Седых проиграет борьбу за заказ от сырьевых монополистов, без работы он не останется: ОМК производит более половины железнодорожных колес и автомобильных рессор в России.
Группа ЧТПЗ 17 место Выручка $2200 млн
Владельцы «Группы ЧТПЗ» Андрей Комаров и Александр Федоров упорно сохраняют в названии своей компании неудобочитаемую аббревиатуру головного предприятия — Челябинского трубопрокатного завода, хотя компания давно уже не только трубная. Четверть выручки в 2006 году принес Челябинский цинковый завод, купленный четыре года назад чуть ли не в качестве портфельных инвестиций за сравнительно небольшую сумму в $100 млн. Но только за последний год цена на цинк выросла более чем вдвое, а выручка цинкового завода — втрое. Комаров и Федоров теперь взялись за цинк всерьез, начав скупать месторождения сырья в Челябинской области и в Казахстане.
Русская медная компания 19 место Выручка $2030 млн
Первый с советских времен новый металлургический завод в России построили в 2003 году в Великом Новгороде. Завод выпускает медь, владеет им Русская медная компания предпринимателя Игоря Алтушкина, объединяющая сырьевые и металлургические предприятия в России и Казахстане. Заводы у екатеринбуржца Алтушкина небольшие, и их совокупная мощность не позволяет РМК потеснить на рынке меди и медной продукции главных конкурентов — «Норникель» и УГМК. Поэтому летом компания объявила о намерении построить еще один завод, в Челябинской области. Рекордно высокие цены на медь позволяют потратить на это полмиллиарда долларов.
Промышленно-металлургический холдинг 26 место Выручка $1490 млн
Промышленно-металлургический холдинг — группа угольных, коксохимических и металлургических компаний, расположенных в центре России, на Урале и в Сибири, объединенная вокруг кемеровского предприятия «Кокс». В составе холдинга нет гигантов металлургии или крупных угольных разрезов, зато очень много средних и мелких предприятий. Владеет холдингом семья Зубицких — депутат Госдумы Борис Зубицкий и его сыновья Евгений и Андрей. Непубличный статус компании семью вполне устраивает.
Ариант 50 место Выручка $980 млн
Металлургические заводы, входящие в челябинскую группу «Ариант», производят около 78% ферросплавов в России. Помимо этого «Ариант» владеет крупным агрохолдингом на Урале, десятком винодельческих хозяйств в Краснодарском крае и небольшим колбасным производством. С него все и начиналось. Один из основателей группы, ныне депутат Госдумы, Александр Аристов в 1995 году торговал колбасой, поставляя ее в том числе в столовую Челябинского металлургического комбината. Когда комбинат задолжал ему деньги, Аристов понял, что у предприятия большие проблемы с финансами, и скупил акции у работников.
МАИР 85 место Выручка $680 млн
Торговля металлоломом в России — бизнес сложный, малоприбыльный и криминальный. Построить крупную и относительно прозрачную компанию в этой области можно, но для этого основателю и единственному владельцу МАИРа Виктору Макуши-ну потребовались профессиональное чутье и железная рука. «Больше всего мне нравится воевать, а сейчас, к сожалению, уже негде»,—откровенно признается Макушин. Отлаженная за время войн машина продолжает успешно работать: теперь МАИР не только торгует металлоломом, но и выплавляет сталь.
Группа «ЭСТАР» 86 место Выручка $680 млн
Подробно о группе «ЭСТАР» см. в статье «Третья попытка» на стр. 144.
МАКСИ-Групп 99 место Выручка $610 млн
Принято считать, что «МАКСИ» в названии уральской промышленной группы, занимающейся сбором металлолома и выпуском металлических изделий (метизов) — от имени ее президента и единственного владельца Николая Максимова. К 2011 году Максимов намеревается вывести свою группу в пятерку крупнейших производителей стали в России. По его расчетам для этого к уже существующему предприятию надо построить восемь металлургических мини-заводов в разных регионах страны.
Группа «Магнезит» 140 место Выручка $450 млн
Железная руда плавится при температуре 1500°С, а минерал магнезит—при фантастических 2800°С, что сделало его незаменимым при изготовлении облицовки доменных печей и других огнеупоров. Товарищество «Магнезит» основано в городе Сатка на Урале еще в 1901 году, при советской власти завод «Магнезит» стал крупнейшим в СССР поставщиком огнеупоров для металлургии, а сейчас группа «Магнезит» с головным офисом в той же Сатке объединяет предприятия России, Германии и Китая.
Сибирско-Амурская сталь 187 место Выручка $340 млн
Интерес к переплавляющему металлолом заводу «Амурметалл», которым сейчас управляет компания «Сибирско-Амурская сталь», проявляют многие. Пять лет назад за его акции боролись «Альфа-Эко» и администрация Хабаровского края. В конце 2003 года завод купил мастер спорта по вольной борьбе Александр Шишкин (позже он стал депутатом Хабаровской краевой думы). А в будущем завод может объединиться с металлургической группой «ЭСТАР» (акционеры —Вадим Варшавский, Сергей Веремеенко и тот же Шишкин), которой принадлежит опцион на выкуп 100% акций «Амурметалла».