Реставрация музея-заповедника обошлась городу в 10 млрд рублей. При строительстве было вырублено 201 826 кустарников и 3315 деревьев.
""Первый же снегопад повалил в «Царицыно» с десяток деревьев, которым строители подрубили корни. Древостой по принципу домино рухнул на новенькие выставочные павильоны, проломив крышу и выбив окна.
«Царицыно» начинает приносить убытки, как собственно и прогнозировали эксперты в пессимистическом сценарии программы реконструкции музея. Две липы упали прямо на только что отреставрированный павильон «Миловида». Глава общественной организации «Царицыно для всех» Андрей Маргулев объяснил «Москору»:
– Строители превратили старинный английский парк времен Екатерины в подобие регулярного городского парка с искусственным газоном, главное в котором – просматриваемость и безопасность. Два года назад здесь еще были лесные растения и кленовый подлесок, который защищал почву от вытаптывания и высыхания. Деревья в такой экосистеме выросли до 40 метров высотой, но со слабой корневой системой. Без подлеска они стали неустойчивы, и в непогоду будут падать десятками по принципу домино, – уверен Маргулев.
По его оценкам, «рафинированный» лес проживет максимум 20–30 лет. Прокладывая в парке многочисленные бетонные дорожки, строители рыли траншеи по 2,5 метра глубиной, подрубая древостою корни. Из-за этого сегодня многие деревья уже имеют заметный крен к земле.
Иностранные туристы, глядя у входа в «Царицыно» на транспарант с данными об «озеленении», искренне удивляются «русским, которые признаются в разорении заповедника». На планшете, как на надгробии, написано: при строительстве вырублено 201826 единиц кустарника, 3315 взрослых деревьев, сохранено 11 тысяч деревьев и 616 кустов. В «Царицыно» полностью заменили почву, чтобы не росло ничего живого. Сначала засыпали все коричневым «урбаземом», поверх него уложили километры сетки из пластика, в ячейки которой засыпали гравий. Присыпали черноземом и раскатали по нему полуживой травяной коврик. Сменив природный травяной покров на искусственный газон, озеленители получили неплохой гонорар из бюджета ЖКХ Москвы. На месте строящихся оранжерей вырубили фруктовый сад. Варварские вырубки велись ночью, чтобы кощунству не могли помешать жители.
Черная грязь
– Воздух изменился, парк перестал останавливать городскую гарь и мелкодисперсную пыль в смеси с автомобильными выхлопами. А ведь вокруг «Царицыно» – спальные районы Орехово-Борисово, Зябликово и Братеево, где вообще нет зелени. Людей лишили культурно-исторического наследия. У старожилов, которые помнят «Царицыно» прежним, лужковский муляж не вызывает никаких эмоций, зато за рубежом над нами смеются и показывают пальцем, как на дикарей, – считает Маргулев.
– Реставрация «Царицыно» – это надругательство над историческим памятником, – считает глава организации «Царицыно для всех».
По его словам, новострой и газоны не имеют ничего общего с дворцовым комплексом и романтическим английским парком, которые императрица изначально задумывала в «Царицыно». В 1775 году Екатерина II, постоянным местом жительства которой был Петербург, приехала в Москву по случаю подготовки торжеств в честь подписания мира с Турцией. На Ходынском поле по сценарию императрицы давали театрализованное представление с батальнымиц сценами на импровизированном Черном море. После праздника Екатерина наведалась в свою резиденцию в Коломенское, а по дороге оттуда набрела на усадьбу Черная грязь. Усадьбой владел Матвей Кантемир, и Екатерина, потрясенная видами усадьбы, в течение месяца выкупила ее у хозяина.
Романтический парк
– В то время Екатерина была в прекрасном расположении духа: был заключен мир с Турцией, казнен Пугачев. К тому же она ждала ребенка от графа Потемкина. Императрицей тогда владели идеи Руссо о единении с природой и всеми людьми. Баженов, которому поручили разработать проект застройки «Царицыно», пытался воплотить в нем подобие земного рая. В подтверждение идеи об идеальном обществе Баженов спроектировал екатерининский дворец и дворец ее наследника Павла, кадетские и кавалерский корпусы абсолютно симметричными. Вокруг дворцового ансамбля вместо французского регулярного парка, который был у Кантемиров, был разбит английский пейзажный парк. Екатерина хотела иметь в резиденции романтический парк с рощицами, кустами и множеством укромных затененных мест. Изначально проект Баженова она одобрила, но до конца не довела, быстро остыла к нему и деньги выделяла нерегулярно. Потом ее мировоззрение стало меняться на фоне предреволюционных настроений в Европе. Она взяла курс на государственность. В 1785 году она забраковала баженовский вариант и приказала разрушить все корпуса. В 1786 году строительство передали Казакову. Тот объединил фундаменты дворцов Павла и Екатерины и построил нечто мрачное в готическом стиле, что выпадало из первоначального ансамбля. В 1799 году ансамбль осмотрел Павел, заявив, что денег на стройку больше не даст. Дворец превратился в руины, а парк стал развиваться сам по себе.
Недавно Андрей Маргулев подал в Европейский суд по правам человека иск с требованием признать незаконным как программу реконструкции «Царицыно», так и постановление правительства, давшее новострою зеленый свет. Согласно документам, трехгодичная реставрация музея-заповедника обошлась городу в 10 млрд рублей. Однако независимые экономисты считают, что средств потрачено в несколько раз больше.
Как стало известно «Москору», чиновники прописали три сценария реализации программы по переделке музея – оптимистический, реалистический и пессимистический. Сегодня чиновники держатся середины, а по реалистическому сценарию затраты городского бюджета составят только 50–70% «от объема финансовой потребности». В этом случае строительство идет только «в границах центральной дворцово-парковой части музея-заповедника». «Незаконченность всего комплекса работ не позволяет музею достояно выйти на внутрироссийский и международный туристический рынок», – говорится в документе. Чиновникам не хватило пары миллионов для того, чтобы в многомиллиардном «Царицыно» появился хоть какой-либо смысл. Правительство заранее признало, что туристы смотреть на муляжи не поедут, ведь «публичный эффект от работ резко снижается».
При самом лучшем сценарии максимальный доход от новостроя составил бы 50–100 млн рублей в год за счет продажи билетов на экспозиции. В 110 выставочных залах должна появиться тематическая экспозиция о Москве эпохи Лужкова из картин и скульптур любимых мэром Глазунова, Шилова, Церетели, Андрияки и Бурганова. Непонятно только, почему иностранцы должны платить за современное столичное искусство по 100 млн рублей в год.
Между тем содержание заповедника, по самым скромным оценкам, после реставрации выросло в 3–4 раза. Точная сумма расходов хранится в секрете, однако известно, что содержание каждого метра озелененной территории в парке стоит тысячу рублей в год. Число сотрудников в штате музея уже перевалило за 2 тысячи. Интересно, что рабочие места заняли не москвичи и даже не граждане России. Город платит деньги гастарбайтерам, а те, как известно, отправляют зарплату на родину. От их заработка Москве не достается даже налогов.
Бутовский сценарий
По данным «Москора», музею-заповеднику перешел земельный участок от некогда существовавшей неподалеку деревни Черная грязь. В 2003 году жителей из нее выселили по бутовской схеме, а землю отдали Мосдачтресту под строительство жилья для социально незащищенных семей. В 2005 году право на землю предъявила администрация «Царицыно», решив вместо малосемеек построить там «Царскую деревню» из малоэтажных отелей для гостей и хозяев столицы.
– Через пару лет деньги на содержание будет брать неоткуда, и администрация отдаст музейную землю под коммерческие проекты – в аренду ресторанам и под застройку отелями. Сейчас уже готовится строительство «Парк Отеля». Постановление правительства Москвы №267 с нарушением московского Закона №48 «Об особо охраняемых природных территориях» передало заповеднику землю в бессрочное пользование. Теперь музей сам сможет передавать участки земли в срочную аренду бизнесменам, объясняя это нехваткой средств на свое содержание, – считает Маргулев.
Московский Лас-Вегас
«Царицыно» тем временем уже закатано в глянец в лучших традициях строительства торгово-развлекательных центров и казино. Проект программы до сих пор не получил положительного заключения экоэкспертизы. «Царицыно» должно было остаться руинами в европейском понимании, как Колизей в Риме или Акрополь в Афинах. Все новые постройки на территории такого исторического памятника должны быть спрятаны в складках местности. А в «Царицыно» даже туалеты и трансформаторные будки по отмашке мэра подогнаны под баженовский стиль и стоят на виду. В глубине парка недалеко от дворцовой поляны оборудована спортивная площадка, чего нельзя увидеть ни в одном музее мира. Светомузыкальные фонтаны на Царицынском пруду не предусмотрены ни проектом планировки, ни программой реставрации и построены исключительно по прихоти градоначальника. По данным Горгидромоста, они создавались по аналогии с фонтами Лас-Вегаса и должны напоминать бизнесменам о бурном отдыхе в городе греха.
Результатом безграмотности проектировщиков стал и уродливый стеклянный купол над Хлебным домом. Большой царский дворец вообще получил статус «стилизованного под старину» досугового центра для богачей. На третьем этаже дворца задумано кафе на 150 мест для корпоративного увеселения олигархов, мечтающих о графских титулах. В подземной зоне спроектированы гаражи на 10 тысяч автомобилей и тайный въезд для нуворишей и бутики. Инвесторы решили разбавить императорские покои сетью гостиниц «Московская дача», со SPA-салонами, бутиками, бильярдом и караоке.» "